Война по всем фронтам
Правительство определилось с комплексом мер по борьбе с контрафактными товарами и товарами, незаконно находящимися в обороте. Соответствующий документ был опубликован на сайте правительства в четверг, 5 апреля. К его реализации планируется привлечь большинство российских ведомств — от Минпромторга до ФСБ. Участники рынка говорят, что конкретные механизмы реализации стратегии пока не очевидны.
На каких группах товаров эти меры скажутся в первую очередь и стоит ли покупателям ждать роста цен, попробовал разобраться портал iz.ru.
От армии до народных промыслов
План первоочередных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции был опубликован на официальном сайте правительства в четверг, 5 апреля. Сама стратегия была принята в декабре 2016-го и рассчитана на срок до 2020 года. Под ее действие попадает продукция, присутствие которой на рынке нарушает интеллектуальные права правообладателей (контрафакт), а также продукция, которую сопровождает заведомо ложная информация о составе и месте производства (фальсификация).
План первоочередных мероприятий по ее реализации был внесен Минпромторгом, однако в действительности подразумевает участие практически всех российских министерств и ведомств. Так, на разных этапах в правительственной кампании по борьбе с контрафактом должны принять участие, помимо Минпромторга, Минэкономики, Росимущество, Роспотребнадзор, ФАС, ФТС, а также силовые ведомства — ФСБ, МВД и Минобороны.
Ожидается, что стратегию поддержат и за пределами России — так, к ней должны присоединиться страны – участницы ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. С этими странами планируется подписание отдельного межправительственного соглашения.
Фронт борьбы также планируется широкий — в тексте упоминаются и продукты питания, и топливо, а также изделия, необходимые для изготовления военной и специальной техники и даже «продукция народных художественных промыслов».
Силами ФСБ и Минобороны
В списке предусмотренных мер — совершенствование законодательства, координация усилий различных государственных ведомств, органов самоуправления и общественных организаций, внедрение специальной системы государственного мониторинга и развитие международного сотрудничества в этой сфере.
Начать планируется с облегчения процедуры уничтожения товаров, незаконно оказавшихся на рынке. Этим уже во втором квартале 2018 года займутся Минпромторг, Минэкономики, Росимущество и Роспотребнадзор. В дальнейшем, согласно документу, расходы на утилизацию должны будут возмещать производители фальсификата.
В третьем квартале в борьбу вступят Минобороны, ФСБ и МВД, которые совместно с Минпромторгом займутся теми, кто производит, заказывает или доставляет изделия, необходимые для создания военной и специальной техники. Специально для учета нелегальных участников этой части рынка планируется создать единый реестр.
Также до конца года Минпромторг, Минэкономразвития, Минкомсвязь и Роспотребнадзор займутся разработкой предложений по борьбе с торговлей незаконными товарами в Сети, а Минпромторг, Минкультуры, МВД, Роспотребнадзор и ФАС начнут готовить предложения по борьбе с подделками изделий народных художественных промыслов. Кроме того, ожидается введение внеплановых проверок производителей (включая частные лица и ИП), которые оказались под подозрением, и анализ цен для усиления контроля за таможенной стоимостью импорта.
Экспресс-тест для топлива и экзамен для продуктов
Уже этой весной, если верить тексту документа, в Госдуму могут внести предложения по внедрению новых инструментов для борьбы с контрафактным топливом. Если его происхождение после проведения экспресс-теста вызовет у специалистов вопросы, то его реализацию можно будет приостановить до завершения всех необходимых лабораторных исследований.
Более тщательные исследования ждут некоторые продукты питания. Так, к концу 2019-го Евразийская экономическая комиссия может разработать новые стандарты для подтверждения происхождения некоторых пищевых продуктов. В том числе планируется добавить методику определения видового состава отдельных компонентов некоторых из пищевых продуктов, а также методики, позволяющие проверить соответствие продуктов официально заявленному составу и региону происхождения.
Совершенствование методик контроля ингредиентов особенно актуально при проведении экспертиз состава мясной продукции, рассказал в разговоре с порталом iz.ru заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.
— У нас, допустим, сегодня не определяется количественно, сколько может быть в продукте технически не устранимых ингредиентов. Предположим, при исследовании докторской колбасы обнаруживают ДНК птицы. Может показаться, что производитель просто ввел потребителей в заблуждение, использовал более дешевое сырье вместо свинины или говядины. Но надо учитывать, что любой мясопереработчик работает с разными видами сырья, соответственно следы ранее использованного сырья в любом случае неустранимы. Существующие методики имеют очень высокую чувствительность на уровне 0,001%. Полностью отмыть от них оборудование можно только с помощью соляной кислоты, но это опасно и для тех, кто работает на производстве, и для тех, кто будет потреблять конечный продукт в пищу, — пояснил он.
Работа с населением
Отдельного упоминания в сопроводительном документе удостоилось формирование у населения «нетерпимого отношения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте». На этот счет у авторов стратегии большие планы.
Так, среди перечисленных в тексте документа мер — ведение постоянной кампании на сайте Роскачества (не менее 15 уникальных материалов в месяц, уточняют авторы документа), направленной на повышение грамотности потребителей в этих вопросах, а также создание специализированного СМИ и «подготовка предложений об организации регулярной телевизионной передачи на телеканале «Россия-1» о качестве потребительских товаров», а также создание специального приложения, с помощью которого покупатель сможет проверить продукцию на контрафакт.
Приступить к реализации этих пунктов планируется уже весной.
Маркированные макароны
Но одним из ключевых моментов в борьбе с контрафактом, согласно стратегии, должна стать повсеместная маркировка товаров. Ранее сообщалось, что ввести ее повсеместно в России планируется к 2024 году.
Над этим проектом в Минпромторге работают уже давно. Сегодня в России уже действуют системы по маркировке изделий из меха (опубликованная стратегия предполагает внесение в соответствующий закон обновлений и изменений), а также табачной продукции и лекарств. В январе стало известно, что летом в России может начаться эксперимент по маркировке обуви.
Накануне, в четверг, 5 апреля, «Ведомости» сообщили, что Минпромторг еще в конце марта предоставил правительству письмо с подробным перечнем товаров, которые предлагается маркировать в первую очередь. В их число вошли, помимо прочего, духи, шины, предметы одежды, постельное белье, бытовая химия, а также отдельные категории продуктов питания. Например, чай, кофе, консервы, мясная и рыбная продукция, молочные продукты, детское питание, рис и макароны.
Согласно опубликованной правительством стратегии, в апреле в России планируется установить правовые основы этой процедуры. Производителям, которые примут участие в пилотном проекте по маркировке товаров, могут предложить налоговые льготы, которые Минфин, Минпромторг, а также «заинтересованные федеральные органы исполнительной власти» разработают во втором квартале 2018 года.
«Много вопросов, ответов нет»
Эксперты расходятся во мнении относительно того, повлияет ли введение маркировки и борьба с контрафактом в целом на стоимость товаров для потребителей, но сходятся в том, что достаточно ясности в том, как будет работать система, пока нет.
О том, что маркировка вряд ли повлияет на уровень цен, порталу iz.ru рассказал глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
— Маловероятно, что это каким-то образом скажется на ценах, потому что те варианты маркировки, которые предлагается использовать, практически ничего не стоят в отличие от той, которая используется при маркировке меха. В данном случае это QR-код, который печатается при производстве товара в любом случае, поэтому затраты минимальны, — пояснил эксперт.
В то же время, по его словам, стратегия по борьбе с контрафактом и проект по маркировке товаров в меньшей степени затронет продовольственные товары, поскольку там чаще возникают претензии непосредственно к качеству продукции, а не к сопровождающей ее информации. Зато идея актуальна для сегментов рынка, где традиционно реализуется довольно много «серой» продукции — например, обувь или мех.
— Сама по себе идея пока малозатратна, почему бы нет? Другое дело, кто будет всё это контролировать и какие предусмотрены наказания. Потому что технические регламенты и так устанавливают требования к качеству продуктов, но мы сплошь и рядом читаем, что молочные продукты, например, у нас не соответствуют заявленным требованиям, — заключил Андрей Карпов.
В свою очередь, и в Национальном союзе производителей молока, и в Национальной мясной ассоциации порталу iz.ru сообщили, что механизм реализации маркировки, а также стоимость ее внедрения пока неизвестны. Кроме того, она дублирует недавно введенную систему электронной ветсертификации.
— Уже сейчас есть закон о введении электронной ветеринарной сертификации с 1 июля, в том числе на готовую молочную продукцию. Конечно, введение двух параллельных систем — это избыточная нагрузка на производителей. Либо остается электронная сертификация, либо принимается компромиссное решение, например, о том, что по сырью нужна электронная сертификация, а для готовой продукции — маркировка по новой системе, — отметил в разговоре с порталом iz.ru председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
Но прежде всего, подчеркнул эксперт, нужно понимать себестоимость маркировки и то, насколько эффективно она позволит решать задачу по отслеживанию продукции (например, в ситуации, когда партию товаров требуется изъять из продажи). Сейчас, по его словам, такой ясности нет.
С ним согласен и заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По его словам, к внедрению электронной ветеринарной сертификации готовились около трех лет, в то время как новости о возможной маркировке появились неожиданно, за консультациями к представителям ассоциации никто не обращался.
— Очень много вопросов, ответов нет. Если сейчас потребовать эту маркировку применять, это означает существенные издержки: нужны будут инвестиции в производство, нужно будет менять бизнес-процессы. Сколько это будет стоить, непонятно. Зато понятно, что потребуется оборудование по нанесению маркировки, которое надо будет встраивать в производственные линии, — отметил он.
Так что, по мнению эксперта, пострадать от новых требований в первую очередь может малый и средний бизнес.
— Надо сначала законодательные требования к производителям продукции привести в порядок, отделить зерна от плевел, а потом уже начинать думать над всем остальным, — призвал Максим Синельников.