Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Между Америкой и ее европейскими партнерами назревает очередная торговая война. Все дело в новом законе, с помощью которого США рассчитывают купировать инфляцию и привлечь на свою территорию компании, развивающие «зеленую энергетику». В Европе этот закон назвали нечестной конкуренцией и задумались о контрмерах. Сколько торговых войн пережили США и Европа и чем обернется нынешнее противостояние — в материале «Известий».

Новая торговая война между США и Европой — причины

США и Европейский союз снова оказались на грани торговых войн, начавшихся как торгово-экономическое противостояние Вашингтона и Пекина, но стремительно приобретающих глобальный характер.

Инфляция в США росла весь год и в ноябре достигла 40-летнего максимума. За год цены выросли на 9%, обогнав даже пессимистичные прогнозы аналитиков. Больше всего подорожали топливо и продукты питания. Президент США Джо Байден в июне называл высокую инфляцию проклятием американцев. А уже в августе палата представителей нашла решение, чтобы оживить экономику. Согласно новому законопроекту, с 1 января на здравоохранение, субсидии «зеленым технологиям» и снижение инфляции будет направлено $430 млрд, из них более $370 млрд уйдет на поддержку чистой энергетики и достижение климатических целей. По плану покупатель электромобиля в США получит скидку $7,5 тыс., если авто собрано на территории страны, а его батареи содержат 40% минералов местного производства. Кроме того, иностранным компаниям, перебравшимся в США, предоставят льготы в энергетике, и это на фоне глобального промышленного спада в Европе из-за высоких тарифов.

электрокар
Фото: Global Look Press/dpa/Hendrik Schmidt

Неудивительно, что в Европе планы США назвали недобросовестной конкуренцией и угрозой европейской промышленности. Как минимум девять пунктов законопроекта нарушают международные правила торговли и напрямую угрожают электрокарам Volkswagen и Renault. Как поясняет влиятельное издание Politico, в результате компаниям станет выгодно переносить производство из ЕС в США, а клиентам — приобретать американские, а не европейские электромобили.

В качестве ответных мер ЕС готовит протесты во Всемирной торговой организации (ВТО) и разрабатывает собственный пакет субсидий. Германия готовится выделить €200 млрд на компенсацию промышленникам и бытовым потребителям цен на газ, Франция — €100 млрд. Одновременно Евросоюз безуспешно пытается заключить с США сделку, в рамках которой европейские компании также будут допущены к американским привилегиям. «Если эта размолвка сейчас выйдет из-под контроля, это приведет к торговой войне, которая повергнет в ужас осажденных европейцев», — говорится в публикации Politico. Отметим, что споры на площадке ВТО могут разрешаться годами, невзирая на срочность вопроса и возможные масштабы последствий.

«Боинги» и сыры. Чем закончилось предыдущее противостояние Европы и США

Это далеко не первый конфликт двух западных партнеров. Самым громким в новом столетии стал спор Boeing и Airbus, продолжающийся с 2004 года. Обе стороны обвинили друг друга в нарушении норм ВТО и получении многомиллиардных дешевых займов. Последствиями этого спора стали огромные экспортные пошлины на американские товары в Европе и европейские — в США. Так, администрация президента Дональда Трампа в 2018 году ввела 25-процентные пошлины на сталь и 10-процентные — на алюминий. В ответ на это Евросоюз обложил 25-процентными пошлинами американские товары. И если изначально речь шла лишь об авиастроительных корпорациях, то позднее под раздачу попали и другие отрасли экономики обеих сторон. Высокие пошлины пришлось платить за шотландский виски, французские сыры, оливковое масло и знаменитые американские мотоциклы Harley Davidson. Конфликт удалось купировать только в 2021 году.

Boeing
Фото: Global Look Press/Transport Photo Images/Leonid Faerberg

В своем аккаунте в Twitter президент США Дональд Трамп писал: «Торговые войны — это хорошо, и их легко выиграть».

Четыре главных торговых спора между США и ЕС

Торговые конфликты в треугольнике Европа — США — Китай известны с незапамятных времен. Нынешние споры стали логичным продолжением прежней конкуренции крупнейших экономик.

Первые трения между США и Европой возникли вскоре после создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957 году. Открыла череду споров так называемая куриная война 1962−1964 годов. Франция и Германия ввели внушительные пошлины на выращенную промышленным способом курятину, которой США завоевывали европейские рынки: американская птица обходилась покупателям в несколько раз дешевле. В ответ 25-процентным налогом были обложены европейский бренди, легкие грузовики и картофельный крахмал. В конце концов пошлины на крахмал, декстрин и бренди были сняты, а вот легкие грузовики облагались ими еще 48 лет, и в результате фургоны Volkswagen практически исчезли с рынка США.

Спустя 20 лет, в 1985 году, на смену пришла двухлетняя «макаронная война». Европа оставляла без внимания жалобы США на дискриминацию в отношении цитрусовых. В результате администрация Рейгана ввела пошлины на европейские макароны. Европа в свою очередь добавила пошлины на американские грецкие орехи и лимоны из США. Спор шел два года, ему было посвящено много статей в прессе. Конфликт вокруг цитрусовых удалось урегулировать в 1986 году, а споры о пасте — к концу 1987 года.

бананы
Фото: Global Look Press/dpa/David Diaz

Почти на 20 лет растянулась «банановая война», начатая ЕС в 1993 году. Европа ввела высокие пошлины на поставки бананов из Латинской Америки и почти полностью запретила поставки бананов в свои колонии в Африке и на Карибах. Владельцами плантаций оказались североамериканские компании. Они обратились во Всемирную торговую организацию с претензиями, рассмотрение которых длилось вплоть до 2012 года.

Следующим этапом стала «стальная война» 2002 года. США ввели пошлины на ввоз стали с целью возродить промышленность в стране и сократить безработицу. Пошлины на сталь были подняты до 8–30% при обычных 0–1% и коснулись именно европейских стран, тогда как Канада и Мексика под ограничения не попали. Европа ответила повышением пошлин на импорт в ЕС апельсинов из Флориды. Любопытно, что главными пострадавшими в результате «стальной войны» оказались сами США: расходы резко выросли в автомобилестроении и у производителей стали.
«Стальная война» разгорелась вновь в 2018 году, когда Трамп ввел пошлины на поставки стали и алюминия.

Многие экономисты недовольны торговыми войнами, поскольку они ведут мировую экономику еще к более глубокому кризису. Как заявил 24 июня президент России Владимир Путин, резкое усиление инфляции в мире — результат нескольких лет безответственной работы стран G7. По его мнению, политически мотивированные санкции и сознательный слом кооперационных связей ведут мир к тяжелому экономическому кризису.

Прямой эфир