Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Почти 100 человек пострадали во время протестов в Армении
Армия
Спецназ группировки войск «Центр» с начала СВО уничтожил более 100 единиц техники ВСУ
Экономика
Мосбиржа с 13 июня прекратит торги долларом и евро в связи с санкциями США
Экономика
Объем выдачи льготной ипотеки в мае повысился на 17%
Общество
Дело о рекордной взятке поступило в суд Балашихи
Мир
День России отпраздновали в турецкой Анталье
Культура
На Apple TV+ вышел ремейк «Презумпции невиновности» с Джилленхолом
Армия
ВКС России нанесли 10 ударов по базам боевиков в Сирии
Мир
Посол Антонов заявил об ответе России на навязываемую США конфронтацию
Мир
Маск призвал признать террористами ряд украинских НКО за «черные списки» политиков США
Армия
Российские конструкторы разработали новый компактный пулемет ПКZ
Мир
В США задержали ворвавшуюся с оружием в здание ФБР женщину
Общество
Синоптики спрогнозировали до +23 градусов и дожди в Москве 13 июня
Мир
Акция протеста против властей в Буэнос-Айресе привела к пожарам и пострадавшим
Спорт
Лионель Месси назвал «Интер Майами» своим последним клубом
Общество
В 20% колледжей и техникумов нет мероприятий по трудоустройству учащихся
Экономика
Центробанк принял решение о приостановке торгов гонконгским долларом с 13 июня
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Покупки в интернете стали в последнее время обыденным делом для большинства россиян, но при всем удобстве любителей шопинга на диване часто подстерегают неприятные неожиданности. Так, житель Югры купил в интернет-магазине шуруповерт, но вместо нужного инструмента получил резиновую киянку и хозяйственное мыло. Брутальный набор обошелся в 4 тыс. рублей. О том, как добиться справедливости за испорченную при пересылке вещь и как не попасться в руки интернет-мошенникам, — читайте в материале «Известий».

Пролезли с мылом

В Сети хватает видео и фотографий с обзорами сделанных в интернет-магазинах удивительных покупок. На картинке одно, а в посылке — совсем другое. Хуже качеством, порой и вовсе что-то совсем другое, но по цене оригинала. Так, на одном из видео мужчина открывает дома посылку в надежде увидеть заказанный шуруповерт за 3,5 тыс. рублей, но в ворохе резаного картона только четыре обычные отвертки. Жителю Нижневартовска тот же инструмент подменили резиновой киянкой и хозяйственным мылом, а покупателям российского интернет-магазина в Белоруссии вдобавок к отверткам вместо шуруповерта прислали пластилин-антистресс. С юмором «продавцы», ничего не скажешь.

почта поезд ж/д посылки погрузка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов в беседе с «Известиями» отмечает, что видеозаписи вскрытия посылок, которые делают обманутые покупатели, — это лишь косвенное доказательство, но никак не основное, а посылки нужно вскрывать, как говорится, не отходя от кассы. И лучше не оплачивать товар заранее.

— Производя оплату по известным реквизитам продавца непосредственно при заключении договора, вы тем самым принимаете на себя все риски по доставке и качеству заказанного товара. Если вы получаете товар по почте, то обязательно вскройте упаковку в момент ее приемки, чтобы удостовериться: вам прислали именно то, что вы хотели, — советует юрист. — Если товар не соответствует тому, что вы заказали, то вызывайте сотрудника почтового отделения — администратора — и составляйте акт о вскрытии коробки, указав, что в данном случае товар некачественный. Именно таким фиксированием можно будет в дальнейшем доказать, что пришел именно этот товар, и этот товар не соответствует качеству. Если такие действия произвести дома, то в дальнейшем у вас не будет доказательств того, что продавец отправил именно этот товар.

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов:

Производя оплату по известным реквизитам продавца непосредственно при заключении договора, вы тем самым принимаете на себя все риски по доставке и качеству заказанного товара.

Внимательно изучите правила доставки товара при заключении договора — важно, чтобы оплата производилась только после приемки.

— Формулировка «оплата после принятия товара» — в этом случае от вас никто не вправе требовать «сначала деньги — потом стулья», — отмечает специалист.

Кстати, если вы уже заказали товар, но почувствовали неладное (возможно, нашли отрицательные отзывы о компании и совсем не уверены, что придет нужный вам товар), то всегда можно отказаться от заказа на любом этапе до его передачи вам в руки и даже после, но в ограниченный срок.

— Вы праве отказаться от покупки в течение семи дней без объяснения причины. Если срок не определен договором-соглашением либо он не указан на сайте, то в этом случае вы вправе отказаться в течение трех месяцев без объяснения причины, — отмечает Олег Фролов. — Если оплата даже не произведена, то в этом случае вам еще проще: надо уведомить продавца об отказе от исполнения договора. С момента вашего извещения договор считается расторгнутым, а продавец отменит данную поставку.

почта компьютер посылка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Впрочем, даже если вам прислали то, что вы заказывали, не исключено, что содержимое посылки повреждено. В таких случаях рекомендуется принять следующие меры.

— Нужно обязательно обращать внимание на упаковку посылки. И если коробка поломана или у нее небрежный вид, то нужно составить совместный с сотрудниками отделения акт о том, что нарушена упаковка. Принимающая сторона вправе отказаться от приемки и заявить требования отправителю или почтовому отделению в том, что посылка не сохранена, — говорит Олег Фролов. — Затем составляйте претензию. Также нужно будет сделать оценку стоимости посылки и предъявить требования о возмещении. Все доказательства будут собираться на стороне получателя, и в судебном порядке вы вправе потребовать возмещения.

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов:

Вы вправе отказаться от покупки в течение семи дней без объяснения причины. Если срок не определен договором-соглашением либо он не указан на сайте, то в этом случае вы вправе отказаться в течение трех месяцев без объяснения причины.

И не стоит сразу бежать в Роспотребнадзор — для начала попробуйте разобраться с продавцом или исполнителем. И только если все попытки безуспешны, подключайте надзорное ведомство.

— На сегодняшний день Роспотребнадзор не принимает заявления без соблюдения досудебного урегулирования, — предупреждает юрист по защите прав потребителей.

Дело — кирпич

По статистике Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году объем российского рынка онлайн-торговли достиг 1,66 трлн рублей (это на 59% больше, чем в 2017 году). Серьезный вклад в эту цифру внесли малые и средние онлайн-продавцы в регионах. Свою роль сыграл и большой спрос на отдельные виды товаров.

Естественно, что мошенники в последние годы тоже активно осваивают цифровое пространство. Так, в 2017 году удалось раскрыть банду, отправлявшую наивным покупателям под видом дорогих телефонов или планшетов кирпичи, стаканы, бутылки с водой. Действовали мошенники через подставные интернет-сайты, которые жили в Сети от силы месяц. Клиенты оплачивали покупку при получении, то есть посылка отправлялась наложенным платежом, но без описи содержимого.

— Первое и самое распространенное — сайты-однодневки, на которых предлагают товары дешевле, — перечисляет «Известиям» варианты мошенничества ведущий аналитик «Инфосекьюрити» Александр Вураско. — Второе (тоже очень много примеров) — продажа через соцсети. Схема такая: продавец получает деньги, а покупатель — ничего взамен. Третье направление — это фишинговые сайты, клоны того же Avito и фишинговые объявления на Avito. У меня был пример. Я написал продавцу, со мной связались: «Извините, я в другом городе. Можете мне прислать дистанционно?» И прислали ссылку на фишинговый сайт Avito. Там был адрес совсем другой, но они часто выдают фишинговые сайты за службу Avito Pay — у Avito есть собственная платежная система, которая вообще-то призвана обеспечить безопасность пользователям, а злоумышленники создают клоны страниц этой системы.

Каковы же элементарные меры безопасности при совершении покупок в интернете? Во-первых, проверять внимательно адреса сайтов, чтобы не столкнуться с клонами известных фирм. Во-вторых, если продавец выставляет товар, как правило, по сниженной цене, а затем просит перевести деньги дистанционно, потому что внезапно куда-то уехал, то это на 95% мошенник, замечает Александр Вураско.

деньги 500 клавиатура компьютер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

— Много мошенников в VК, Instagram — это самые простые схемы, совершенно не затратные, но мошеннических интернет-магазинов тоже более чем достаточно, — говорит эксперт. — Сайты простые, более-менее шаблонные. Очень часто присутствует таймер, обратный отсчет действия выгодной акции, отзывы довольных клиентов с фотографиями. Причем, если взять и поискать эти картинки на «Яндекс» или в Google, то можно заметить, что они из какого-то фотостока и присутствуют еще на двух десятках сайтов.

Обилие положительных отзывов должно насторожить. Так, жительница Магадана увидела в интернете объявление о продаже шубы. Подкупило, что на странице была информация о большом количестве проданного товара, хорошие отзывы. Женщина перечислила задаток в 8 тыс. рублей, и больше продавец на звонки не отвечал. Заявление на мошенников теперь в полиции, а сами правоохранители предупреждают: если в Сети множество восторженных отзывов и ни одного негативного, стоит задуматься.

ИНН, ОГРН — подлинность номеров можно проверить в реестре на сайте Федеральной налоговой службы. Также среди факторов риска слишком низкая цена, отсутствие курьерской доставки или доставка по предоплате.

— Отсутствие сведений о юридическом лице или недостоверные сведения, стандартный шаблон с отзывами… Если у магазина присутствует хотя бы один такой признак, то это повод насторожиться. Если два и более, то это 100% мошенники, — отмечает Александр Вураско.

Прямой эфир