Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Песков назвал обеление экономики неотъемлемой частью всей финансовой политики РФ
Армия
ВС РФ нанесли удары по предприятиям ВПК ВСУ и объектам энергетики
Мир
В МИД РФ назвали атаки Киева на суда в Черном море попыткой срыва переговоров
Мир
Венесуэла обвинила США в похищении экипажа задержанного танкера
Мир
AP сообщило о пропаже с сайта минюста США 16 файлов по делу Эпштейна
Экономика
Российские банки начали запрашивать подтверждение родственной связи при переводе
Мир
Песков сообщил о награждении Жапарова, Рахмона и Мирзиёева в Санкт-Петербурге
Мир
В пустынях Саудовской Аравии впервые за 30 лет выпал снег
Мир
Захарова заявила о риске для ЕС лишиться праздников из-за поддержки Киева
Мир
В Кремле сообщили об отсутствии в графике Путина телефонного разговора с Трампом
Политика
В МИД РФ сообщили о продолжении переговоров РФ и США по Украине «в духе Аляски»
Мир
Ушаков заявил об отсутствии хороших добавлений в мирный план от Украины и Европы
Общество
Пропавшие в Самарской области дети найдены
Общество
Верховный суд РФ назвал заблуждение Долиной при сделке недостаточным для ее отмены
Мир
Дмитриев поблагодарил Тулси Габбард за разоблачение «глубинного государства»
Спорт
Лучникам из РФ до 21 года разрешили выступать на турнирах в нейтральном статусе
Экономика
Экономист предрекла западным компаниям сложный процесс возвращения на рынок РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Российской академии художеств открылась персональная выставка народного художника СССР Зураба Церетели. Представленные в экспозиции живописные работы разных лет объединены темой семьи, на большинстве портретов изображена супруга мастера — Инесса Андроникашвили. Выставка так и называется — «Посвящается Инессе». О том, где искать вдохновение и как сохранить академическую традицию, Зураб Церетели рассказал обозревателю «Известий».

— Вы создали множество портретов вашей супруги. Почему на выставке представлены именно эти работы?

— Инесса очень хорошо знала живопись, прекрасно разбиралась в искусстве. Уверен, если бы она была жива, то тоже бы их выбрала.

— Она видела эти портреты?

— Не все… Поэтому выставка — это мой крик: «Если бы она была жива!» Крик о том, что она ушла, не успев увидеть многое из того, что я создал. Я продолжаю писать ее до сих пор.

Фото: Российская академия художеств/rah.ru

— Что вас сегодня вдохновляет на работу?

— Я профессионал: просыпаюсь утром — и сразу хочется работать. Я приучил себя к этому.

Когда я общался с Пикассо, бывал у него в мастерской, то видел, что он так же работал. У меня многое от него. Столь же трудолюбив был Шагал (показывает фотографию, на которой он запечатлен вместе с Марком Шагалом. — «Известия»). Но не все такие. Я ненавижу, когда художники говорят: «Ой, у меня сегодня нет настроения — не буду работать».

— О чем вы говорили с Пикассо и Шагалом? Спрашивали их о каких-то секретах мастерства?

— Я не из тех, кто что-то спрашивает у художника. Мне более интересно посмотреть на их палитру и работы в мастерской. У Шагала в Париже было две мастерских, во вторую он никого не пускал, но меня почему-то пустил. Я подбежал к палитре, а он по-дружески потрепал меня по щеке — видимо, был польщен, но не хотел раскрывать всю «кухню». Потому что по палитре сразу было видно, какой цвет главный в его цветовой гамме.

Фото: Российская академия художеств/rah.ru

— У художников южных стран всегда очень яркий колорит, много солнца в живописи. Это связано с тем, что они родом из солнечных мест?

— Просто разные народы по-разному мыслят, по-разному творят. Поэтому очень важно, чтобы художники из разных стран вместе выставлялись. Раньше в Манеже экспонировались работы мастеров из Азербайджана, Армении, Грузии, с Украины. Я часто бегал туда, смотрел, как, например, прибалтийские живописцы лессируют картины, какой используют колорит... Когда республики работали вместе, вместе они создавали музейные ценности, которые становились достоянием государства.

— Сейчас таких ценностей уже не создают?

— Сейчас уже никто не понимает, что такое искусство для искусства. Создается в первую очередь галерейное, салонное искусство, чтобы деньги быстро заработать. Это трагедия. Я же как раз и пытаюсь сделать так, чтобы дети, студенты были нацелены на создание музейных ценностей. Этому учили нас наши педагоги.

Фото: Российская академия художеств/rah.ru

— Кто на вас оказал наибольшее влияние? Кого вы можете назвать своими учителями?

— Когда я учился в Тбилисской академии художеств, у нас преподавали многие из тех, кто вернулся из эмиграции. Например, Василий Шухаев, долгое время работавший во Франции. Такого рисовальщика, как Шухаев, сейчас ни в России, ни в Европе нет. Да нигде в мире! У меня были его работы, я передал их в Московский музей современного искусства.

На Кавказ Шухаева отправили фактически в ссылку. Он нигде не имел права преподавать, но грузинский председатель КГБ Алексей Инаури ему разрешил. И это было счастье. Благодаря этому появилась уникальная, сильнейшая школа. Когда я приезжаю в Грузию, прямо из аэропорта везу венки на могилы маме, супруге, папе и Шухаеву. Привел его могилу в порядок.

— А кто из художников прошлых веков вам близок?

— Я сейчас устанавливаю в моей галерее скульптурные изображения Микеланджело и Леонардо да Винчи. Они будут стоять рядом с классиками авангарда. Ведь чем Россия ответила на великое европейское искусство? Авангардом — Малевичем и Кандинским. Я создал скульптуры этих гениев, поставил в галерее, потому что их творчество — целая эпоха. Здесь их ругали. А я всегда этому удивлялся, нельзя так! Они прекрасные мастера. У меня были карандашные рисунки Малевича и Кандинского — вполне реалистические работы. Тоже отдал их в Музей современного искусства.

Фото: Российская академия художеств/rah.ru

— Смогут российские художники нового поколения совершить такую же революцию в искусстве, как авангардисты 100 лет назад?

— Революция была, когда свободу дали. Свобода — это счастье. И я даю свободу своим ученикам. У всех по-разному работают глаза, рука, мышление. Я это развиваю, каждую пятницу провожу мастер-класс для детей. Но я не из тех, кто будет постоянно указывать: «Это сделать так, а то — эдак». Не поучаю, а стараюсь наблюдать, как они развиваются.

Вот сейчас у меня будет мастер-класс для американских учеников. Я приготовил для них краски, маленькие холсты, кисти. Как зайдут — скажу: «Начните рисовать, кто как хочет». Они будут счастливы. Нельзя говорить такие вещи, как раньше: «Рисуй только так!» Хотят дети рисовать анатомию? Пусть рисуют. Хотят изображать цветы — ради бога. Я же смотрю и советую. Если вижу, что мышление ребенка более скульптурное, перевожу его уже на другие рельсы. Тех, кто не чувствует колорит, направляю на графику, и так далее. Главное — чтобы они нашли и сохранили свою индивидуальность.

Фото: Российская академия художеств/rah.ru

— Себя вы считаете в первую очередь скульптором или живописцем?

— Ху-дож-ни-ком! Разве можно делить? Я сегодня был в своей скульптурной мастерской, лепил там, пришел сюда — взял кисть. Я — художник! Раньше действительно говорили: раз ты живописец — занимайся живописью, а если скульптор, то скульптурой. Теперь другое время.

— Вы преподаете в Америке. Но сейчас отношения между нашими странами непростые…

— Именно поэтому надо налаживать диалог через искусство. Культурная дипломатия — это мудро. Нефть сегодня есть, а завтра ее нет. Искусство же — вечная ценность. И американцы в нас нуждаются, потому что своей художественной школы у них фактически нет. У нас же в Академии художеств СССР была самая сильная школа в мире.

— Можете ли дать напутствие молодым художникам?

— Учитесь! Окончите лицей, затем поступите в вуз — Суриковский или Репинский. Не переставайте учиться! А всех наших академиков я прошу обязательно устраивать мастер-классы, как и я сам делаю, чтобы сохранить школу, преемственность традиций. Но я уверен, что российское искусство сейчас на верном пути.

Справка «Известий»

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

Автор более 5 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства. С 1997 года — президент Российской академии художеств. Народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР и Государственной премии России.

 

 

Читайте также
Прямой эфир