Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны

«Бардовские песни были как разговор по душам»

Певица Варвара Визбор — о воспевании БАМа, гитаре деда и искусстве правды
0
Фото: Пресс-служба Варвары Визбор
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Певица Варвара Визбор не видит необходимости в возрождении авторской песни, переосмысливает творчество деда и считает, что современным поэтам не под силу собрать стадионы. Об этом внучка легендарного барда рассказала в интервью «Известиям». Разговор состоялся накануне юбилейной даты — 20 июня исполнилось 85 лет со дня рождения автора-исполнителя, актера, драматурга Юрия Визбора.

— Ваш дед был одним из основоположников авторской песни, будучи журналистом, придумал жанр песни-репортажа, добился успехов в кино и театре. Что было для него главным стимулом творчества?

— Трудно сказать. Мне кажется, это характер, который толкал его всё время к каким-то новым горизонтам. Конечно, на него оказали влияние и люди, которые были рядом.

Детство у Юрия Визбора было непростым, как у всего послевоенного поколения. Отца расстреляли в 1938-м. Мама отправилась из Москвы в Хабаровск, взяв с собой маленького сына. Об этом периоде своей жизни он также рассказывал в песнях.

— Поэзия раньше играла особую роль в жизни страны. Бардовская песня считалась «искусством правды». Сейчас этого уже нет. Почему?

— Да, сейчас у поэтов нет такой большой аудитории, как, например, была у Евтушенко. Это не от того, что стихи никому не интересны. Просто у молодого поколения свои рифмы и свои кумиры. Появилась рэп-культура. И как раз рэперы собирают стадионы. Конечно, их тексты нельзя сравнивать с поэзией того времени, тем не менее это наша действительность.

А что до бардовской песни, в ней люди находили отдушину в море пропаганды и официоза. Они были как разговор по душам. Их пели в доверительной обстановке — на кухнях, у костра, в тесной компании среди своих.

— Спустя полвека считывается ли тот посыл, который в них был? Или эти песни принадлежат только своему времени?

— Я думаю, что время, в которое жил дед, безусловно, влияло на его творчество. Ирония по отношению к советской жизни присутствует в некоторых произведениях, хотя мой дед никогда не был диссидентом. Его интересовали такие вещи, как противостояние человека и стихии, человека и тяжелого ремесла... А еще — вечные понятия: дружба, любовь, предательство.

Естественно, с годами вкусы меняются. Время, когда эти песни пела вся страна, прошло. Наступило другое — когда немногие знают Юрия Визбора.

— Вас это печалит?

— Это то же самое, что печалиться о ходе времени. Ничего печального нет в том, что за зимой следует весна, а за весной лето.

— Барды пели о подъеме целины, строительстве БАМа. Сегодня многие называют это «романтикой бесполезных дел». Вы согласны с таким определением?

— Нет. БАМ построили, на Дальний Восток ходят поезда. А преодолевать трудности всегда было лучше с песней. Песня объединяла людей в экспедициях. А жизнь в палатках по сей день не утратила романтики. Просто было такое время, и то творчество явилось его продуктом.

— Можно ли возродить интерес к бардовской песне? Как сделать его модным у интернет-аудитории?

— Думаю, что не нужно ничего делать специально. Всему свое время. Трудиться над возрождением авторской песни — это точно не для меня.

— Вы спели на «Голосе» песню своего деда «Зима» и тем самым напомнили о Юрии Визборе молодежи. Разве это не популяризация?

— Если кто-то из молодых людей узнал о Визборе благодаря тому выступлению — это замечательно. Но получилось всё совершенно случайно. Я никогда не ставила перед собой задачу возродить авторскую песню. Просто люблю песни, которые написал мой дед. На каких-то я росла, а какие-то узнаю, открываю для себя только сейчас. Ведь их очень много, более 300.

— Что происходит с творческим наследием Юрия Визбора?

— Обширный архив деда принадлежит семье. Чтобы он не пропал, мы оцифровали и выложили песни деда на iTunes. Там 12 альбомов. Носители ушли в прошлое: кассеты, диски, пластинки, бобины. Теперь весь архив может быть у тебя в телефоне.

— Сколько человек в вашей семье носит фамилию Визбор?

— Двое: я и мама. Хотя когда я училась в школе, у меня была фамилия папы. Но мне очень нравилось другое сочетание. Варвара Визбор — звучит лучше. Получая паспорт, я решила вернуть фамилию дедушки.

— Надо ли вам платить отчисления за исполнение песен деда Российскому авторскому обществу?

— Мне — нет. А вот организаторам наших выступлений — обязательно.

— Вы пытались составить свою родословную, узнать, кто были ваши предки?

— К сожалению, я об этом задумалась поздно. Безумно жалею, что многого не выспросила у своей прабабушки, матери Юрия Визбора. Хотя она принимала активное участие в моем воспитании. Но мне, ребенку, никогда не приходило в голову узнать подробности ее жизни, историю семьи. Сейчас уже ничего не вернуть, и осталось только то, что мы знаем. А за остальным надо обращаться в архив.

— Я прочитала, что ваша прапрабабушка была примадонной Рижской оперы. Видимо, ваша страсть к пению оттуда?

— Да. Об этом мне рассказывала мама. Прапрабабушку звали Анита Визборене. Литовская фамилия. Визборас — мужская фамилия. Позже прадед изменил ее на Визбор. Есть несколько фотографий Аниты. Говорят, она пела вместе с Федором Шаляпиным. Но утверждать не берусь.

В июле у нас будет концерт в Риге. Очень может быть, что после нашего разговора я все-таки обращусь в оперный театр. Вдруг я найду там что-то интересное о прапрабабушке.

— 20 июня в день рождения Юрия Визбора вы выступаете в Санкт-Петербурге. Это будет концерт-посвящение?

— Мне было очень приятно назначить концерт на 20 июня — в этот особенный для меня день. Конечно, со сцены я обязательно скажу слушателям про дедушку. Люблю выступать в Питере. Это романтичный город с чувствительными зрителями. Да и концерт наш пройдет в очень атмосферном месте — на крыше бывшей фабрики. Представляете, какой там вид на Финский залив и на проплывающие суда!

— Кто ваш слушатель?

— Поскольку у меня есть песни в разных музыкальных стилях, то и зрители мои тоже очень разные. Есть те, кто помнит Юрия Визбора, его исполнение. Они мне даже иногда пишут письма с благодарностью, что не даю забыть деда. А есть люди совсем молодые, родившиеся уже в новом веке.

— Ваш дед, кроме песен, был известен как актер и драматург. Он снимался у Хуциева в «Июльском дожде», у Шепитько в «Ты и я», у Калатозова в «Красной палатке». И, конечно, в «Семнадцати мгновениях весны». Какие роли деда вам близки?

— Мне безумно импонирует «Июльский дождь» и его образ в этой картине. Пожалуй, он для меня самый любимый. А вот что я готова пересматривать неоднократно, так это «Семнадцать мгновений весны». Обожаю этот фильм. И даже не из-за деда. Татьяна Лиознова сняла безумно талантливое кино. То, что в нем Юрий Визбор сыграл Бормана, — приятное дополнение.

— Для вас Юрий Визбор в первую очередь поэт, актер, драматург, певец или журналист?

— Хоть он и говорил, что главная его работа и дело жизни — журналистка, я познаю его только через песни.

— Где сейчас хранится гитара Юрия Визбора?

— Гитара? Наверно, у мамы. По крайней мере, та, которую я видела в детстве. Гитара из темного дерева, очень красивая.

— Это ценный инструмент или обычная гитара советского производства?

— Не помню. Спасибо вам за вопрос. Узнаю.

Справка «Известий»

Варвара Визбор в 2007 году окончила Театральное училище имени Щукина. С 2008-го — актриса театра «Школа современной пьесы», с 2010-го — «Театриума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой». В том же году начала выступать в составе группы «Визбор V.S. Хутас», а пять лет спустя записала дебютный сольный альбом «Земляника» и приняла участие в шоу «Голос».

Прямой эфир