Политический кризис в Молдавии
В мае 2023 года в Гагаузии прошли выборы главы автономии, победу одержала Евгения Гуцул, которая выступала за налаживание отношений с Россией. Президент Молдавии Майя Санду заявила, что голосование прошло с нарушениями. Позднее молдавская полиция возбудила уголовные дела о незаконном финансировании избирательной кампании Гуцул.
В конце марта 2024 года румынский сенатор Диана Шошоакэ представила законопроект, согласно которому парламент страны должен был принять решение об объединении Румынии с Молдавией. Параллельно Кишинев переименовал молдавский язык в румынский. Активно переформатировалось и информационное пространство — российские СМИ вытеснились, на их место пришли румынские медиаресурсы.
Главу Гагаузии 5 августа 2025 года приговорили к семи годам лишения свободы по делу о якобы финансировании партии «Шор». Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков в этот же день заявил, что приговор является образцом незаконного давления на политических оппонентов.
Между тем, в Молдавии в сентябре прошли парламентские выборы. В них приняли участие 15 политических партий, четыре избирательных блока и четыре независимых кандидата.
Избирательная кампания проходила в условиях беспрецедентного давления на оппозиционные силы. Так, 18 сентября, полиция совместно с другими силовыми структурами провела обыски в рамках дела об электоральной коррупции.
Экс-президент республики, лидер Партии социалистов Игорь Додон сообщил, что более 250 тыс. граждан из Приднестровского региона не смогли проголосовать на выборах, а ряд международных наблюдателей не пускали на избирательные участки. Также, по его словам, правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) по итогам выборов не выиграла на избирательных участках внутри Молдавии.