Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Общество
В Курганской области число подтопленных домов и участков приблизилось к 1 тыс.
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Сальдо рассказал о провальных попытках ВСУ форсировать Днепр на резиновых лодках
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Здоровье
Пластический хирург предупредила о рисках от ринопластики
Общество
Стало известно, как часто для повышения на работе требуется высшее образование
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории

Не ходите посмотреть: как музеи усиливают онлайн-программы

Ведущие арт-институции страны готовят виртуальные проекты на время карантина
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России закрылись на карантин все федеральные, а также большинство московских и петербургских музеев, включая частные. Министр культуры, однако, поручила всем подведомственным учреждениям разработать онлайн-программы и «расширить палитру проектов» в интернете. «Известия» выяснили планы ведущих арт-институций страны на период вынужденного простоя.

Увидеть выставку из дома

На рабочем совещании, которое на днях состоялось в Министерстве культуры, глава ведомства Ольга Любимова призвала музеи не останавливать публичную деятельность даже в период карантина, когда принимать посетителей нельзя.

— Вынужденные ограничения нельзя рассматривать как полное прекращение культурных мероприятий. Они просто меняют прописку и переходят в онлайн. Многие учреждения культуры имеют прекрасный опыт по общению со своими зрителями и посетителями в интерактивном формате: виртуальные экскурсии, записи спектаклей, концертов и лекций достаточно востребованы. Но нужно расширять палитру проектов, делая упор на образовательном и просветительском контенте, — подчеркнула Ольга Любимова.

Впрочем, как выяснили «Известия», большинство ведущих музеев еще до министерского распоряжения задумались о расширении своего онлайн-представительства. Так, до закрытия ГМИИ им. А.С. Пушкина замдиректора по развитию Инна Милосердова сообщила «Известиям», что в случае полного карантина будет записан цикл видеоэкскурсий и видеоквестов по историческим залам основной экспозиции. Кроме того, Пушкинский активно дорабатывает свою образовательную онлайн-платформу «Академия».

На следующей неделе в ГМИИ должна была открыться важная выставка графики «От Дюрера до Матисса». Теперь, разумеется, вернисаж не состоится, но в пресс-службе музея «Известиям» сообщили, что запланировали онлайн-экскурсии с кураторами и думают над другими дистанционными форматами.

В свою очередь, Эрмитаж запускает цикл прямых трансляций из фондохранилища в Старой Деревне.

«Каждый будний день до конца вынужденного карантина мы будем показывать вам по одному новому открытому хранению», — говорится в заявлении музея.

В пресс-службе Третьяковской галереи (ГТГ) «Известиям» сообщили, что будут усиливать онлайн-работу — снимать новые видеолекции и продвигать уже созданные ранее, вести трансляции видеоэкскурсий из залов. Кроме того, у ГТГ есть образовательный ресурс «Лаврус» и онлайн-проект «Музеи по соседству», посвященный малым музеям в составе Третьяковки.

Схожие планы у Русского музея.

— Мы будем проводить онлайн-экскурсии по основной экспозиции. Кроме того, рассматриваем возможность проведения тематических вебинаров по истории искусства на материале коллекции РМ, чтения онлайн-лекций, проведения консультаций через интернет, в том числе и по вопросам музейного образования, — поделилась с «Известиями» Анна Цветкова, заместитель гендиректора РМ по развитию и связям с общественностью.

Многие музеи еще в стадии разработки онлайн-стратегии на время карантина. Так, в управлении информацией Академии художеств «Известиям» сообщили, что продолжат вести соцсети и наполнять YouTube-канал, но вместе с тем и размышляют, что можно сделать в ближайшие недели в дополнение к обычному плану.

Академии не только пришлось закрыть выставочные залы и отменить намеченные экспозиции, но и перенести запланированные ранее конференции. Впрочем, научная деятельность, не предполагающая взаимодействия с большим количеством людей, продолжается.

Сразу в онлайн

Не только федеральные, но и городские музеи активно взялись за веб-проекты. Причем некоторые из них не отменяют намеченные на ближайшие дни выставки, собираясь показывать их дистанционно.

— На время карантина мы планируем сделать доступными онлайн наши выставки, лекции, дискуссии и детские занятия. В формате видеоэкскурсий можно будет посетить целый ряд экспозиций, — сообщил «Известиям» PR-директор Музея Москвы Никита Сотников. — А с 20 марта в Музее Москвы начнет работу выставка «Остоженка: проект в проекте», которая сразу будет доступна в онлайн-формате.

Схожая стратегия и у «Царицыно» — музей-заповедник обещает «еще больше виртуальных экскурсий и лекций» и планирует их делать «в прямом эфире». А Мультимедиа Арт Музей собирается перевести в интернет образовательные программы.

В Петербурге, как и в Москве, музеи городского подчинения тоже предпочли уйти на карантин, хотя однозначного распоряжения о закрытии не было.

— Тем культурным учреждениям, которые подчиняются городу, выдвинуты достаточно жесткие требования в случае, если музей открыт для посетителей: это и снабжение их масками, и ограничение численности на определенной площади. В этой ситуации нам показалось правильным закрыть залы для посещения, — поделился с «Известиями» Павел Пригара, директор Центрального выставочного зала «Манеж».

По словам Павла Пригары, сейчас готовится большая двухчастная экскурсия по экспозиции кинетического искусства, которая размещена в «Манеже», планируются онлайн-встречи с кураторами этой выставки. Аналогичные форматы разрабатываются для Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.

Арт-кино и импровизации

В авангарде онлайн-креатива оказались частные музеи. Они первыми начали закрываться, не дожидаясь рекомендаций Минкультуры, и сразу стали адаптироваться к новой реальности. Так, «Гараж» будет транслировать из своей библиотеки импровизационный сет петербургского ансамбля Verevka. А Музей Анатолия Зверева (AZ) решил поделиться с интернет-аудиторией тем видеоконтентом, который ранее планировалось демонстрировать только в залах.

Мы выложим на сайт музея фильм «Жизнь и приключения Анатолия Зверева», снятый специально для одноименной выставки режиссером Ираклием Квирикадзе. Кроме того, в наших соцсетях можно будет посмотреть три части авторской экскурсии Георгия Апазидиса, проведенной им в музее в начале этого года, — поделилась с «Известиями» Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ.

С начала апреля AZ планирует публиковать на своих онлайн-ресурсах материалы о коллекционере Георгии Костаки. Таким образом музей хочет подготовить зрителей к юбилейной выставке «Выбор Костаки», запланированной на апрель.

Опрошенные «Известиями» музеи пока не собираются отменять выставки, намеченные на вторую половину весны, но, разумеется, говорить о чем-то более конкретно можно будет только после окончания карантина.

Как эта ситуация скажется на российской арт-индустрии в целом?

— Это, конечно, очень неприятная история во многих смыслах, вполне определенный вызов всему человечеству. Закрываются музеи, университеты, школы, никто никуда не выезжает. Но я бы не поддавался паническим настроениям, иначе можно сойти с ума, — поделился с «Известиями» ректор Репинского института Семен Михайловский. — Мы начали жить в новых условиях. Местом притяжения становится компьютер. Вся активность перемещается в виртуальное пространство.

Эксперт уверен: эпидемия закончится и музеи возобновят работу, но сам мир изменится. Сегодня точку зрения Семена Михайловского разделяют многие.

Прямой эфир