Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В академии СБУ заявили о планах отправить курсантов на фронт
Мир
Рябков назвал рождественскую речь Зеленского проявлением неадекватности
Общество
В Петербурге силовики пресекли деятельность проукраинской секты
Мир
Axios узнал дату и место встречи Трампа и Зеленского
Общество
Отец Блиновской рассказал о состоянии дочери в колонии
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Авто
МВД разработало поправки в правила сдачи экзамена на права
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Здоровье
Нарколог Холдин развеял миф о средствах от похмелья
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Общество
Росреестр заявил о намерении регулировать риелторскую деятельность в 2026 году
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
Нетаньяху объявил о признании Республики Сомалиленд независимым государством
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Общество
Жителей Крыма предупредили о начале информационной атаки со стороны Украины
Мир
Axios указал на опасения США по поводу возобновления конфликта Израиля и ХАМАС
Общество
Народную артистку РФ Веру Алентову похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Совсем недавно завершились совместные маневры военных флотов прибалтийских государств и Великобритании. Для моряков Латвии эта весна важна вдвойне: 11 апреля исполняется 30 лет военному флоту обновленной республики. Страна активно пытается развивать свои ВМС, видя в них органический элемент структуры альянса НАТО, необходимый для потенциального противостояния России. В морских амбициях Латвии разбирались «Известия».

Уходим завтра в море

Развивать собственные ВМС Латвийская Республика начала вскоре после своего основания. 12 июня 1921 года на воду был спущен первый корабль латвийского военно-морского флота Virsaitis («Вождь»), выполнявший в дальнейшем функции флагмана. 1 декабря 1922 года в Латвии было учреждено подразделение морской авиации. К 1940-м военно-морские силы Латвии включали в себя три минных тральщика — «Вирсайтис», «Виестурс», «Иманта» и две подводные лодки — «Спидола» и «Ронис». Из них войну пережил только «Виестурс», вошедший под номером Т-298 в состав советского Балтийского флота.

После того как Латвия вышла из состава СССР, в Риге немедленно задумались о восстановлении морской мощи. К тому моменту на родину вернулись многие офицеры-латыши, проходившие службу в советских Вооруженных силах. Именно «возвращенцы» и составили первоначальную кадровую основу возрожденных морских сил своей родины. Знаковым событием стало поднятие флага на первом корабле флота второй Латвийской Республики Sams («Сом») — это произошло еще 11 апреля 1991 года. В дальнейшем эта дата стала считаться днем возрождения военного флота Латвии. Латвийский флот начал свою деятельность с того, что в августе и сентябре 1992 года создал наблюдательные посты в прибрежных пунктах Роя, Колка, Яунциемс, Овиши, Сталдзене, Озолини, Ужава, Силмале и Лабрага.

Минный тральщик «Виестурс». 1926 год

Минный тральщик «Виестурс». 1926 год

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Поскольку Россия, оставляя военные базы в Латвии, увела все свои боевые корабли, возрожденной республике пришлось закупать у соседей минные тральщики и патрульные катера очень почтенного возраста. В 1998-м Латвия решила скооперироваться с Литвой и Эстонией, ВМС которых тоже отнюдь не поражали своей мощью, и создать совместное подразделение BALTRON (Baltic Naval Squadron). В задачу подразделения входит главным образом поиск мин, оставшихся в Балтике после двух мировых войн. BALTRON регулярно участвует в противоминных учениях НАТО Open Spirit.

К середине 2000-х в Риге пришли к мысли о необходимости обновления своего корабельного состава. Контракт, подписанный 21 декабря 2007 года, предусматривал строительство для латвийских ВМС пяти сторожевиков типа «Скрунда». При водоизмещении 127 т длина «Скрунд» составляет всего лишь 25,7 м, а ширина ─ 13 м; фактически эти полупогружаемые катамараны можно считать катерами. Они способны развивать скорость до 20 узлов и вооружены двумя едиными пулеметами калибра 12,7 мм, но при необходимости могут брать на борт противокорабельные ракеты.

Сторожевой катер типа «Шторм» «Скалвис»

Сторожевой катер типа «Шторм» «Скалвис»

Фото: commons.wikimedia.org

«Скрунды» стали хорошей заменой 135-тонным сторожевым катерам класса «Шторм» (Storm), которые эксплуатировались ВМС Норвегии еще в 60-х и были приобретены Латвией в 1994–2001 годах, а также пяти катерам KBV 236, переданным латышам в 1993–1994 годах береговой охраной Швеции. Общая стоимость контракта на постройку «Скрунд» составила 39 млн латов ($75 млн).

Исполнителями были определены рижская верфь Rigas kugu buvetava/RKB и немецкая компания Abeking & Rasmussen. Строительство судов осуществлялось в немецком Лемвердере (2 ед.) и Риге (3 ед.). Названия кораблей, как с пафосом заявили в Риге, «были выбраны в соответствии с наиболее значимыми местами борьбы за свободу в исторических регионах Латвии».

Латвийские «дредноуты»

В Риге придавали этому заказу большое значение, так как новым тактическим единицам латвийского флота с самого начала отвели широкий круг задач. «Скрунды» предназначены для патрулирования территориальных вод и исключительной экономической зоны Латвии, для ведения наблюдения, поисково-спасательных операций, защиты рыболовных промыслов. Они могут оснащаться сменными модулями, которые позволят им выполнять различные функции. Так, носовая часть приспособлена под монтаж устройств, позволяющих применять корабли в качестве минных тральщиков или водолазных платформ.

Головная «Скрунда» была спущена на воду в январе 2011 года и передана ВМС Латвии в апреле. Второй корабль «Цесис» (Cēsis) поднял флаг 2 апреля 2012 года, третий «Виесите» (Viesīte) — в августе того же года. В июне 2013-го латвийский флот усилился за счет ввода в строй «Елгавы» (Jelgava). Пятый и последний корабль «Резекне» (Rezekne) поступил в распоряжение ВМС Латвии в марте 2014 года.

Сторожевой корабль типа «Скрунда» «Елгава» в порту Риги

Сторожевой корабль типа «Скрунда» «Елгава» в порту Риги

Фото: commons.wikimedia.org

Всего на данный момент в состав латвийского флота входят пять «Скрунд», четыре очень старых минных тральщика типа «Иманта» (Imanta), три сторожевых катера типа «Шторм», шесть патрульных катеров, приобретенных в Швеции и Финляндии в 1993–1994 годах, минный заградитель, гидрографическое и вспомогательное суда. Латвийские моряки ввиду недостатка средств на радикальное обновление корабельного состава расставаться со своими «старичками» не торопятся, бесконечно их ремонтируют и модернизируют. Так, в конце октября 2020 года Латвия подписала договор с французской компанией ECA group — о модернизации трех минных тральщиков класса Imanta. Эти корабли были построены в Нидерландах еще в начале 80-х и в 2007-м приобретены Латвией.

В рамках договора будет произведена модернизация устройств управления, минно-поисковой подводной аппаратуры, систем идентификации и нейтрализации мин. Командующий морскими силами Латвии Каспарс Зелчс заявил по этому поводу: «На трех кораблях будут интегрированы лучшие технологии французского предприятия ECA group, которые позволят судну производить поиск мин удаленно, не входя непосредственно на минное поле». Будет также обеспечена поставка запасных частей и обучение команды пользованию современными устройствами. Общая стоимость проекта модернизации кораблей составляет более €20 млн. По крайней мере часть предстоящих работ окажется выполнена латвийскими предприятиями ООО Belss, ООО RK Metāls, ООО Scan-Plast Latvia и ООО Axon Cable.

Минный тральщик «Иманта» в порту Салацгрива

Минный тральщик «Иманта» в порту Салацгрива

Фото: fleetphoto.ru

В июне 2020-го стало известно, что Эстония, Латвия и Литва рассматривают возможность единого тендера на обновление военно-морского флота всех трех республик — в рамках проекта Naval Vision 2030. Дело в том, что большинство кораблей стран Балтии через 15 лет уже будет пора окончательно списывать со счетов. Покупка одного военного корабля — очень дорогостоящая процедура, потому страны и хотят объединиться в своем заказе, чтобы получить более привлекательную цену. В связи с этим командующий ВМС Эстонии Юри Саска напомнил, что основной тип военных судов всех трех государств — это минные тральщики. По мнению Саска, именно тральщики были и остаются для прибалтов наиболее оптимальным вариантом.

Однако, если речь идет о заказе новых кораблей, то их, как считают прибалтийские военно-морские стратеги, нужно будет строить не только для борьбы с минной опасностью, но и с учетом дополнительных потребностей. «Мы хотим, чтобы можно было осуществлять надводный контроль, чтобы имелась возможность поражать и надводные цели, корабли или другие объекты. Также необходимо обеспечить слежение за воздушным пространством. И, само собой, потребуются системы контроля, чтобы в том случае, если мы не сможем поразить цель, мы хотя бы знали, где она», — поясняет Саска.

Необходимы базы

Некоторые эксперты относятся к этому плану с известной долей скептицизма. По словам военного обозревателя Александра Хроленко, даже Польша не может себе позволить создать мощный военно-морской оборонный комплекс — что уж тогда говорить о государствах Прибалтики? «Полноценный флот должен включать ударные корабли, противолодочные корабли, бригады тральщиков, подводные лодки, систему ПВО, авиацию и береговые войска. Этого всего не может позволить себе даже Польша. Поэтому совместные ВМС стран Балтии обречены на неудачу или на имитацию эффективности», — указывает Хроленко. С другой стороны, большого и самодостаточного флота государствам Балтии и не требуется — поскольку их вооруженные силы включены в общую структуру блока НАТО.

Сторожевой корабль типа «Скрунда» «Елгава» во время парада ВМС Латвии в Рижском заливе

Сторожевой корабль типа «Скрунда» «Елгава» во время парада ВМС Латвии в Рижском заливе

Фото: commons.wikimedia.org

Само по себе наличие военных кораблей означает очень мало, если у них нет опорно-ресурсного пункта, базы. В Латвии это понимают и намерены развивать свою береговую инфраструктуру. Латвийский флот базируется в Лиепае, Вентспилсе и Риге. Летом прошлого года было анонсировано кардинальное расширение военной базы в Лиепае. Ее разместят на площади в 35 га вокруг бывшей военной гавани. Стоит отметить, что военный порт (ныне его территория носит наименование Кароста, что, собственно, и обозначает в переводе с латышского «военный порт») в Лиепае был построен в конце XIX — XX веке. Строительство крепости и военного городка началось в 1890 году по приказу императора Александра III. Позже это место получило название «Порт Александра III». Данный участок земли обзавелся полностью автономной инфраструктурой, электростанцией и водоснабжением, своими церковью и школами. В советские времена Кароста являлась закрытой территорией, использовавшейся Военно-морским флотом. Российский флот окончательно покинул Лиепаю в 1994 году.

В последовавшие годы этот район Лиепаи постепенно приходил во всё большее запустение. Теперь здесь снова разместились боевые подразделения — но уже под флагом Латвийской Республики. Планируется, что на этой базе сконцентрируются все структуры вооруженных сил, расположенных в Лиепае и ее окрестностях, — в первую очередь военного флота. В частности, в Лиепае окажутся 1-й региональный центр обеспечения безопасности, служба наблюдения и связи флотилий морских сил, эскадра судов флотилий морских сил, учебный центр морских сил (школа водолазов), штаб 4-й бригады ополчения «Земессардзе», 44-й пехотный батальон «Земессардзе», учебный центр морских сил, отдел медицинского обслуживания 1-го центра обеспечения безопасности национальных вооруженных сил, другие подразделения армии и флота.

Парад ВМС Латвии в Рижском заливе

Парад ВМС Латвии в Рижском заливе

Фото: commons.wikimedia.org

Латвийские моряки участвуют в совместных учениях с коллегами из других стран НАТО. Так, в марте 2021-го в рамках сотрудничества объединенных международных экспедиционных сил (Joint Expeditionary Force, JEF) на Балтике прошли маневры флотов прибалтийских стран и ВМС Великобритании. В учениях были задействованы британские фрегаты Lancaster и Westminster и корабль снабжения Tiderace, ВМС Латвии представлял патрульный корабль Jelgava, Литву — минный тральщик Selis и корабль обеспечения Jotvingis, Эстонию — корабль обеспечения Wambola. Швеция тоже отправила на эти учения один свой вертолет. «Первая совместная военно-морская операция объединенных экспедиционных сил показала готовность британцев работать вместе со своими балтийскими союзниками», — заявил по этому поводу министр обороны Великобритании Бен Уоллес.

В ходе учений стороны отрабатывали противовоздушную, противокорабельную и противолодочную борьбу, конвоирование транспортных судов, боевые стрельбы и высадку десанта на побережье. По мысли организаторов мероприятия таким образом послан очередной «сигнал Москве» — подчеркивается, что операция являлась «инструментом сдерживания».

Читайте также
Прямой эфир