Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Панорама русской жизни
2018-02-12 15:34:57">
2018-02-12 15:34:57
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В субботу, 17 февраля, в музее «Новый Иерусалим» откроется выставка «Венец земного света» к 140-летию со дня рождения Бориса Кустодиева. Она организована при участии Русского музея, который является одним из главных хранителей наследия художника, и еще 12 музейных и частных собраний России. Значительная ее часть посвящена народным праздникам, в том числе и Масленице. Подробности — в материале портала iz.ru.

Тема Масленицы тесно связана с драматическим событием в жизни Кустодиева. В марте 1916 года он перенес тяжелую операцию на позвоночнике. После нее выяснилось, что художник больше не сможет ходить. Оказавшись прикованным к кровати, Кустодиев перебирал в памяти всё, что было ему дорого. И с этого момента в его творчестве произошел настоящий прорыв. Художник написал то главное, что составляло истинное содержание его жизни, — русский праздник. И, конечно, Масленицу — праздник, символизирующий победу над смертью, провозглашающий неотвратимость весны.

Кустодиев, избегнув гибели, но потеряв здоровье, писал саму жизнь и не мог насытиться солнцем, хрустом снега, звоном бубенцов на тройках, криками балаганных зазывал, смехом. Он спешил перенести на холст это острое ощущение счастья бытия, которое ценил и ради которого стоит жить. С 1916 года одна за другой из-под его кисти выходят ярмарки, масленичные гуляния и базары. Вокруг его семьи кружат смерть, война, голод, но воссоздавая на своих полотнах праздник весны, художник будто бы обретает силы, чтобы преодолеть тьму и ее ужасы.

Шесть Маслениц с 1916 по 1921 год, не считая близких по сюжету картин (портрета Ф.И. Шаляпина на фоне масленичных гуляний, зимних пейзажей, изображений масленичных типажей), стали основными в его творчестве, а развернутая в них панорама русской жизни может прочитываться, как послание с пожеланием процветания и благополучия, как завещанный идеал счастья для России. Полотна Кустодиева — не мечты о лубочной пряничной сказке, как поговаривали недальновидные критики, а гимн самой жизни, всепобеждающей и прекрасной.

Масленица

123

1916. Холст, масло. Государственный Русский музей. Иллюстрация предоставлена Русским музеем.

«Твое рождение опять, через 23 года, пришлось на масленицу. Ведь ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины».

Из письма матери, присланного Б.М. Кустодиеву в феврале 1902 года

«Широкая», «развеселая», «объедуха», «блюдолизка», «жирнуха», «блиноедка» — Масленица была самой веселой и самой обжорной неделей в году, вобравшей в себя самые разные развлечения, обряды и обычаи.

Торговцы бубликами

123

1919. Бумага, акварель. Частное собрание

«И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают, — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Б.М. Кустодиев

Масленичное меню включало в себя не только блины. Основу стола составляли молочные продукты и рыба. Щи из кислой капусты с говядиной, жареный картофель, пшенная каша, уха, лапша на молоке, жареная рыба. Ну и бублики, конечно!

Карусель

123

1920. Серия акварелей. Воспроизведена в альбоме «Русь. Русские типы Б.М. Кустодиева». Петроград, изд. «Аквилон», 1923. Бумага, акварель, графитный карандаш. НИМ РАХ. Музей-квартира И.И. Бродского. Иллюстрация предоставлена Музеем-квартирой И.И. Бродского.

«Мои картины я никогда не пишу с натуры, это всё плод моего воображения, фантазии. Они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая не существовала».

Б.М. Кустодиев

Неучастие в праздничном веселье могло быть прощено лишь болезнью или внезапным несчастьем. Не ходить на ярмарки и увеселения вроде каруселей, не есть блины и сладости значило жить в горе и беде. Поэтому в масленичную круговерть включался и стар и млад.

Морозный день

123

1913. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Иллюстрация предоставлена Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева.

«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему «русскому». Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

Б.М. Кустодиев

Хотя принято считать, что Масленица — это праздник проводов зимы, морозы и метели всё еще дают о себе знать, а до тепла далеко. Возможно, в древности масленичные ритуалы были приурочены к марту, к началу нового сельскохозяйственного цикла, однако уже в XIX веке праздник сместил акценты в развлекательную сторону.

Купец

123

1923. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Иллюстрация предоставлена Нижегородским государственным художественным музеем.

«Купец этот уже ушел, его нет, но он будто канонизирован, он уже вылитый образ, и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца».

Б.М. Кустодиев

Масленица вмещает в себя массу привычек и обычаев: демонстрация молодых пар, поженившихся в течение года, посещение молодоженами родителей жены и прием гостей у себя дома, поминовение предков и почитание покровителей скота. И везде фигурировали блины — большие, маленькие, красные (из гречишной муки), золотистые из пшеничной, обильно смазанные маслом, с начинками, с припеком, кислые (на дрожжах) и пресные (из недрожжевого теста). А к ним подавали закуски — сметану, яйца, масло, простоквашу, мед, моченые ягоды, соленые грибы, рыбу, всё, кроме мяса, на которое налагался запрет перед постом.

Трактирщик

123

1920. Серия акварелей. Воспроизведена в альбоме «Русь. Русские типы Б.М. Кустодиева». Петроград, изд. «Аквилон», 1923. Бумага, акварель, графитный карандаш. НИМ РАХ. Музей-квартира И.И. Бродского.

Иллюстрация предоставлена Музеем-квартирой И.И. Бродского.

«Персонажи Кустодиева пышут здоровьем, полны силы и уверенности в себе, живут напоказ, любят всё яркое, переиначивают на свой самобытный лад всякую иностранную новинку».

Куратор выставки Ольга Глебова

В народной мифологии обильное угощение представлялось синонимом плодоносящего изобилия и жизненного процветания. Именно поэтому обильное застолье на Масленице символизировало собой приближающееся зарождение новой жизни.

Мальчик, играющий в снежки

123

1902. Холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Иллюстрация предоставлена Костромским государственным историко-архитектурныим и художественным музеем-заповедником.

«Картины мастера из серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников» и красочные народные типажи «купчих», «купцов», «русских венер» напоминают колорит федоскинских шкатулок. А его пейзажи «Купание», «Масленица», «Провинция» словно написаны под Новым Иерусалимом, на берегу реки Истры».

Министр культуры Московской области Оксана Косарева

В последний день праздника веселились с самого утра. Катались на санях, играли в снежки, сходились в игрищах, вроде взятия снежных городков, готовились к проводам Масленицы и сожжению ее чучела на костре. Считалось, что чем дольше горит костер, чем выше его пламя, тем быстрее придет весна, тем лучше будет урожай.