Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Ограничения полетов в 11 аэропортов России продлили до 23 августа
Мир
Путин заявил о разрушении Западом системы европейской безопасности
Мир
Китай призвал одуматься сторонников независимости Тайваня
Мир
Путин заявил о соответствии начала спецоперации в Донбассе уставу ООН
Мир
Иран направил ответ на предложения ЕС по ядерной сделке
Мир
Минобороны РФ заявило о нарушении ВСУ Женевской конвенции
Армия
Шойгу заявил о развенчании мифа о супероружии Запада
Мир
Китай введет санкции против семи сторонников независимости Тайваня
Спорт
IBU обсудит продление отстранения биатлонистов России и Белоруссии
Туризм
Финляндия сократит выдачу виз россиянам в 5–10 раз
Мир
Глава МИД Украины уличил Запад в желании увидеть крах страны
Общество
Аксенов заявил о сокращении маршрутов поездов в Крым из-за ЧП под Джанкоем
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Автомобили в России за год подорожали почти на треть. Исторический максимум обновил и средний размер автокредита на новые и подержанные машины — 1,28 млн рублей. Почему так взлетели цены на машины, что будет происходить на авторынке в этом году и как сэкономить при покупке автомобиля, разбирались «Известия».

Резкий разгон

В 2021 году легковой транспорт в среднем подорожал на 31%, а только за январь текущего года рост цен составил около 3%. По авторынку разом ударили инфляция, рост цен на энергоносители, изменение условий программы льготного автокредитования. Однако главной проблемой стал дефицит новых автомобилей, спровоцированный кризисом полупроводников. Сбои в поставках на фоне ограничительных мер привели к нехватке микросхем и прочих комплектующих. В результате в 2021-м автомобили сильно подорожали во всем мире — объемы их производства снизились.

«Из-за проблем с логистикой в РФ наибольший рост цен был зафиксирован у автомобилей иностранного производства. На втором месте по росту цен — новые автомобили, произведенные в России, рост в среднем составил 10–15%. А всплеск спроса в начале 2021 года и рост цен привели к их дефициту на российском рынке, в связи с чем стали дорожать и подержанные авто (в среднем на 5–10%)», — указывают аналитики «Фридом Финанс».

микросхема
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Наибольший рост цен зафиксирован в сегменте премиальных марок, а также востребованных кроссоверов.

Так, по данным «Газпромбанка Автолизинг», к декабрю 2021 года больше других легковых автомобилей подорожали новые Mercedes-Benz S-класса, Hyundai Elantra и Porsche Cayenne. За год их стоимость выросла на 117, 82 и 74% соответственно — с учетом установленного дополнительного оборудования.

В списке лидеров по росту цен также Kia Rio X-line (51%), Hyundai Tucson (49%), Renault Arkana (46%), Lada Largus Cross (45%), Kia Sportage (43%), Lada Granta Cross (42%).

Цены выросли и на вторичном рынке. По данным «Авито Авто», по итогам 2021 года средняя стоимость автомобилей с пробегом в России увеличилась по сравнению с 2020 годом на 20,8% — до 349 тыс. рублей. Подорожали большинство популярных в России марок: автомобили ВАЗ (Lada) с пробегом подорожали на 18,2%, Toyota — на 13,8%, Hyundai — на 24,4%, Kia — на 25,5%, Volkswagen — на 23,1%. Еще заметнее оказался рост цен на автомобили премиум-брендов в возрасте до трех лет с пробегом, в среднем они прибавили в цене 29,6%.

автомобили
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Аналитики сервиса констатируют: спрос на автомобили превышает предложение, поэтому о снижении цен дилерам задумываться не приходится. На данный момент при заказе наиболее востребованных моделей ждать доставку приходится около года, а в отдельных случаях — и до четырех лет.

Хорошо накрутили

Пользуясь дефицитом машин, автодилеры навязывают дополнительное оборудование, включая его в цену. Так, по данным сервиса «Авто.ру», если рекомендованные розничные цены на новые машины с января 2021 года к концу года выросли на 11%, то реальные росли в два-три раза быстрее. Одна из основных причин такой динамики — установка дополнительного оборудования.

Это подтверждает и исследование «Газпромбанка Автолизинг». «Из средней надбавки в 31% около половины пришлось на повышение рекомендованных розничных цен. Остальное — следствие дефицита машин в салонах дилеров», — указывает гендиректор компании Лилия Маркова. А устанавливаемое безальтернативно дополнительное оборудование приводит к значительному удорожанию.

По оценкам Сергея Пиголкина, руководителя онлайн-аукциона новых автомобилей CarClick.ru, тяжелой ситуация в части наценок дилеров остается с Kia, Hyundai, Toyota, Volkswagen, Skoda. В премиальном сегменте — с Lexus, Jaguar, Land Rover, Porsche, Audi.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Машин на складах всё еще не хватает, но проблемой для покупателя сейчас стал не поиск нужной модели, а выбор самого выгодного предложения, близкого к рекомендованной цене производителя, констатируют и в «Авто.ру».

По накатанной

Аналитики и участники рынка разводят руками: проблема с поставками микросхем по-прежнему не решена и в этом году авторынок на плато не выйдет. Новые машины будут всё дороже под влиянием дефицита самих автомобилей и комплектующих, общемирового роста стоимости сырья и логистики. Если продолжит расти курс доллара, то следует ожидать увеличения стоимости импортных автомобилей до 20% в течение 2022 года, полагает Андрей Ольховский, гендиректор ГК «Автодом». Но в целом рост будет более умеренным, чем прошлогодний.

«Продолжающиеся инфляционные процессы, рост валютных курсов, а также угроза новых коронавирусных ограничений будут толкать цены вверх. И по итогам года мы можем увидеть рост цен на 10% и более. Однако, вероятно, рост рекомендованных цен производителей будет несколько скомпенсирован сокращением дилерских наценок», — предполагает Алексей Муханов, руководитель группы исследований и клиентской аналитики в «Авто.ру».

По оценкам Сергея Пиголкина из CarClick.ru, в отсутствие новых потрясений спрос на новые автомобили останется примерно на уровне 2021 года и составит 1,7 млн единиц, а цены на них вырастут в течение 2022 года на 10–15%. «С одной стороны, по ряду брендов и моделей увеличится доступность и снизятся наценки дилеров, с другой — цены на автомобили и так предельно высоки и становятся доступными всё меньшему числу россиян», — отмечает аналитик.

автосалон
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

Участники рынка и аналитики ждут, что проблема с нехваткой микросхем решится к лету этого года — это позволит стабилизировать спрос и предложение. Однако в ближайшее время нарастить свои мощности автопроизводители не смогут, и дефицит новых автомобилей в салонах будет сохраняться.

Отъехать подальше

В «СберАвто» ждут наиболее ощутимого роста цен на самые дефицитные модели российского авторынка. Аналитики связывают это со стремлением приобретать наиболее ликвидные при перепродаже машины. Продолжат дорожать и автомобили с пробегом — из-за сокращения объемов предложения. Поэтому эксперты рекомендуют выбирать альтернативы дефицитным и переоцененным за счет дилерских накруток автомобилям.

Брать машину в кредит есть смысл при возможности внесения первоначального взноса не менее 70% от ее стоимости. В противном случае лучше выбрать менее престижную машину или рассмотреть подержанный автомобиль. На вторичном рынке сейчас всё больше «молодых» автомобилей с небольшим пробегом. «Уже сейчас доля авто возрастом до пяти лет на платформе «СберАвто» — 46%. В текущих реалиях подобный автомобиль, если он находится в хорошем техническом состоянии, будет долго сохранять ликвидность», — указывает гендиректор сервиса Петрос Мкртычян.

автосалон
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

При покупке новой машины эксперты рекомендуют не заключать с дилером договор на покупку со сроком поставки более месяца. Следует расширить и географию поиска: в другом регионе цена может оказаться ниже. Выбрав дилера в 300–500 км от места жительства, можно сэкономить 100–300 тыс. рублей.

Читайте также
Реклама