Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Кот в мешке: покупка в интернет-магазине может обернуться убытком
2019-10-22 16:37:11">
2019-10-22 16:37:11
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Покупки в интернете стали в последнее время обыденным делом для большинства россиян, но при всем удобстве любителей шопинга на диване часто подстерегают неприятные неожиданности. Так, житель Югры купил в интернет-магазине шуруповерт, но вместо нужного инструмента получил резиновую киянку и хозяйственное мыло. Брутальный набор обошелся в 4 тыс. рублей. О том, как добиться справедливости за испорченную при пересылке вещь и как не попасться в руки интернет-мошенникам, — читайте в материале «Известий».

Пролезли с мылом

В Сети хватает видео и фотографий с обзорами сделанных в интернет-магазинах удивительных покупок. На картинке одно, а в посылке — совсем другое. Хуже качеством, порой и вовсе что-то совсем другое, но по цене оригинала. Так, на одном из видео мужчина открывает дома посылку в надежде увидеть заказанный шуруповерт за 3,5 тыс. рублей, но в ворохе резаного картона только четыре обычные отвертки. Жителю Нижневартовска тот же инструмент подменили резиновой киянкой и хозяйственным мылом, а покупателям российского интернет-магазина в Белоруссии вдобавок к отверткам вместо шуруповерта прислали пластилин-антистресс. С юмором «продавцы», ничего не скажешь.

почта поезд ж/д посылки погрузка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов в беседе с «Известиями» отмечает, что видеозаписи вскрытия посылок, которые делают обманутые покупатели, — это лишь косвенное доказательство, но никак не основное, а посылки нужно вскрывать, как говорится, не отходя от кассы. И лучше не оплачивать товар заранее.

— Производя оплату по известным реквизитам продавца непосредственно при заключении договора, вы тем самым принимаете на себя все риски по доставке и качеству заказанного товара. Если вы получаете товар по почте, то обязательно вскройте упаковку в момент ее приемки, чтобы удостовериться: вам прислали именно то, что вы хотели, — советует юрист. — Если товар не соответствует тому, что вы заказали, то вызывайте сотрудника почтового отделения — администратора — и составляйте акт о вскрытии коробки, указав, что в данном случае товар некачественный. Именно таким фиксированием можно будет в дальнейшем доказать, что пришел именно этот товар, и этот товар не соответствует качеству. Если такие действия произвести дома, то в дальнейшем у вас не будет доказательств того, что продавец отправил именно этот товар.

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов:

Производя оплату по известным реквизитам продавца непосредственно при заключении договора, вы тем самым принимаете на себя все риски по доставке и качеству заказанного товара.

Внимательно изучите правила доставки товара при заключении договора — важно, чтобы оплата производилась только после приемки.

— Формулировка «оплата после принятия товара» — в этом случае от вас никто не вправе требовать «сначала деньги — потом стулья», — отмечает специалист.

Кстати, если вы уже заказали товар, но почувствовали неладное (возможно, нашли отрицательные отзывы о компании и совсем не уверены, что придет нужный вам товар), то всегда можно отказаться от заказа на любом этапе до его передачи вам в руки и даже после, но в ограниченный срок.

— Вы праве отказаться от покупки в течение семи дней без объяснения причины. Если срок не определен договором-соглашением либо он не указан на сайте, то в этом случае вы вправе отказаться в течение трех месяцев без объяснения причины, — отмечает Олег Фролов. — Если оплата даже не произведена, то в этом случае вам еще проще: надо уведомить продавца об отказе от исполнения договора. С момента вашего извещения договор считается расторгнутым, а продавец отменит данную поставку.

почта компьютер посылка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Впрочем, даже если вам прислали то, что вы заказывали, не исключено, что содержимое посылки повреждено. В таких случаях рекомендуется принять следующие меры.

— Нужно обязательно обращать внимание на упаковку посылки. И если коробка поломана или у нее небрежный вид, то нужно составить совместный с сотрудниками отделения акт о том, что нарушена упаковка. Принимающая сторона вправе отказаться от приемки и заявить требования отправителю или почтовому отделению в том, что посылка не сохранена, — говорит Олег Фролов. — Затем составляйте претензию. Также нужно будет сделать оценку стоимости посылки и предъявить требования о возмещении. Все доказательства будут собираться на стороне получателя, и в судебном порядке вы вправе потребовать возмещения.

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов:

Вы вправе отказаться от покупки в течение семи дней без объяснения причины. Если срок не определен договором-соглашением либо он не указан на сайте, то в этом случае вы вправе отказаться в течение трех месяцев без объяснения причины.

И не стоит сразу бежать в Роспотребнадзор — для начала попробуйте разобраться с продавцом или исполнителем. И только если все попытки безуспешны, подключайте надзорное ведомство.

— На сегодняшний день Роспотребнадзор не принимает заявления без соблюдения досудебного урегулирования, — предупреждает юрист по защите прав потребителей.

Дело — кирпич

По статистике Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году объем российского рынка онлайн-торговли достиг 1,66 трлн рублей (это на 59% больше, чем в 2017 году). Серьезный вклад в эту цифру внесли малые и средние онлайн-продавцы в регионах. Свою роль сыграл и большой спрос на отдельные виды товаров.

Естественно, что мошенники в последние годы тоже активно осваивают цифровое пространство. Так, в 2017 году удалось раскрыть банду, отправлявшую наивным покупателям под видом дорогих телефонов или планшетов кирпичи, стаканы, бутылки с водой. Действовали мошенники через подставные интернет-сайты, которые жили в Сети от силы месяц. Клиенты оплачивали покупку при получении, то есть посылка отправлялась наложенным платежом, но без описи содержимого.

— Первое и самое распространенное — сайты-однодневки, на которых предлагают товары дешевле, — перечисляет «Известиям» варианты мошенничества ведущий аналитик «Инфосекьюрити» Александр Вураско. — Второе (тоже очень много примеров) — продажа через соцсети. Схема такая: продавец получает деньги, а покупатель — ничего взамен. Третье направление — это фишинговые сайты, клоны того же Avito и фишинговые объявления на Avito. У меня был пример. Я написал продавцу, со мной связались: «Извините, я в другом городе. Можете мне прислать дистанционно?» И прислали ссылку на фишинговый сайт Avito. Там был адрес совсем другой, но они часто выдают фишинговые сайты за службу Avito Pay — у Avito есть собственная платежная система, которая вообще-то призвана обеспечить безопасность пользователям, а злоумышленники создают клоны страниц этой системы.

Каковы же элементарные меры безопасности при совершении покупок в интернете? Во-первых, проверять внимательно адреса сайтов, чтобы не столкнуться с клонами известных фирм. Во-вторых, если продавец выставляет товар, как правило, по сниженной цене, а затем просит перевести деньги дистанционно, потому что внезапно куда-то уехал, то это на 95% мошенник, замечает Александр Вураско.

деньги 500 клавиатура компьютер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

— Много мошенников в VК, Instagram — это самые простые схемы, совершенно не затратные, но мошеннических интернет-магазинов тоже более чем достаточно, — говорит эксперт. — Сайты простые, более-менее шаблонные. Очень часто присутствует таймер, обратный отсчет действия выгодной акции, отзывы довольных клиентов с фотографиями. Причем, если взять и поискать эти картинки на «Яндекс» или в Google, то можно заметить, что они из какого-то фотостока и присутствуют еще на двух десятках сайтов.

Обилие положительных отзывов должно насторожить. Так, жительница Магадана увидела в интернете объявление о продаже шубы. Подкупило, что на странице была информация о большом количестве проданного товара, хорошие отзывы. Женщина перечислила задаток в 8 тыс. рублей, и больше продавец на звонки не отвечал. Заявление на мошенников теперь в полиции, а сами правоохранители предупреждают: если в Сети множество восторженных отзывов и ни одного негативного, стоит задуматься.

ИНН, ОГРН — подлинность номеров можно проверить в реестре на сайте Федеральной налоговой службы. Также среди факторов риска слишком низкая цена, отсутствие курьерской доставки или доставка по предоплате.

— Отсутствие сведений о юридическом лице или недостоверные сведения, стандартный шаблон с отзывами… Если у магазина присутствует хотя бы один такой признак, то это повод насторожиться. Если два и более, то это 100% мошенники, — отмечает Александр Вураско.

Загрузка...