Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российский книжный союз направил открытое письмо председателю правительства Михаилу Мишустину. Организация заявила, что отечественная издательская отрасль находится «в очень опасном положении», и попросила срочно что-то предпринять. На фоне распространения коронавируса продажи бумажных книг в Москве и Петербурге упали на 60%, рассказали «Известиям» в сети «Читай-город – Буквоед». Книжный бизнес забил тревогу: две трети его приходится на малых и средних предпринимателей, которым тяжелее всего. Подробнее о том, отразится ли эпидемия на цене книг и выпуске новых изданий, — в материале.

Пустые магазины

Снижение продаж бумажных книг в России в последние недели пока неоднородно. В одних регионах спрос упал на треть, в других — на две трети. По словам гендиректора объединенной розничной сети «Читай-город – Буквоед» Михаила Иванцова, в крупных торговых центрах Москвы и Петербурга падение продаж достигло 60%, но это было еще до введения полного режима самоизоляции в столицах.

— Книжные магазины несут очень большие убытки. И главное — у них практически нет запасов прочности. Книжный бизнес и так не особо доходный, — сказал он «Известиям».

Иванцов отметил, что предприниматели прежде всего сокращают все возможные расходы, чтобы удержать положение.

— Разумеется, мы в первую очередь приостановили инвестиции в открытие новых магазинов и в большинство новых проектов, проводим возможную оптимизацию затрат в связи со снизившимся объемом продаж. Магазины закрываются пока исключительно на условиях временных мер, в соответствии с предписаниями органов власти. Менеджмент компании постоянно анализирует ситуацию по всем направлениям, это позволяет обеспечивать все необходимые бизнес-процессы. Сотрудники работают с учетом ограничений, устанавливаемых действующим законодательством, — пояснил он.

магазин книг буквоед
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

Но если крупные сети располагают некоторыми ресурсами и возможностями, чтобы держаться, то небольшие магазины барахтаются из-за всех сил — по ним эпидемия ударила больнее всего. Книжный бизнес в России на две трети состоит из малых и средних предпринимателей. Даже после одной недели простоя многие из них рискуют не открыться.

Некоторые стремительно переориентируются на интернет-продажу и доставку. Те, у кого раньше не было своих интернет-магазинов, предлагают купить книги через соцсети — это быстрее и дешевле, чем настраивать сайт. Но онлайн-продажа приносит скромные доходы, которые разве что позволят продержаться некоторое время.

— Надеемся, это поможет нам протянуть, выжить. Ждем от правительства каких-то реальных решений по поддержке малого бизнеса, — отметил совладелец магазина «Все свободны» в Петербурге Артем Фаустов.

Тревожные сигналы

Последствия эпидемии ощутили на себе и книжные издательства. По словам президента издательской группы «Эксмо–АСТ» Олега Новикова, до конца года потери отрасли могут составить 20–25% от выручки по самым оптимистичным прогнозам. Это 12–15 млрд рублей.

— Хочу напомнить, что благодаря огромным усилиям и инвестициям, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса удалось увеличить количество книжных магазинов до 3 тыс. на всю Россию, в ближайшие месяцы мы можем снова оказаться на отметке 2 тыс. книжных, с которой и начиналось возрождение отрасли после кризиса 2008 года. Уже сейчас мы получили первый тревожный сигнал — отказ одной из крупных федеральных сетей расплачиваться за реализованный с начала этого года ассортимент, — отметил он в беседе с «Известиями».

книги торговля читатели
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Новиков заверил, что российские издатели не планируют повышать цены на книги, но ожидают сохранения цен на бумагу от поставщиков.

— Это важно, чтобы поддерживать читательский спрос, учитывая потребительские возможности населения. Но без регулирования со стороны государства производители бумаги и типографии могут повысить цены на 15%, — подчеркнул президент «Эксмо–АСТ».

Он добавил, что основной объем книжного рынка занимают преимущественно офлайн-продажи бумажных книг, а на электронные приходится только 5%.

Все в онлайн

Тем временем спрос на электронные книги в России резко вырос. Компания «ЛитРес» в первую неделю карантина с 17 по 23 марта заметила высокую активность на всех своих онлайн-ресурсах. За это время читатели скачали на 142% больше бесплатных книг, чем неделей ранее, а продажи экземпляров произведений выросли на 15% по сравнению с февралем.

На столько же увеличилось количество установок приложения подписного сервиса MyBook, а продажи взлетели на 68% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Кроме того, читатели стали чаще пользоваться онлайн-услугами библиотек, которые сейчас закрыты. Через сервисы «ЛитРес» они стали выдавать читателям больше электронных и аудиокниг.

книги электронные
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин

В компании отметили, что карантин может изменить читательские привычки и уже их меняет. К примеру, увеличился спрос на книги в категории «Популярно о медицине», но речь не только об интересах.

— Велика вероятность, что типографии, которые печатают книги, и магазины, которые их продают, будут уходить на карантин, поэтому выходы новинок либо будут отложены на неопределенный срок, либо реализованы в цифровом виде. Соответственно, какая-то часть читателей перейдет только на электронные и аудиокниги. Мы со своей стороны готовы поддержать издательства и помочь им выпустить необходимые книги в цифровых форматах, — сказали «Известиям» в «ЛитРес».

Нужна помощь

Представители книжного бизнеса, как другие пострадавшие предприниматели, надеются на поддержку государства и ждут действенных мер от правительства.

— У нас есть информация, что Российский книжный союз обращался с просьбой не закрывать книжные магазины, книги — это социально-значимый товар, особенно в такой период. О том же постоянно просили наши читатели. Пока эти просьбы не услышаны, — сокрушается гендиректор сети «Читай-город – Буквоед» Михаил Иванцов.

По мнению президента «Эксмо–АСТ» Олега Новикова, нужно обеспечить магазинам и издательствам налоговые «каникулы».

книжный фестиваль книги ребенок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Сохранение цены преимущественно на детские книги может частично обеспечить введение таможенных льгот на ввоз бумаги, которая не имеет аналогов в России. Необходимо инициирование со стороны государства переговорного процесса между издателями и производителями бумаги для закрепления договоренностей о сохранении существующих цен до стабилизации ситуации. Введение 10% НДС вместо 20% на электронные книги позволит сохранить среднюю цену на книги и объем читательской аудитории в России, — подчеркнул он.

Представители «ЛитРес» полагают, что повышенный спрос на онлайн-продажи, вероятно, не сможет компенсировать падение доходов на книжном рынке. В компании согласны с Новиковым: «Книжному бизнесу — и бумажному, и цифровому — нужна поддержка государства. Например, введение налоговых «каникул» для магазинов и издательств, таможенные льготы на ввоз бумаги, которая не имеет аналогов в России, закрепление цен на бумагу, снижение НДС на электронные книги, включение сервисов по производству и распространению электронных и аудиокниг в список социально значимых интернет-ресурсов».

Пока крупные сети и издательства как могут оптимизируют расходы, небольшие магазинчики призывают читателей о них не забывать, подписываться на паблики мелких книжных лавок, заказывать доставку на дом и просто продолжать читать — несмотря ни на что.

Читайте также
Реклама