Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Появились новые способы оформления карты болельщика в России
Мир
Трамп упрекнул власти США в некомпетентности на фоне решения РФ по ЯО
Мир
Минск заявил о вынужденных мерах из-за наращивания потенциала НАТО
Мир
В МИД назвали недостойным спектаклем «Саммит за демократию» США
Пресс-релизы
Завершился гоночный сезон 2022-2023 Sochi Drift Challenge
Общество
СМИ назвали возможного покупателя российских активов Henkel
Наука и техника
Мошенники начали использовать ChatGPT для фишинга
Спорт
Макдэвид первым за последние за 27 лет НХЛ набрал 140 очков за сезон
Общество
Источник заявил об улучшении состояния Костомарова
Армия
Пушилин рассказал о практически полной зачистке промзоны в Артемовске
Общество
Собянин сообщил о росте средней скорости движения на МКАД на 6% за пять лет
Мир
В Киеве потребовали запретить применять боеприпасы с обедненным ураном
Мир
КНР обошла США и стала крупнейшим в мире кредитором стран-должников
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Народно-художественные промыслы (НХП) — важный элемент культурного наследия страны и, потенциально, одна из составляющих туристических продуктов, рассчитанных как на внутренний, так и на внешние рынки. Кроме того, в теории, они могли бы способствовать улучшению социальной и экономической ситуации в малых городах и селах, где проживают мастера. Однако пока, говорят эксперты, представители отрасли и профильных ведомств, промыслы сами нуждаются в поддержке — и с каждым годом всё сильнее. В Минпромторге ищут различные пути решения. В том числе, как рассказала представитель ведомства в ходе дискуссии Экспертного совета по малым территориям, посвященной проблемам развития и сохранения промыслов, полезным может оказаться опыт Индии и Японии. Подробнее о том, чем отечественным промыслам может помочь экзотический пример, и каким их будущее видят участники дискуссии — в материале «Известий».

Обманчивый рост

В последние несколько лет интерес к народно-художественным промыслам, казалось бы, начал расти, в том числе на фоне растущей популярности культурно-исторической тематики, реконструкторских событий и мероприятий, основанных на принципах «живой истории», а также просто — увеличения внутреннего турпотока.

Одновременно на рынок стали выходить небольшие частные артели, созданные энтузиастами — мастерами и предпринимателями. В некоторых случаях, как, например, в истории с возрождением новгородской «Крестецкой строчки», в дело вмешиваются бизнесмены, уже имеющие опыт развития собственных проектов. Однако общие тенденции по-прежнему неутешительны.

Минпромторг — ведомство для большинства предприятий, работающих в этой отрасли, ключевое. Именно оно занимается программами государственной поддержки в этой сфере, в 2015–2016 годах в ведомстве представили стратегию развития отрасли на срок до 2020 года. Поддержка промыслов осуществляется, в первую очередь, через субсидии и льготы, предусмотренные для предприятий. Для большинства предприятий они — единственный шанс на выживание.

Сотрудница фабрики «Крестецкая строчка» вышивает полотенце

Сотрудница фабрики «Крестецкая строчка» вышивает полотенце в фирменной технике, Новгородская область, Росссия

Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

В последние пять лет отрасль, пришедшая в упадок в 1990-е, показала рост — с 5 млрд руб. в 2013 году до 6 млрд руб. в 2018 году. Однако, как рассказала заместитель руководителя департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга Лилия Нургатина, процесс этот был неравномерным. Так, в 2018 году около 80% производства пришлось на 34 региона. В числе лидеров: Московская и Нижегородская область, а также Республика Дагестан.

Тем более что, судя по приведенным цифрам, доля господдержки в этом секторе росла еще быстрее — с 2013 года она выросла почти вдвое, с 310 млн руб. до 633 млн руб, а доля субсидий в общем объеме производства, соответственно, увеличилась с 6,2% до 10,5%. Сегодня, как отмечают в Минпромторге, НХП является одной из наиболее субсидируемых отраслей.

И устойчивое падение

Сказываются, в том числе, и общие социально-экономические сложности — при сокращении спроса первыми страдают те товары, которые не являются необходимыми в повседневной жизни.

С 2015 года мы наблюдаем устойчивое падение продаж. Причина в общем снижении покупательского спроса на товары не первой необходимости. Продукция промыслов в числе первых оказывается под ударом, — рассказал Вячеслав Долгов, заместитель генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», председатель правления Национального союза народных художественных промыслов.

Там, где на падение спроса не жалуются, есть и другие трудности, связанные в том числе с ограниченными возможностями для дальнейшего развития.

Павлопосадские платки

Павлопосадские платки

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Спрос большой и не падает, но не хватает мастеров. Их у нас, согласно штатному расписанию, всего 4, нужны новые штатные единицы, — рассказывает Ольга Тимошкина, директор центра народных ремесел «Берегиня» в городе Каргополь.

Кадровый дефицит для таких предприятий — проблема серьезная. В силу самой специфики промысла, специалисты должны наследовать умение у старых мастеров, поэтому справиться с дефицитом исключительно за счет привлечения людей со стороны здесь не получится.

— Минимальная достаточность должна быть определена и для кадрового обеспечения НХП. В любом производственном коллективе должно быть как минимум 3 поколения мастеров, иначе он обречен на медленное затухание, — убежден Вячеслав Долгов.

Всё это, как и ручной труд на производстве, повышает стоимость изделий, затрудняя конкуренцию на рынке. В том числе с сувенирами на «народную» тематику, которые производятся на российских или зарубежных фабриках в массовом порядке.

Дело места

Еще один неблагоприятный фактор: в небольших городах и селах, где эти промыслы развивались исторически, жизнь постепенно затухает.

Так, как рассказал представитель Минпромторга, в 334 из 370 населенных пунктов, которые сегодня являются центрами НХП, в ходе исследований, проведенных согласно методикам Минстроя, было выявлено неудовлетворительное качество городской среды.

Всего с 2002 по 2016 годы их население в среднем сократилось почти на 5%. Причем в некоторых населенных пунктах речь идет об оттоке почти 68% жителей. И, вероятно, в дальнейшем тенденция будет только нарастать.

Есть и трудности внутреннего характера, специфические для этой отрасли. В первую очередь, речь идет о возможности адаптироваться к требованиям современного мира, сохранив ключевые культурно-исторические ценности.

Отрасли предстоит определить, что для нее важнее: аутентичность или рынок. Попытки изготавливать предметы современного обихода с помощью традиционных технологий не всегда спасают. В одном из северных городов додумались делать ремесленные брелки для «Мерседесов». В данном случае теряется аутентичность и не возникает никакой экономической ценности, — рассуждает Алексей Фирсов, генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа».

Сотрудница компании «Хохломская роспись» расписывает новогодние шары

Сотрудница компании «Хохломская роспись» расписывает новогодние шары, Нижегородская область, Росссия

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Активнее заниматься выпуском несувенирной продукции хотели бы в нижегородской компании «Хохломская роспись». Кроме того, там готовы дать клиентам возможность принять участие в создании узора.

— Традиционная линейка у нас растет, а падают несувенирные продажи. Наша задача — усиление практичности продукции, ее адаптация к современности. Например, кастомизация, когда покупатель сам может предлагать мастерам сюжет. На традиционный формат ориентирован только определенный тип людей, — рассказывает Елена Краюшкина, начальник отдела народных художественных промыслов департамента развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли РФ, генеральный директор компании «Хохломская роспись»

Однако в целом ставка на новые тенденции идет вразрез с идеей НХП, уверен Вячеслав Долгов. По его мнению, промысел — это «средоточие народного искусства». Заниматься им должны профессионалы, однако промысел неотделим от места его исторического бытования, а попытки подстроить свои линейки под временные тренды могут пошатнуть предприятия, у которых для этого не хватает мощностей.

Между промышленностью и культурой

Переход на промышленное производство, возможно, позволил бы решить часть операционных и финансовых проблем. Еще в советские годы НХП перевели на промышленные рельсы, заменив небольшие кустарные артели полноценными заводами. Мастеров обеспечивали работой за счет госзаказов, существенная часть изделий использовалась самими ведомствами или шла на производственные подарки. В результате сегодня отрасль оказалась на перепутье и выбрать между двумя сценариями — промышленного производства или ручного труда — по-прежнему не удается, отмечает Андрей Стась, генеральный директор Института территориального маркетинга и брендинга.

— Сейчас предприятия рвут штаны — хотят с одной стороны получать поддержку от Минпромторга, с другой — сохранять себя как промысел с фигурой мастера в центре, — убежден он.

Пуховязальщицы

Пуховязальщицы во время работы на производстве индустриального парка «Оренбургский пуховый платок», Оренбург, Россия

Фото: ТАСС/Олег Рукавицын

Но переход в промышленное русло потребует использования новых технологий и новых материалов. Это, в свою очередь, может сказаться на «традиционности». И речь не только о верности идее. В стратегии Минпромторга прописаны критерии, в соответствии с которыми то или иное предприятие может претендовать на включение в реестр и, как следствие, получение поддержки. Это, в том числе, географическая принадлежность к месту бытования промысла, наличие потомственных мастеров, использование традиционных материалов и технологий, применение ручного и творческого труда на производстве и стилистическая общность изделий.

С оглядкой на Индию

Впрочем, и у курса на сохранение традиционных способов производства есть свой потенциал для экономического развития. В первую очередь, за счет интеграции промыслов со внутренним или историческим туризмом.

— Каргопольская игрушка оказывает влияние на бренд всего Каргополя. Поэтому она может использоваться для привлечения туристов. Мы, например, открыли под Каргополем «Бабкину поляну» — интерактивное живое пространство и «памятное место» знаменитого мастера Ульяны Бабкиной, — рассказывает Ольга Тимошкина.

Здесь вопрос упирается в ресурс нематериальный — для развития таких форматов потребуются дополнительные управленческие навыки, в том числе связанные с работой в соцсетях и маркетингом. Их сегодня большинству предприятий НХП остро не хватает: сосредоточенность на сохранении традиций производства нередко по умолчанию подразумевает недостаток опыта в использовании современных практик в менеджменте.

Роспись каргопольской игрушки, Архангельская область, Россия

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

С тем, что туризм для НХП — направление перспективное, согласны и в Минпромторге. Лилия Нургатина в том числе ссылается на опыт Индии, где оборот отрасли НХП составляет $3–4 млрд, а объем туристических услуг, разработанных на их основе, за последние 25 лет вырос в 33 раза. Впрочем, по мнению представителя профильного министерства, не обязательно ограничиваться туризмом внутренним — так, в Японии традиционные промыслы использовали для формирования и продвижения образа страны на внешних рынках, а популярность отдельных церемоний — например, чайной, — привела к увеличению спроса на связанные с ней товары. Похожим образом, уверена она, можно работать и с отечественными промыслами.

Не исключено, что в случае успеха можно будет решить и часть проблем малых населенных пунктов, считают в Минпромторге.

— Промыслы могут быть инструментом развития территории, в частности, влиять на турпоток. К примеру, в столице золотой Хохломы — городе Семенове Нижегородской области — за счет развития инфраструктуры НХП в два раза вырос турпоток. Сейчас примерно треть доходов бюджета приносит туризм, — рассуждает Лилия Нургатина.

Однако в Экспертном совете по малым территориям «Известиям» пояснили, что в дальнейшем такой сценарий может быть возможен, но на данный момент речь идет скорее о спасении самих промыслов, чем об их использовании их потенциала для развития населенных пунктов.

Территориальный комплекс

В России существует федеральный реестр НХП — предприятия, попавшие в него, могут претендовать на определенные финансовые льготы, в том числе на освобождение от НДС, а также на предоставление субсидий. Чтобы попасть в реестр, нужно получить одобрение министерского экспертного совета — удается это далеко не всем. Но сам подход, по словам Вячеслава Долгова, довольно гибкий. Например, предприятия могут диверсифицировать производство и выпускать одновременно как изделия традиционных промыслов, так и более «рыночные» товары, не рискуя потерять субсидии.

Участок отделки и заготовки на фабрике «Торжокские золотошвеи», Торжок, Россия

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

— Для себя мы разделяем категории продукции: НХП и продукцию массового спроса, которая создается с максимальным учетом рынка, — отмечает он.

Есть и отдельные региональные программы — например, в Кировской и Вологодской областях или Чувашской Республике. В некоторых регионах, в том числе в Рязанской области, Дагестане и Карелии, работают Центры народных промыслов. В 2017 году Минпромторг договорился с Минкультуры о совместных мерах по продвижению НХП.

Кроме того, как рассказала Лилия Нургатина, в ведомстве планируют в особом порядке работать с населенными пунктами, показывающими высокую вовлеченность жителей в промысел. Среди лидеров — Нерехта, Великий Устюг, Торжок, Торопец и Мстера.

В конце весны прошлого года в ведомстве анонсировали новый проект, направленный на развитие привлекательной для жизни среды в местах сохранения и развития народных промыслов.

— Нужно, чтобы там, где живут наши мастера, там, где родились и сохраняются наши народно-художественные промыслы, была создана привлекательная для жизни среда, привлекательные условия для ведения предпринимательской деятельности, и чтобы эти места стали притягательными для туристов, — рассказывала тогда представитель департамента развития промышленности социально значимых товаров ведомства.

Мастер по аргуновской резьбе

Мастер по аргуновской резьбе, Киржач, Россия. Аргуновская резьба — исконное ремесло киржачских мастеров с XVIII века

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

Проект, получивший название ТЕТРА, предполагает комплексную поддержку территорий, значимых для развития и сохранения НХП. При этом речь может идти не только о местах бытования традиционных промыслов — например, малых городах или селах, где сохраняются различные ремесла, — но и об исторических мануфактурах, ремесленных поселениях, городах, которые в министерстве определяют как «проводников российской идентичности». Всего предусмотрено шесть категорий.

Истоки и их мифы

Реализовать комплексную программу помощи, разработанную Минпромторгом, можно будет только за счет скоординированных усилий ряда ведомств. В то же время необходимо предусмотреть и ряд других изменений, которые необходимы для дальнейшего существования отрасли, отмечают присутствовавшие на встрече эксперты и представители предприятий.

Один из ключевых вопросов — взаимодействие государства с мастерами. Именно они являются основой сохранения традиций, некоторые из них — представители династий, в которых мастерство передавалось из поколения в поколение. Чтобы они могли зарабатывать на жизнь собственным трудом, для таких людей необходимо предусмотреть упрощенный формат взаимодействия с государством — возможно, на условиях самозанятости, убеждена Ирина Межинская, руководитель фонда «Наследие Севера».

Чтобы предприятиям не приходилось бесконечно балансировать между традициями и актуальными тенденциями, необходимо работать и над формированием образа жизни, в который такую продукцию будет легче интегрировать: в идеале, она должна восприниматься не только как экзотика или яркий сувенир, но и как предмет, который можно использовать в обычной жизни.

Сергей Нарышкин во время визита в «Город мастеров»

Сергей Нарышкин во время визита в «Город мастеров», Ленинградская область, июль 2016 года

Фото: ТАСС/Анна Исакова

Развитие даже такой отрасли, тесно завязанной на истории и традиционности, невозможно без движения вперед. При существующей системе и мастера, и предприятия сегодня опасаются экспериментировать с форматами и исследовать новые возможности не только из-за недостаточных ресурсов, но и из-за строгости существующих критериев и риска лишиться государственной поддержки, нарушив установленные правила. Чтобы отжившие традиции не ограничивали возможности для дальнейшего развития, необходимо расширить официальные критерии художественных промыслов и посмотреть на проблему шире, считает Николай Прянишников, старший преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН.

— Тема НХП во многом мифологизирована — якобы все промыслы идут от местных корней. Но многие из них были изобретены как коммерческий продукт, приглашались специалисты из Франции. Сейчас должны быть созданы уклады жизни, в которых пользоваться изделиями НХП было бы органично. Нужно не копирование образцов прошлого, а творческое прикосновение к истокам, — заключает он.

Читайте также
Реклама