Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Общество
Вся актуальная информация по коронавирусу ежедневно обновляется на сайтах https://стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф
Мир
Песков раскрыл подробности переговоров Путина с премьер-министром Израиля
Мир
В МИДе заявили об ожидании от талибов большего либерализма в отношении населения
Мир
Посольство не получило разрешения от Киева на посещение задержанного россиянина
Мир
Путин поздравил Мирзиеева с победой на выборах президента Узбекистана
Мир
Мэр Клайпедского района Литвы подтвердил задержание за нарушение границы России
Спорт
Черевченко покинул пост главного тренера ФК «Химки»
Авто
Tesla приостановила испытания нового автопилота
Экономика
Медианная зарплата в России выросла на 9,2%
Общество
В России за сутки зарегистрировано 37 930 случаев COVID-19
Общество
Ликсутов сообщил о бесплатной парковке с 4 по 6 ноября в Москве

«Бардовские песни были как разговор по душам»

Певица Варвара Визбор — о воспевании БАМа, гитаре деда и искусстве правды
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Певица Варвара Визбор не видит необходимости в возрождении авторской песни, переосмысливает творчество деда и считает, что современным поэтам не под силу собрать стадионы. Об этом внучка легендарного барда рассказала в интервью «Известиям». Разговор состоялся накануне юбилейной даты — 20 июня исполнилось 85 лет со дня рождения автора-исполнителя, актера, драматурга Юрия Визбора.

— Ваш дед был одним из основоположников авторской песни, будучи журналистом, придумал жанр песни-репортажа, добился успехов в кино и театре. Что было для него главным стимулом творчества?

— Трудно сказать. Мне кажется, это характер, который толкал его всё время к каким-то новым горизонтам. Конечно, на него оказали влияние и люди, которые были рядом.

Детство у Юрия Визбора было непростым, как у всего послевоенного поколения. Отца расстреляли в 1938-м. Мама отправилась из Москвы в Хабаровск, взяв с собой маленького сына. Об этом периоде своей жизни он также рассказывал в песнях.

— Поэзия раньше играла особую роль в жизни страны. Бардовская песня считалась «искусством правды». Сейчас этого уже нет. Почему?

— Да, сейчас у поэтов нет такой большой аудитории, как, например, была у Евтушенко. Это не от того, что стихи никому не интересны. Просто у молодого поколения свои рифмы и свои кумиры. Появилась рэп-культура. И как раз рэперы собирают стадионы. Конечно, их тексты нельзя сравнивать с поэзией того времени, тем не менее это наша действительность.

А что до бардовской песни, в ней люди находили отдушину в море пропаганды и официоза. Они были как разговор по душам. Их пели в доверительной обстановке — на кухнях, у костра, в тесной компании среди своих.

— Спустя полвека считывается ли тот посыл, который в них был? Или эти песни принадлежат только своему времени?

— Я думаю, что время, в которое жил дед, безусловно, влияло на его творчество. Ирония по отношению к советской жизни присутствует в некоторых произведениях, хотя мой дед никогда не был диссидентом. Его интересовали такие вещи, как противостояние человека и стихии, человека и тяжелого ремесла... А еще — вечные понятия: дружба, любовь, предательство.

Естественно, с годами вкусы меняются. Время, когда эти песни пела вся страна, прошло. Наступило другое — когда немногие знают Юрия Визбора.

— Вас это печалит?

— Это то же самое, что печалиться о ходе времени. Ничего печального нет в том, что за зимой следует весна, а за весной лето.

— Барды пели о подъеме целины, строительстве БАМа. Сегодня многие называют это «романтикой бесполезных дел». Вы согласны с таким определением?

— Нет. БАМ построили, на Дальний Восток ходят поезда. А преодолевать трудности всегда было лучше с песней. Песня объединяла людей в экспедициях. А жизнь в палатках по сей день не утратила романтики. Просто было такое время, и то творчество явилось его продуктом.

— Можно ли возродить интерес к бардовской песне? Как сделать его модным у интернет-аудитории?

— Думаю, что не нужно ничего делать специально. Всему свое время. Трудиться над возрождением авторской песни — это точно не для меня.

— Вы спели на «Голосе» песню своего деда «Зима» и тем самым напомнили о Юрии Визборе молодежи. Разве это не популяризация?

— Если кто-то из молодых людей узнал о Визборе благодаря тому выступлению — это замечательно. Но получилось всё совершенно случайно. Я никогда не ставила перед собой задачу возродить авторскую песню. Просто люблю песни, которые написал мой дед. На каких-то я росла, а какие-то узнаю, открываю для себя только сейчас. Ведь их очень много, более 300.

— Что происходит с творческим наследием Юрия Визбора?

— Обширный архив деда принадлежит семье. Чтобы он не пропал, мы оцифровали и выложили песни деда на iTunes. Там 12 альбомов. Носители ушли в прошлое: кассеты, диски, пластинки, бобины. Теперь весь архив может быть у тебя в телефоне.

— Сколько человек в вашей семье носит фамилию Визбор?

— Двое: я и мама. Хотя когда я училась в школе, у меня была фамилия папы. Но мне очень нравилось другое сочетание. Варвара Визбор — звучит лучше. Получая паспорт, я решила вернуть фамилию дедушки.

— Надо ли вам платить отчисления за исполнение песен деда Российскому авторскому обществу?

— Мне — нет. А вот организаторам наших выступлений — обязательно.

— Вы пытались составить свою родословную, узнать, кто были ваши предки?

— К сожалению, я об этом задумалась поздно. Безумно жалею, что многого не выспросила у своей прабабушки, матери Юрия Визбора. Хотя она принимала активное участие в моем воспитании. Но мне, ребенку, никогда не приходило в голову узнать подробности ее жизни, историю семьи. Сейчас уже ничего не вернуть, и осталось только то, что мы знаем. А за остальным надо обращаться в архив.

— Я прочитала, что ваша прапрабабушка была примадонной Рижской оперы. Видимо, ваша страсть к пению оттуда?

— Да. Об этом мне рассказывала мама. Прапрабабушку звали Анита Визборене. Литовская фамилия. Визборас — мужская фамилия. Позже прадед изменил ее на Визбор. Есть несколько фотографий Аниты. Говорят, она пела вместе с Федором Шаляпиным. Но утверждать не берусь.

В июле у нас будет концерт в Риге. Очень может быть, что после нашего разговора я все-таки обращусь в оперный театр. Вдруг я найду там что-то интересное о прапрабабушке.

— 20 июня в день рождения Юрия Визбора вы выступаете в Санкт-Петербурге. Это будет концерт-посвящение?

— Мне было очень приятно назначить концерт на 20 июня — в этот особенный для меня день. Конечно, со сцены я обязательно скажу слушателям про дедушку. Люблю выступать в Питере. Это романтичный город с чувствительными зрителями. Да и концерт наш пройдет в очень атмосферном месте — на крыше бывшей фабрики. Представляете, какой там вид на Финский залив и на проплывающие суда!

— Кто ваш слушатель?

— Поскольку у меня есть песни в разных музыкальных стилях, то и зрители мои тоже очень разные. Есть те, кто помнит Юрия Визбора, его исполнение. Они мне даже иногда пишут письма с благодарностью, что не даю забыть деда. А есть люди совсем молодые, родившиеся уже в новом веке.

— Ваш дед, кроме песен, был известен как актер и драматург. Он снимался у Хуциева в «Июльском дожде», у Шепитько в «Ты и я», у Калатозова в «Красной палатке». И, конечно, в «Семнадцати мгновениях весны». Какие роли деда вам близки?

— Мне безумно импонирует «Июльский дождь» и его образ в этой картине. Пожалуй, он для меня самый любимый. А вот что я готова пересматривать неоднократно, так это «Семнадцать мгновений весны». Обожаю этот фильм. И даже не из-за деда. Татьяна Лиознова сняла безумно талантливое кино. То, что в нем Юрий Визбор сыграл Бормана, — приятное дополнение.

— Для вас Юрий Визбор в первую очередь поэт, актер, драматург, певец или журналист?

— Хоть он и говорил, что главная его работа и дело жизни — журналистка, я познаю его только через песни.

— Где сейчас хранится гитара Юрия Визбора?

— Гитара? Наверно, у мамы. По крайней мере, та, которую я видела в детстве. Гитара из темного дерева, очень красивая.

— Это ценный инструмент или обычная гитара советского производства?

— Не помню. Спасибо вам за вопрос. Узнаю.

Справка «Известий»

Варвара Визбор в 2007 году окончила Театральное училище имени Щукина. С 2008-го — актриса театра «Школа современной пьесы», с 2010-го — «Театриума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой». В том же году начала выступать в составе группы «Визбор V.S. Хутас», а пять лет спустя записала дебютный сольный альбом «Земляника» и приняла участие в шоу «Голос».

Читайте также
Прямой эфир