Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о неспособности помощи США Киеву повлиять на ситуацию на фронте
Мир
Посольство РФ заявило об отсутствии данных о задержании россиян в Германии
Общество
Песков назвал Путина требовательным к представителям власти
Мир
Пашинян указал на необходимость делимитации границ Армении с Азербайджаном
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Происшествия
ВСУ снова атаковали тренажерный центр Запорожской АЭС
Мир
Захарова заявила об отсутствии реакции ВОЗ на удары ВСУ по врачам и больницам РФ
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
МИД РФ указал на безразличие Запада к планам Киева атаковать Крымский мост
Мир
Захарова заявила об уничтожении прав украинцев новым законом о мобилизации
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Компания Renault сделала первую полноценную онлайн-продажу автомобиля через сервис приема платежей в интернете «Яндекс.Касса». Ранее в России уже пытались продавать автомобили через интернет, однако эта услуга оказалась невостребованной. Эксперты рынка смотрят на этот вид бизнеса со скепсисом, хотя в США он процветает на рынке подержанных автомобилей. О том, стоит ли покупать автомобиль в Сети, — в материале «Известий».

Добавил в корзину

В середине августа компания Renault совершила первую полноценную онлайн-продажу (около 1,5 млн рублей), реализовав через интернет кроссовер Arkana. «Онлайн-автосалон» существует у Renault с 2016 года и изначально был подготовлен под старт продаж другой модели — кроссовера Kaptur. И хотя в той или иной степени этот проект помог продать 32,6 тыс. автомобилей всего модельного ряда, первая именно полноценная онлайн-продажа машины стала возможна лишь три года спустя.

Проблема в том, что ранее это была своего рода большая витрина в Сети отдельной автокомпании для покупателей со всей России. В ней можно было сделать бронирование автомобиля, выбрать официального дилера, дополнить заказ просьбой расчета кредита и страховки. Но итоговая покупка с оформлением всех документов всё равно шла в офисе дилера.

автомобили на стоянке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Теперь же для виртуальной покупки добавили возможность домашнего тест-драйва — когда машину привозят по адресу потенциального клиента, а также доставку фактически купленной через интернет машины уже домой к клиенту. В то же время в партнерстве с «Яндекс.Кассой» Renault запустила для виртуального автосалона полноценную оплату и оформление кредита через интернет. Назвать число полноценных онлайн-продаж и вероятные выгоды для клиента от такой сделки в Renault не смогли.

Не взошло

Пытаться продавать автомобили через интернет по принципу бытовых товаров или одежды в России начали еще в 2015 году. Пионером стала китайская компания Lifan, договорившаяся с площадкой AliExpress о продаже и доставке своих автомобилей. В 2016 году питерская компания Carmart запустила первый в России мультибрендовый дилерский центр онлайн-продаж автомобилей. На своей платформе они предлагали автомобили марок Honda, Genesis, Ford, Lifan, SsangYong, «УАЗ», Hyundai, Mitsubishi, Suzuki. И хотя дилеру удалось выйти на ощутимый результат продаж (30 машин в день), уже в начале 2018 года собственник принял решение о закрытии бизнеса.

Потребитель не готов к такой модели потребления, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Покупка автомобиля — это достаточно серьезная инвестиция для человека, и он не готов пока что к отказу от личного контакта с продавцом, ознакомления с покупаемым товаром. Для российского клиента психологически это крайне сложно. Я не верю, что в ближайшие 5–10 лет ситуация в этом плане как-нибудь изменится», — рассказал Бургазлиев.

игрушечная машинка на ноутбуке

Фото: Depositphotos

Инициативу онлайн-продаж авто быстро подхватили дилеры, однако никто из них, несмотря на заявления, не реализовал ее в полном объеме. Фактически они не ушли далее тех же «интернет-витрин», где можно лишь сделать предзаказ, рассчитать кредит и страховку.

Несколько лет назад продажи автомобилей через интернет вызвали некий ажиотаж, который поддержали и автопроизводители, и дилеры. Но сейчас интерес к этому инструменту угас и к этому привело достаточно много факторов, соглашается с Бургазлиевым генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

«Российскому автовладельцу важно лично посмотреть автомобиль перед покупкой, потрогать его, пройти тест-драйв. Продажи через интернет лишают покупателя этой возможности. Как лишают его и радости, эмоционального заряда и торжественности момента выдачи авто. Кроме того, онлайн-продажи подразумевают максимальную стандартизацию цен, а сейчас на падающем рынке, объехав несколько дилерских центров и пообщавшись с продавцами вживую, клиент может найти автомобиль по действительно привлекательной цене, с максимальными акциями, бонусами и выгодами для себя (аксессуары в подарок, скидки по трейд-ин, распродажа стоков, акции на страховые продукты и пр.). Интернет-продажи в данном случае — не совокупный и не конкурентный инструмент», — отметил Петрунин.

Разница в ментальности

И если в России онлайн-продажи не пошли, то в США есть довольно сильные игроки, правда, на рынке автомобилей с пробегом. Так, американская компания Carvana реализует через интернет 2% от рынка всех подержанных автомобилей в Соединенных Штатах. Причем компания построила даже вендинговые аппараты по продаже автомобилей с пробегом. С 2013 года Carvana реализовала уже около полумиллиона машин. Чуть меньше показатели других американских проектов — Vroom и Shift, но этим стартапам удалось привлечь в инвесторы серьезных партнеров, в частности Goldman Sachs и BMW вложились в этот бизнес.

Офис компании Caravan 

Офис компании Caravan

Фото: Getty Images/Bloomberg

Сами автокомпании также готовы идти за клиентом в интернет. В Mercedes-Benz ожидают, что четверть их продаж по всему миру к 2025 году будут в онлайне. В феврале генеральный директор PSA Group Карлос Таварес заявил инвесторам, что он хочет, чтобы ежегодные онлайн-продажи внутри группы увеличились до 100 тыс. к 2021 году с 6 тыс. по итогу прошлого года.

Риск есть

Одним из камней преткновения покупки машины в интернете могут стать электронные документы, объясняет автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«Электронный документ, который формируется в результате покупки через интернет, российское законодательство при определенных условиях признаёт действительным. Однако практика нынешних споров такова, что не всегда судьи имеют в должной степени квалификацию, чтобы разбираться в таких документах, да и составлены они не всегда по требованиям закона к таким документам. Это означает то, что в случае каких-то проблем с гарантией и перспективы суда человек должен быть четко уверен, что его интернет-покупка с юридической стороны была выполнена грамотно, — объясняет Ифанов.

Еще один минус — после доставки может возникнуть разочарование, поскольку ожидания не будут соответствовать результату. Для этого лучше всего точно знать, что ты покупаешь.

Комментарии
Прямой эфир