«Бардовские песни были как разговор по душам»
Певица Варвара Визбор не видит необходимости в возрождении авторской песни, переосмысливает творчество деда и считает, что современным поэтам не под силу собрать стадионы. Об этом внучка легендарного барда рассказала в интервью «Известиям». Разговор состоялся накануне юбилейной даты — 20 июня исполнилось 85 лет со дня рождения автора-исполнителя, актера, драматурга Юрия Визбора.
— Ваш дед был одним из основоположников авторской песни, будучи журналистом, придумал жанр песни-репортажа, добился успехов в кино и театре. Что было для него главным стимулом творчества?
— Трудно сказать. Мне кажется, это характер, который толкал его всё время к каким-то новым горизонтам. Конечно, на него оказали влияние и люди, которые были рядом.
Детство у Юрия Визбора было непростым, как у всего послевоенного поколения. Отца расстреляли в 1938-м. Мама отправилась из Москвы в Хабаровск, взяв с собой маленького сына. Об этом периоде своей жизни он также рассказывал в песнях.
— Поэзия раньше играла особую роль в жизни страны. Бардовская песня считалась «искусством правды». Сейчас этого уже нет. Почему?
— Да, сейчас у поэтов нет такой большой аудитории, как, например, была у Евтушенко. Это не от того, что стихи никому не интересны. Просто у молодого поколения свои рифмы и свои кумиры. Появилась рэп-культура. И как раз рэперы собирают стадионы. Конечно, их тексты нельзя сравнивать с поэзией того времени, тем не менее это наша действительность.
А что до бардовской песни, в ней люди находили отдушину в море пропаганды и официоза. Они были как разговор по душам. Их пели в доверительной обстановке — на кухнях, у костра, в тесной компании среди своих.
— Спустя полвека считывается ли тот посыл, который в них был? Или эти песни принадлежат только своему времени?
— Я думаю, что время, в которое жил дед, безусловно, влияло на его творчество. Ирония по отношению к советской жизни присутствует в некоторых произведениях, хотя мой дед никогда не был диссидентом. Его интересовали такие вещи, как противостояние человека и стихии, человека и тяжелого ремесла... А еще — вечные понятия: дружба, любовь, предательство.
Естественно, с годами вкусы меняются. Время, когда эти песни пела вся страна, прошло. Наступило другое — когда немногие знают Юрия Визбора.
— Вас это печалит?
— Это то же самое, что печалиться о ходе времени. Ничего печального нет в том, что за зимой следует весна, а за весной лето.
— Барды пели о подъеме целины, строительстве БАМа. Сегодня многие называют это «романтикой бесполезных дел». Вы согласны с таким определением?
— Нет. БАМ построили, на Дальний Восток ходят поезда. А преодолевать трудности всегда было лучше с песней. Песня объединяла людей в экспедициях. А жизнь в палатках по сей день не утратила романтики. Просто было такое время, и то творчество явилось его продуктом.
— Можно ли возродить интерес к бардовской песне? Как сделать его модным у интернет-аудитории?
— Думаю, что не нужно ничего делать специально. Всему свое время. Трудиться над возрождением авторской песни — это точно не для меня.
— Вы спели на «Голосе» песню своего деда «Зима» и тем самым напомнили о Юрии Визборе молодежи. Разве это не популяризация?
— Если кто-то из молодых людей узнал о Визборе благодаря тому выступлению — это замечательно. Но получилось всё совершенно случайно. Я никогда не ставила перед собой задачу возродить авторскую песню. Просто люблю песни, которые написал мой дед. На каких-то я росла, а какие-то узнаю, открываю для себя только сейчас. Ведь их очень много, более 300.
— Что происходит с творческим наследием Юрия Визбора?
— Обширный архив деда принадлежит семье. Чтобы он не пропал, мы оцифровали и выложили песни деда на iTunes. Там 12 альбомов. Носители ушли в прошлое: кассеты, диски, пластинки, бобины. Теперь весь архив может быть у тебя в телефоне.
— Сколько человек в вашей семье носит фамилию Визбор?
— Двое: я и мама. Хотя когда я училась в школе, у меня была фамилия папы. Но мне очень нравилось другое сочетание. Варвара Визбор — звучит лучше. Получая паспорт, я решила вернуть фамилию дедушки.
— Надо ли вам платить отчисления за исполнение песен деда Российскому авторскому обществу?
— Мне — нет. А вот организаторам наших выступлений — обязательно.
— Вы пытались составить свою родословную, узнать, кто были ваши предки?
— К сожалению, я об этом задумалась поздно. Безумно жалею, что многого не выспросила у своей прабабушки, матери Юрия Визбора. Хотя она принимала активное участие в моем воспитании. Но мне, ребенку, никогда не приходило в голову узнать подробности ее жизни, историю семьи. Сейчас уже ничего не вернуть, и осталось только то, что мы знаем. А за остальным надо обращаться в архив.
— Я прочитала, что ваша прапрабабушка была примадонной Рижской оперы. Видимо, ваша страсть к пению оттуда?
— Да. Об этом мне рассказывала мама. Прапрабабушку звали Анита Визборене. Литовская фамилия. Визборас — мужская фамилия. Позже прадед изменил ее на Визбор. Есть несколько фотографий Аниты. Говорят, она пела вместе с Федором Шаляпиным. Но утверждать не берусь.
В июле у нас будет концерт в Риге. Очень может быть, что после нашего разговора я все-таки обращусь в оперный театр. Вдруг я найду там что-то интересное о прапрабабушке.
— 20 июня в день рождения Юрия Визбора вы выступаете в Санкт-Петербурге. Это будет концерт-посвящение?
— Мне было очень приятно назначить концерт на 20 июня — в этот особенный для меня день. Конечно, со сцены я обязательно скажу слушателям про дедушку. Люблю выступать в Питере. Это романтичный город с чувствительными зрителями. Да и концерт наш пройдет в очень атмосферном месте — на крыше бывшей фабрики. Представляете, какой там вид на Финский залив и на проплывающие суда!
— Кто ваш слушатель?
— Поскольку у меня есть песни в разных музыкальных стилях, то и зрители мои тоже очень разные. Есть те, кто помнит Юрия Визбора, его исполнение. Они мне даже иногда пишут письма с благодарностью, что не даю забыть деда. А есть люди совсем молодые, родившиеся уже в новом веке.
— Ваш дед, кроме песен, был известен как актер и драматург. Он снимался у Хуциева в «Июльском дожде», у Шепитько в «Ты и я», у Калатозова в «Красной палатке». И, конечно, в «Семнадцати мгновениях весны». Какие роли деда вам близки?
— Мне безумно импонирует «Июльский дождь» и его образ в этой картине. Пожалуй, он для меня самый любимый. А вот что я готова пересматривать неоднократно, так это «Семнадцать мгновений весны». Обожаю этот фильм. И даже не из-за деда. Татьяна Лиознова сняла безумно талантливое кино. То, что в нем Юрий Визбор сыграл Бормана, — приятное дополнение.
— Для вас Юрий Визбор в первую очередь поэт, актер, драматург, певец или журналист?
— Хоть он и говорил, что главная его работа и дело жизни — журналистка, я познаю его только через песни.
— Где сейчас хранится гитара Юрия Визбора?
— Гитара? Наверно, у мамы. По крайней мере, та, которую я видела в детстве. Гитара из темного дерева, очень красивая.
— Это ценный инструмент или обычная гитара советского производства?
— Не помню. Спасибо вам за вопрос. Узнаю.