Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если вы живете в центральной части России и думаете, что знаете, что такое простор, — вы неправильно думаете. Это понимаешь на Дальнем Востоке, на другом конце многочасового перелета из Москвы, которая многим здесь кажется не меньшей экзотикой, чем столичному жителю — Владивосток. Корреспондент портала iz.ru проехал по дорогам Приморья, чтобы посмотреть, как живут на противоположном краю страны. 

Город у океана

Во Владивосток летишь, обгоняя ночь. Улетаешь днем из душной шереметьевской суеты, где-то в районе Новосибирска оставляешь позади вчерашний день (с одной стороны салона солнце бьет в иллюминаторы, с другой простирается темнота), приземляешься — и выходишь из небольшого аэропорта прямо в моросящее серое утро.

Впереди — несколько часов сна и первый пункт двухдневного маршрута, организованного компанией Nissan в рамках проекта «Городские легенды». Машины, участвующие в тест-драйве, — флагман линейки кроссоверов марки Murano, Qashqai, X-Trail, и Terrano, — уже ждут на парковке отеля. Мы начинаем с Terrano.  

В столице Приморья пробка со вполне московскими амбициями то спускается вниз, то забирается на сопки, с которых хорошо виден простирающийся далеко вперед город: смесь большого портового центра, застроенного лоскутами блочных многоэтажек, типовых бизнес-центров и сохранившихся дореволюционных зданий, и курортного гиганта — узкие дороги, извиваясь на поворотах, сбегают вниз, к воде.  

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгения Приемская

Петляя под горку, проезжаем уличный развал. На установленном на тротуаре открытом лотке вместо привычной летней клубники высится гора гигантских креветок. «650 рублей» — успеваю заметить картонную табличку с надписью фломастером. А внизу уже открывается вид на белую башню маяка Эгершельда, одного из старейших на Дальнем Востоке.

Этим видом приходится и ограничиться. Узкая насыпная коса, которая ведет к маяку, из-за прилива почти вся скрыта под водой. Но даже если встать у самого ее начала, сразу чувствуешь, что главное тут, конечно, не город. И даже не Русский мост. Главный здесь — океан.

Путь на остров Русский

О том, что остров Русский — особая экономическая зона, научный и туристический центр будущего, напоминают живописный мост и белоснежные корпуса ДВФУ. И еще прекрасная дорога, ведущая из Владивостока.

Но стоит свернуть с шоссе, и появляются привычные отечественные колдобины. Там же, конечно, начинается и всё самое интересное. Спускаешься вниз, к мосту — оказываешься в деревеньке, похожей на музей истории гражданского флота под открытым небом. Вдоль проселочной дороги живописно выставлены облупившиеся катера всех видов и мастей. Проскакиваешь чуть дальше — и вокруг открываются зеленые просторы.

Вид на город и вантовый мост через бухту Золотой Рог
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Проезжаем столпившихся на остановке у университета людей, и Terrano, преодолев крутой песчаный подъем, подбирается к самому берегу. Внизу — крутой скалистый обрыв, вдоль него, если немного поискать, — остатки укреплений старой батареи.

На острове, где находилась часть фортов Владивостокской крепости, их сохранилось несколько. Ворошиловская батарея теперь работает как музей, строго по расписанию, но эти руины — в свободном доступе. Пройтись по подземелью можно даже ночью — если, конечно, вы найдете вход.  

Москвичка из Владивостока

Закончив с первой частью маршрута, поздно вечером в полупустом баре отеля знакомимся с официанткой. Гордо говорит, что сама из Москвы, но живет во Владивостоке и уезжать отсюда не планирует. 

С готовностью, характерной для всех местных, описывает удаленные закрытые пляжи, на которых морских гадов можно ловить чуть не руками. Даже вступает в короткий, но жаркий спор об их преимуществах с барменом — всё бесполезно, потому что названия нам ничего не говорят, и увы, сразу выветриваются из памяти. 

На вид ей — лет 25, не больше. Уточняю, как она попала из столицы во Владивосток. Оказывается, попала не она, а ее отец, военный, который как-то тут, на пляже, встретил маму девушки. «Мама, наверное, на том пляже была самой прекрасной?» — галантно осведомляется кто-то из мужчин.

«Нет, — смеется москвичка из Владивостока, — у мамы в руках была большая банка персикового сока».

Живая еда

На следующий день первый пункт программы — Приморский сафари-парк. Историческая точка для национальной новостной повестки: именно здесь в 2015 году тигр Амур (в прошлом — тигрица Амурочка, которой неправильно определили пол) подружился с козлом Тимуром.

Козла, как объясняют сотрудники парка, привели к Амуру в качестве живой еды — по местным правилам, хищники периодически должны практиковать охотничьи навыки. Тимур метаться и от тигра убегать не стал, чем заслужил уважение хищника.

Тигр Амур в Приморском сафари-парке
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Это официальная версия. Успеваю подумать, что философия универсальная, подходит и для козлов, и для людей: «Не суетись и из живой еды станешь живой легендой». Но когда мы доходим до вольера Амура, возникает ощущение, что дело тут несколько в другом.

Амур выходит из кустов плавно, на людей смотрит привычно, по-хозяйски. Выжидательно ложится. Телевизионщики бросают ему кусок говяжьей вырезки, захваченный из ресторана при отеле. Сотрудники заботливо просят кидать мясо к хищнику поближе — иначе может и вовсе не заметить. Главное тут не переборщить: перестаравшись, одному из кошачьих только что попали куском мяса прямо в лоб. 

Но вольер Амура на нашем пути — один из последних. Рука набита, так что мясо шлепается почти под носом у тигра. Он вытягивает морду, слизывает кусок — совсем небольшой — с земли. И жует долго, медленно, как жвачку. Сложно представить, чтобы ему вообще захотелось гоняться за каким-то козлом, что бы там не думали сотрудники парка о пользе настоящей охоты. Не барское это дело.

Козел Тимур, пострадавший от зубов тигра Амура, в столичной ветеринарной академии имени Скрябина
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

Тимура, впрочем, нам так и не показывают. Не так давно Амур прикусил ему копыто. Козла, по слухам, возили в Москву лечиться спецбортом, теперь он живет в изоляции, потому что копыто болит, он злится и лягается.

Земля леопарда

Выезжаем из сафари-парка, мчимся по шоссе. В этот раз на Terrano успела выстроиться небольшая очередь — в программе преодоление водной преграды, все хотят попробовать на нем. Пересаживаемся на X-Trail, один из самых продаваемых кроссоверов в мире и явно один из самых популярных в Приморье — на местных дорогах они встречаются постоянно. 

С легкостью отказываюсь от шанса сесть за руль и вылезаю в открытый люк: смотрю на мелькающие на обочине дороги желтые знаки «Земля леопарда». Земли у леопарда много — до следующей точки на маршруте едем около часа. Повсюду — сплошные сопки и никаких следов человека, если не считать короткого экологического тоннеля, проложенного в склоне одной из них. Где-то там, за ними — территория Китая, а впереди, всего в десятках километрах — граница Северной Кореи. Современные технологии подтверждают — при попытке выложить фотографию, Instagram старательно предлагает варианты геолокации по степени их удаленности: Приморский край, КНР, Северная Корея и Республика Корея. 

На мысе Брюса

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгения Приемская

Еще около получаса езды по трассе, теперь уже в обратном направлении, — и мы сворачиваем на каменистую проселочную дорогу, к маяку Бюссе, построенному на мысе Брюса еще в начале XX столетия. Дорога забирается всё выше и выше. Наудачу, пока ловит сеть, открываю один из интернет-путеводителей — пишут, что она в последние годы стала почти непроходимой, особенно в дождливую погоду. Но выносливый X-Trail валко карабкается вверх.

Вылезаем на небольшом плато, на радость двум пасущимся тут лошадям — судя по их оживлению, они уже в курсе, что в бумажных пакетах на задних сидениях автомобилей у журналистов имеются яблоки. По крутой тропинке поднимаюсь еще выше и оказываюсь на краю скалы, где-то над миром.

Слева видны строения маяка. К нему не подойти, маяк рабочий и числится за Минобороны, но это и не надо: вся остальная территория мыса открыта, справа тянутся отвесные, высотой во много метров, базальтовые скалы. Впереди — ну, вы поняли, — бескрайний океан.

День пионерии

Последняя точка на маршруте — старый пионерский лагерь. Покосившиеся ворота с выцветшей надписью «Бригантина» смотрят прямо в океан, их охраняют потрепанные жизнью гипсовые пограничники. На облупившейся лавочке у ворот в вальяжных позах сидят двое местных жителей: треники, майки-алкоголички, мечтательный взгляд в сторону воды. 

Тут нас нагоняет Terrano, отставший еще на полпути, на заправке. Бока забрызганы грязью: устроили небольшое ралли, чтобы вас нагнать, говорят коллеги. Один из них, едва выпрыгнув из машины, кричит: «Вы знаете, какой сегодня день? Сегодня же День пионерии!» И устремляется в сторону местных. На отмечающих они, честно говоря, не похожи, но разговор начинают светски, с погоды: «Какая-то аномалия», — говорят нам, показывая на солнце. — «У нас его обычно не бывает. Даже если везде солнечно, над нами обязательно тучка. А тут вот, пожалуйста».

Вид на маяк Бюссе
Фото: пресс-служба компании Nissan

Вообще многие местные жители — по крайней мере, из тех, что встретились нам, — были настроены поговорить. Днем на турбазе один из отдыхающих — широколицый, коренастый, весь бронзовый от сурового загара, — сетовал, что прожил жизнь и так и не понял, зачем вообще люди летают отдыхать куда-то еще. 

Одна туристическая мечта у него, впрочем, нашлась — посмотреть Санкт-Петербург. Исполнить ее пока не получается: он работает дальнобойщиком, а маршрут дальше Иркутска не идет.

Может быть, люди тут общительные по характеру. А может быть, коллега просто знает, с какой стороны подойти. Он под большим впечатлением — примерно все разговоры с местными начинает с одной и той же ноты: «Я объездил полстраны, но такого, как здесь, нигде не видел. Теперь хочу привезти сюда сына».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгения Приемская

Выезжаем на трассу, чтобы ехать обратно. Машины за это время успели порядком пропылиться и потерять начищенно-парадный вид, и только Murano почему-то по-прежнему сверкает на солнце. Пристраиваюсь за ним и, глядя на накрывающий дорогу сине-золотой закат, думаю, что с коллегой я, в целом, солидарна. За одним исключением: я хочу привезти сюда буквально всех.

 

Прямой эфир