Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили о решимости Байдена военным путем помешать Ирану получить ядерное оружие
Мир
Постпредство РФ назвало уроком для всех готовность ЕС украсть финрезервы
Экономика
Эксперт увидел попытки Польши сорвать переговоры ЕС по потолку цен на нефть
Мир
В ДНР сочли озвученные ЕК данные о потерях ВСУ правдивыми
Мир
Reuters сообщило о ликвидации лидера ИГ
Экономика
ЦБ рекомендовал банкам приостановить выселение должников
Мир
В Раде заявили о невозможности восстановить энергосистему Украины этой зимой
Мир
Вашингтон объяснил нежелание поставлять Киеву оружие большей дальности
Экономика
Bloomberg узнало об обсуждении в ЕС потолка цен на нефть из РФ в $60
Мир
Министр инфраструктуры Украины Кубраков подал в отставку
Общество
Песков не подтвердил запрет на выезд за границу сотрудникам администрации президента
Спорт
Франция на ЧМ-2022 впервые в истории проиграла Тунису
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Европейский союз ввел пошлины в отношении американских товаров, поставляемых в Европу на общую сумму $4 млрд. Среди товаров, которые попали под ограничения, — самолеты Boeing. ЕС таким образом «отомстил» американцам за аналогичные меры против Airbus. Время шагов выбрано довольно удачно, поскольку совпадает с поствыборной ситуацией в США. Вместе с тем рассчитывать, что новая администрация под руководством Джо Байдена прекратит торговые войны (в том числе и с Европой) в одночасье, было бы наивно, несмотря на все примирительные декларации. Подробности — в материале «Известий».

Первые залпы

2 октября 2019 года США выиграли судебный процесс в ВТО, признавший, что Евросоюз на протяжении десятилетий субсидировал свой аэрокосмический концерн Airbus, некоторые другие производства, а также сельскохозяйственный комплекс. Организация тем самым дала Вашингтону зеленый свет на применение тарифов в отношении европейских товаров. В конце октября того же года были введены 10-процентные пошлины на самолеты и 25-процентные — на сыр, вино и другие продукты питания.

сыр вино
Фото: Depositphotos

Американцы изначально просили разрешить пошлины на товары общей стоимостью $11 млрд. Судьи ВТО дали на 3,5 млрд долларов меньше — но и так введенные штрафные санкции по делу, длившемуся более 15 лет, стали крупнейшими в истории. Сильнее всего пострадали Германия, Франция, Испания и Великобритания (еще не завершившая процесс Brexit).

Введение пошлин было объявлено президентом Дональдом Трампом еще одной победой в его стратегии America First, которая в экономической своей части подразумевала довольно активный протекционизм. В 2018 году американская администрация в одностороннем порядке ввела пошлины на импортную сталь (25%) и алюминий (10%). Тогда же началась и эпопея, впоследствии превратившаяся в полноценную торговую войну с Китаем.

В небе тесно

Однако корень американо-европейских торговых разногласий уходит еще во времена, предшествовавшие приходу Трампа. Речь идет о конкуренции между Boeing и Airbus, которые в 1990-е годы стали двумя монополистами мирового рынка гражданского авиастроения. С первых лет возникновения этого «дуумвирата» стороны постоянно обвиняли друг друга в недобросовестной конкуренции.

Boeing напирала на то, что Airbus постоянно получал льготные и гарантированные кредиты от европейских правительств. В свою очередь, европейская сторона считала, что щедрый военный заказ для американской аэрокосмической корпорации есть форма субсидирования. Попытка представителей администрации США и Еврокомиссии договориться ни к чему не привела, и американцы в 2005 году вчинили иск в ВТО.

боинг эйрбас
Фото: Global Look Press/Arne Dedert/dpa

В то же время поначалу этот вопрос еще не был настолько принципиальным для сторон. 1990–2000-е годы стали периодом стремительного роста мировой авиационной индустрии. Некоторые рынки пассажирских и грузовых перевозок (например, китайский) за пару десятилетий увеличились в размерах в десятки раз. Бешеный спрос на продукцию двух по сути безальтернативных поставщиков смягчал противоречия между ними. В 2010-м рынок стал насыщаться, количество новых заказов быстро падало, и все былые противоречия обострились. Приход к власти в США Трампа с его протекционистской программой довершил начатое. Европейцы в опасении потерять американский рынок приняли контрмеры, одной из которых стали введенные (опять же, с подачи ВТО) ограничения.

Евросоюз назначил пошлины в размере 15% на американские самолеты и 25% на широкий набор другой продукции. В ее число входят, к примеру, спортивные тренажеры, столы для казино, виски, бурбон и прочие алкогольные напитки, а также тракторы. Торговые представители Еврокомиссии решили придержать введение пошлин на некоторое время, рассчитывая повлиять на администрацию Трампа перед выборами. Этого сделать не удалось — накануне голосования такой шаг для президента едва ли мог оказаться выигрышным.

airbus
Фото: REUTERS/Pascal Rossignol

Тем не менее ввод новых правил в ноябре носит в себе определенный политический расчет. Некоторые товары из списка Евросоюза производятся в штате Джорджия, где выборы еще не закончились. Первый тур голосования в сенат не выявил победителей, и теперь оба места в верхней палате конгресса будут разыграны во втором туре, который пройдет уже в начале 2021 года. Эти два места исключительно важны для обеих партий, так как, в случае если демократы смогут победить, они получат контроль над сенатом с минимальным перевесом. Следовательно, нынешняя администрация и поддерживающие ее республиканцы постараются решить вопрос в ближайшие недели, чтобы не подогревать негативный настрой избирателей, которые могут из-за этого проголосовать за демократов. Во всяком случае, таков ход мыслей европейских политиков.

Еврокомиссар по внешней торговле Валдис Домбровскис прямо заявил, что ЕС в любой момент снимет пошлины, когда это сделает другая сторона. В свою очередь, министры европейских стран намекают на будущее плодотворное сотрудничество с администрацией Джо Байдена (если ему, конечно, удастся отстоять в поствыборных судебных разбирательствах завоеванную победу). Делается вывод, что нынешнее беспрецедентное по масштабам введение пошлин является последним залпом в торговой войне — по крайней мере, на ее трансатлантическом фронте.

Свобода не для всех

Однако не всё так просто. Действительно, кампания Байдена провозглашала возвращение к «нормальности» и мультилатерализму в международных отношениях. Но касается это (с известными оговорками) только «большой» политики. Есть более чем серьезные основания полагать, что в делах экономических изменения, по сравнению с предыдущими четырьмя годами, будут разве что косметическими.

Достаточно посмотреть план развития экономики США, представленный Байденом. Слоганы «Покупай американское» и «Сделано в Америке» встречаются там многократно. План подразумевает инвестиции в размере $400 млрд в производство товаров и услуг внутри страны. Иностранные производители к этой «кормушке» допущены не будут.

байден
Фото: Global Look Press/Biden Presidential Transition

Хотя администрация США может пойти на определенные уступки европейцам, которых можно будет привлечь к единому антикитайскому торговому фронту, наносить прямой ущерб американскому производству в ситуации острой внутриполитической борьбы никто не будет. Тем более что за протекционистские меры выступают американские профсоюзы, чья поддержка жизненно важна для политического руководства страны.

Это в полной мере касается авиапроизводителей, которые понесут колоссальный отложенный ущерб от последствий эпидемии и потребуют особого внимания и защиты со стороны государства. Так что Airbus и производителям французского сыра рассчитывать на немедленное открытие американского рынка не приходится. Впрочем, другая сторона с широкими жестами тоже явно торопиться не будет. Неограниченная свободная торговля уходит в прошлое.

Читайте также
Реклама