Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Благородные дома
2018-07-04 21:22:04">
2018-07-04 21:22:04
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бурятское старообрядческое село Большой Куналей признано одним из восьми самых красивых в России. Кто еще удостоился этого звания, как до этих мест добраться, что там посмотреть и чем заняться, выяснил портал iz.ru.

Большой Куналей, Бурятия: хлеб, песни и дома-раскраски

Все дома, амбары и заборы на шести улицах села Большой Куналей раскрашены яркими красками. Такова традиция старообрядцев, которые заселили эти места в 1765 году. Она поддерживалась и в начале ХХ века, когда здесь жили 5 тыс. человек, работало 27 мельниц и 17 кузниц. И сейчас, когда население села сократилось до 1 тыс. человек, есть своя школа и Дом культуры.

Кроме ярких чистеньких домов, иным из которых по полтора века, оказавшись в селе, стоит посмотреть выступление Большекуналейского семейского народного хора. Старейший песенный коллектив Сибири и Дальнего Востока был образован в 1927 году. Составляют его бородатые седые мужчины в атласных рубахах. Хор, исполняющий народные песни редким семейским распевом, нередко выступает в США, Европе и Японии.

Большая часть жителей села, как и 100 лет назад, хлебопашцы. Так что не попробовать домашний хлеб здесь не удастся. Кроме него, превалирует в кухне старообрядцев мясо — жареное и тушенное в печи. Это если нет постов, которые в год занимают почти 250 дней.

Большой Куналей находится в 70 км от столицы Республики Бурятия Улан-Удэ. И в 20 км восточнее районного центра, села Тарбагатай, в долине среднего течения реки Куналейки.

Ворзогоры, Архангельская область: суровые храмы на берегу Белого моря

В Ворзогорах сохранился уникальный памятник деревянного зодчества — единственный «тройник» на берегу моря. Он состоит из Никольской церкви (1636 год), Введенской церкви (1793 год) и колокольни (XVIII век). Ансамбли деревянных церквей сурового вида раньше располагались на большой части побережья Белого моря. Теперь — только здесь.

Чтобы посмотреть на памятники архитектуры и выразительные морские закаты, в Ворзогоры регулярно едут путешественники, художники и фотографы. Первое упоминание о селе датировано 1559 годом. Тогда это был центр судостроения. До XVII века ворзогорские мастера строили суда для монахов Соловецкого монастыря.

Несмотря на то, что вся жизнь поморов, основателей села, была связана с водой, у нынешних жителей нет лодок в принципе. Объясняют это тем, что шторм их всё равно разобьет.

Село Ворзогоры находится в 25 км к западу от города Онеги. Оттуда добраться можно на теплоходе за 15 минут, стоит 35 рублей. А от Архангельска ходит автобус №530. Пять часов пути и 500–600 рублей за билет в одну сторону.

Вятское, Ярославская область: интерактивные музеи купеческой жизни

Село Вятское первым в России получило статус самой красивой деревни. Хотя селом это старинное купеческое поселение назвать нелегко. Уже в XIX веке здесь был небольшой городок с мощеными улицами и каменными особняками.

Сегодня в домах открыто десять музеев. Среди них Дом купца Горохова, где можно поработать в купеческой лавке и засолить овощи по рецепту XIX века. Политехнический музей, где разрешат создать гравюру на станке позапрошлого века. А также «Дом ангелов» с экспозицией, посвященной первому в России промышленному альпинисту Петру Телушкину, который в 1830 году ремонтировал поврежденное крыло ангела на шпиле Петропавловского собора.

Между музеями есть парк аттракционов с воссозданными по старинным рисункам качелями и каруселями. Есть смысл погулять и вокруг села — по берегам многочисленных мелких речушек, протекающих в этих местах. Доехать до Вятского можно по Любимской дороге: это 30 км от Ярославля или 300 км от Москвы.

Ошевенский Погост, Архангельская область: северная архитектура и соленое печенье

Ехать в Ошевенский Погост (или просто Погост) — еще одну деревню в Архангельской области, получившую титул самой красивой, — стоит ради исторического квартала традиционной северной застройки. В его центре деревянная церковь Богоявления Господня с восьмигранным куполом и отдельно стоящей колокольней 1787 года. Это во-первых.

Во-вторых, чтобы попариться в старой бане по-черному. В-третьих, приготовить и поесть тетёрок — традиционную для русского свадебного обряда выпечку из соленого теста. Считается, что это печенье-оберег приносит в дом молодоженов достаток.

Еще на окраине деревни сохранился и действует Александро‑Ошевенский мужской монастырь, основанный в XV веке. В советское время он был опустошен и заброшен, а сейчас реставрируется и снова действует.

При желании можно остаться ночевать в купеческом доме с интерьерами, стилизованными под старину. Гостевой дом находится в соседней деревне Ширяиха. А добраться до Ошевенского Погоста, где сейчас живет не больше 70 человек, можно от города Каргополя на автобусе, такси или машине — ехать 80 км.

Кинерма, Карелия: баня, деревянные дома и съедобные калитки

Вся зеленая карельская деревушка Кинерма состоит из 17 домов. Причем 10 из них считаются памятниками архитектуры. При этом здания стоят по кругу, а в центре располагается старое кладбище и отреставрированная часовня Смоленской Богоматери с иконостасом XVIII века.

В деревне есть общественная баня, где топят по-черному, амбар – сувенирная лавка, мини‑гостиница с печкой и традиционный крестьянский дом. В нем проводят мастер-классы народных ремесел, устраивают обеды для туристов и организуют кулинарные курсы, где учат готовить традиционные карельские угощения: сульчины — сытные блины с начинкой, калитки — открытые пирожки, а также уху на подогретом молоке.

Первое письменное упоминание о Кинерме относится к 1563 году. В то время деревня состояла из четырех дворов. Сейчас в ней постоянно живут пять человек. А доехать до этнографической деревни можно на рейсовом автобусе, который ходит из Петрозаводска два раза в день, дорога занимает меньше двух часов.

Кимжа, Архангельская область: кресты, мельницы и лодки

Две самые северные мельницы в мире стоят в деревне Кимжа на засыпанном красным песком берегу одноименной реки. А кроме них тут сотня изб — и ни одной младше ста лет.

Здесь стоит покататься на вытянутой лодке-зырянке, посмотреть двухэтажные избы, зайти в одну из двух отреставрированных голландцами мельниц, где устроили музей, и погулять среди крестов. Их в деревне 40, и стоят они в самых неожиданных местах. Это свидетельство местного обычая — устанавливать «обетные» кресты по разным поводам.

Например, когда рыбаки молились во время шторма, обещали, если вернутся, поставить крест. Ставили их и в случае исцеления от тяжелой болезни или при рождении ребенка. А иногда в память о невзгодах — неурожайных годах или наводнениях — в надежде, что они больше не повторятся. К крестам еще приносили тканевые полотнища, платки, полотенца. Многие богато украшены надписями, резьбой, орнаментами.

Еще в этих местах существовал обычай хоронить людей не на общем погосте, а на родной земле. Например, с краю поля, которое человек всю жизнь возделывал. Так что часть крестов, стоящих по деревне, — могильные. И иногда на скопление их можно наткнуться где-нибудь на заднем дворе.

Кимжа, основанная в начале XVI века, входит в арктическую зону Российской Федерации. Население — около 100 человек, но на праздники и каникулы эта цифра вырастает в несколько раз. Живут люди в окружении более чем 70 исторических памятников, в том числе пятиглавой деревянной шатровой Одигитриевской церкви 1709 года постройки — самого совершенного из трех уцелевших храмов пинежско-мезенской архитектурной школы.

Стоит Кимжа в 350 км к северо-востоку от Архангельска. Доехать до нее можно по проложенной в 2008 году от административного центра, города Мезени, дороге Мезень–Лешуконское. А приехав, имеет смысл заглянуть в находящуюся в 15 км деревню Кильца.

 

Публикация от @krasaderevni 6 Мар 2018 в 6:52 PST

Кильца, Архангельская область: балконы, наличники и снова кресты

Кильца — еще одна маленькая арктическая деревня, получившая статус самой красивой в стране. Здесь тоже повсюду стоят кресты. Но кроме того, Кильца славится резными балконами, узорными наличниками и фигурными коньками, которыми здесь украшен каждый дом.

Первое упоминание об этой деревне относится к 1623 году. И здесь до сих пор стараются сохранять традиционный уклад жизни кильцан, как называют себя сами местные жители.

 

Публикация от @krasaderevni 18 Фев 2018 в 6:47 PST

Десятниково, Бурятия: река, луга и горы

И последнее в списке, но, конечно, не по значимости — еще одно бурятское село старообрядцев Десятниково. Дома здесь, сохранившиеся с 1700-х годов, так же, как и в Большом Куналее, расписаны снаружи яркими цветами в смелых сочетаниях. А еще в некоторых домах сохранились росписи внутри помещений. В основном это круги, символизирующие течение жизни; ветви и цветы, возвещающие о  плодородии; и птицы — символ вольной жизни, за которой сюда и ехали семейские. Так старообрядцев прозвали местные жители, потому что приходили они большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Но попала деревня в список не только за росписи и чистые улицы. Она стоит у реки Селенги, где водится много рыбы, а по берегу осенью расцветают кусты черемухи и смородины. И под горной цепью Барской хребет, заросшей вековым лесом.

Село Десятниково упоминается в исторических документах с 1746 года. Сейчас в нем живут 778 человек. И добраться до него можно с большим комфортом. Прямо через населенный пункт проходит автотрасса федерального значения Москва–Владивосток. Свернув с нее и проехав 30 км, можно добраться и до Большого Куналея.

Справка «Известий»

Ассоциация самых красивых деревень появилась в России в 2014 году. Она была создана по примеру других подобных. Самая первая появилась во Франции в 1982 году, и ее целью было сохранение культурного и природного наследия через туризм. Сейчас в мире уже около двух десятков национальных ассоциаций, объединенных в Федерацию самых красивых деревень Земли.

За четыре года больше 400 российских населенных пунктов подали заявки на получение этого статуса. Ассоциация надеется сделать выбранные деревни и городки известнее среди туристов, обучить местных жителей и инвесторов лучшим практикам использования этого наследия для привлечения туристов.