Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Про автомобили без водителя, которыми управляют программы на основе искусственного интеллекта, говорят так давно и так спокойно, что мы уже стали воспринимать их существование как объективную реальность. Но реальная ситуация на настоящих дорогах тоже не всегда бывает предсказуемой. Автомобиль был и остается источником повышенной опасности. Даже если он оснащен искусственным разумом, исключающим ошибку водителя. Подробности — в материале портала iz.ru.

Uber против пешехода

В минувшие выходные беспилотный автомобиль, который тестировала занимающаяся оказанием услуг такси, в городе Темпе в американском штате Аризона попал в ДТП. Машина, управляемая компьютером, сбила женщину, которая в результате полученных травм скончалась. Как отмечала The New York Times, это первый известный случай гибели пешехода в результате автомобильной аварии, участником которой стал беспилотник.

По данным полиции, погибшая 49-летняя Элейн Херцберг переходила дорогу. Инцидент произошел около 10 вечера, при этом беспилотник — внедорожник Volvo XC90 — двигался со скоростью 40 миль в час (64 км/ч) в зоне, где максимально разрешенная скорость 45 миль в час (72 км/ч).

Место, где женщина была убита беспилотным автомобилем Uber в Темпе, штат Аризона

Фото: REUTERS/Rick Scuteri

Сразу же после инцидента Uber приостановила все тестовые поездки беспилотных машин в Темпе, а также Питтсбурге и канадском Торонто — до выяснения всех причин и обстоятельств трагедии. Известно, что в машине в качестве «водителя для безопасности» находился оператор, однако управлял движением не он, а компьютер.

По словам сотрудников правоохранительных органов, перед столкновением с пешеходом машина не снизила скорости. У оператора каких-либо признаков опьянения или других факторов, которые могли бы помешать ему в работе, выявлено не было.

В полиции говорят, что Херцберг, катившая нагруженный покупками велосипед, буквально выскочила на проезжую часть с разделительной полосы. Кроме того, по предварительным данным, полученным после изучения записей с видеокамер, установленных на «самоходной» машине Uber, вины компьютерных систем или водителя-контролера в ДТП не усматривается.

«Совершенно очевидно, что столкновения было бы трудно избежать при движении в любом режиме (автономном или с участием водителя) с учетом того, как неожиданно женщина появилась из тьмы на дороге», — отметила в интервью San Francisco Chronicle Сильвия Муар, шеф полиции города Темпе.

«Происшествие стало напоминанием о том, что развитие технологий беспилотных автомобилей пока еще находится на экспериментальной стадии, в то время как гигантские корпорации из Кремниевой долины, ведущие автопроизводители и другие компании соревнуются в разработке машин, способных передвигаться самостоятельно», — отмечает NYT.

За наезд ответит

Вопрос юридических последствий за ДТП с участием беспилотных машин пока нельзя считать полностью решенным — слишком молода сама область применения соответствующих норм и правил. В той же Аризоне губернатор Даг Дьюси в марте 2018 года подписал указ, который возлагает ответственность за любые происшествия с беспилотниками на дорогах на компании, которые выступают в качестве их оператора. Данная норма предполагает и возможность уголовной ответственности за такие аварии, отмечает Fox News. Если Uber признают виновником ДТП с летальным исходом, это лишь добавит проблем основанной Трэвисом Калаником компании, которая и так практически не вылезает из судов по обе стороны Атлантического океана.

Трэвис Каланик, соучредитель транспортной компании Uber

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Теоретически может оказаться и так, что виновным признают не оператора беспилотника и не производителя машины или оборудования и программного обеспечения, а сам роботизированный автомобиль. «Тут мы уже будем ступать на действительно неизведанную территорию», — признает шеф полиции Муар.

Впрочем, гражданские иски против Uber всё равно могут последовать, полагает профессор Университета Южной Каролины Брайант Уокер Смит, который специализируется на правовых аспектах использования беспилотного транспорта. В числе потенциальных ответчиков — автопроизводитель, находившийся в машине оператор, разработчики технологий и непосредственно Uber.

Профессор юриспруденции из Университета Вашингтона Район Кэлоу полагает, что Uber постарается разобраться с любыми претензиями максимально быстро — и максимально тихо. «Uber урегулирует этот вопрос незамедлительно, выплатив не подлежащую разглашения сумму», — приводит прогноз эксперта The Guardian.

ДТП без дефектов

Большинство компаний, которые разрабатывают беспилотные автомобили, продвигают их как более безопасное транспортное средство по сравнению с «традиционными» машинами. «Тестирование беспилотных технологий чаще всего подтверждало, что такие машины безопасны, — пишет специализирующийся на компьютерных и IT-технологиях портал CNet. — Однако произошедший [в Темпе] случай — уже не первый инцидент, когда беспилотник становится участником столкновения».

Первый случай гибели человека в ДТП с участием беспилотного автомобиля произошел в мае 2016 года во Флориде. Tesla Model S, на водительском сиденье которой находился Джошуа Браун, «нырнула» под двигавшуюся в попутном направлении фуру, которая на нерегулируемом перекрестке выполняла левый поворот. От удара легковушку отбросило на обочину, где она врезалась в ограждение и в опору ЛЭП.

Tesla Model S

Фото: Global Look Press/Aleksey Bychkov

По итогам расследования Национальное управление по транспортной безопасности на шоссейных дорогах США (NHTSA) установило, что каких-либо дефектов в системе автопилота не было. Выяснилось также, что водитель установил скорость на 74 мили в час (119 км/ч), и ни он, ни автопилот перед столкновением не пытались затормозить. По данным следователей, в течение 37 минут до аварии, когда машина двигалась в режиме автопилота, руки Брауна находились на руле лишь 25 секунд. Один из основателей Tesla Motors, Илон Маск, в своем Twitter назвал доклад управления очень позитивной новостью.

В марте 2015 года в аварию попал один из беспилотников компании Google. Известно еще минимум о трех ДТП, участниками которых становились автомобили Tesla, двигавшиеся в режиме автопилота. Ранее в марте беспилотник Uber попал в аварию в Питтсбурге — жертв и даже травм водителей или пассажиров тогда не было, однако обе столкнувшиеся машины получили серьезные повреждения.

У Uber были и другие неприятности, связанные с тестированием беспилотников. Компания начала было испытания в Калифорнии, однако вскоре выяснилось, что «самоходки», прям как «безбашенные» водители, регулярно проезжают перекрестки на запрещающий красный сигнал светофора — полиция Сан-Франциско всего за неделю насчитала полтора десятка таких случаев. В итоге Uber оперативно решила перебросить свой беспилотный парк в Аризону, писала The Guardian.

Губернатор Дьюси, видимо, предвкушая бюджетные поступления от тестов, заявлял: «В то время как Калифорния своей бюрократией и новыми правилами «бьет по тормозам» в деле инноваций и перемен, Аризона прокладывает путь новым технологиям и новому бизнесу». Тогда чиновник вряд ли предвидел, к каким последствиям этот эксперимент может привести.

Солнечно и без осадков

Город Темпе был выбран Uber для тестирования беспилотников как наиболее подходящий для таких экспериментов — погода в Аризоне чаще всего стоит ясная и сухая, а ширина и количество полос на дорогах позволяет обходиться без заторов. Именно поэтому тут уже тестируют свои беспилотные автомобили и технологии такие компании, как General Motors и Intel. Позднее, в 2018 году, к ним планирует присоединиться и Waymo — занимающееся созданием беспилотников подразделение «родительской» компании Google.

Старается не отставать от Запада и Россия. Среди разработчиков беспилотных авто — КамАЗ и государственный институт НАМИ, соответствующими технологиями занимается и «Яндекс» (в сентябре прошлого года беспилотник на базе ПО от поисковика даже показывали президенту России Владимиру Путину).

Кабина действующего прототипа беспилотного автомобиля в московском офисе отечественной IT-компании «Яндекс»

Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев

Создаются и полигоны для тестирования таких машин. Испытания, как заявлял недавно глава Росавтодора Роман Старовойт, планируют проводить и на трассе «Скандинавия», которая идет от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией. Аналогичная инфраструктура строится и на участке дороги от границы до Хельсинки. «Хочу вас заверить, российские дорожники ни на йоту не отстают от своих европейских коллег в этой части, — цитировала Старовойта «Российская газета». — В большей степени мы готовы к созданию дорожной инфраструктуры, готовы принять беспилотный транспорт».

 

Прямой эфир