Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проблемы у маленьких сельских школ всегда одинаковые — кадровый голод, нехватка средств, низкая оснащенность. Молодежь уезжает в город, а значит, с каждым годом парты пустеют. Но в последнее время в глубинку поехали молодые, образованные энтузиасты со свежими идеями, которые болеют за любимое дело. «Известия» поговорили с участниками проекта «Учитель для России» о том, чего не хватает региональным и сельским школам, как привлечь туда талантливых педагогов и почему для них достойная заработная плата — веский, но не единственный значимый аргумент.

В деревню, в глушь

«Учитель для России» — молодой некоммерческий проект. Его участники — специалисты в разных областях, выпускники престижных вузов страны, молодые и талантливые профессионалы, которые раньше никогда не работали в учебных заведениях. Они проходят многоэтапный отбор и курс профессиональной переподготовки, после чего на протяжении двух лет преподают в сельских школах. Таким образом в дополнение к своему диплому они могут получить педагогические навыки и начать карьеру в образовании, проявить свои лидерские качества, разработать собственные проекты, повлиять на образование системно. И, конечно, завоевать доверие своих учеников, стать для них любимыми учителями.

На данный момент в программе участвуют 68 школ Тамбовской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской, Калужской, Московской областей и столицы. 1 сентября 2015 года первый, пилотный, набор в 40 учителей вышел на работу в школы Московской и Воронежской областей. В 2016-м к программе присоединились еще две — Калужская и Тамбовская, в 2018-м — Новгородская, в этом году — Нижегородская.

Тамбовщина — в лидерах проекта. Это второй после Калужской области регион по числу школ-участниц. Здесь работают 34 педагога, среди которых немало учителей-мужчин, что для сельских школ большая редкость. От Воронежской области в программе принимают участие восемь школ, одна из которой сельская, остальные — городские. Есть среди них и современный кванториум — 20 молодых преподавателей учат воронежских детей химии, математике, литературе и даже техническому творчеству.

Швейцарский сыр своими руками

Александр Родионов год работает в школе села Нижний Шибряй, которое находится в ста с лишним километрах от Тамбова. Примечательно оно, пожалуй, лишь тем, что именно здесь летом 1922 года в перестрелке был убит знаменитый предводитель восстания Александр Антонов. В школе 170 учеников, с ними молодой педагог, не выходя из класса, путешествует в разные страны. Александр — учитель географии, здесь же он преподает и технологию. Любовь к географии началась у него еще со школы, и до сих пор он считает эту дисциплину самым интересным предметом. Впрочем, и жизненный путь самого Александра можно изучать по глобусу.

Выпускник социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специализации «Организация работы с молодежью» до переезда в село побывал в Индии, Швейцарии, Германии. В качестве волонтера работал в Гималаях с сиротами из местного детского дома, помогал им учить язык, пользоваться компьютером, был их спортивным тренером.

— Май и июнь в Индии — школьные каникулы. Это очень жаркие месяцы, в Дели температура переваливает за 50 градусов. Поэтому мы вывозили детей на север страны. Это было что-то вроде летнего лагеря, — вспоминает Александр.

В Швейцарию будущий учитель поехал перенимать опыт — посмотреть своими глазами, как работают местные фермеры. Он побывал на многих фермах, работал там, помогал убирать сено. Научился в Швейцарии сыроварению. Этот опыт помог ему в Москве, где он учился, а потом и свое дело открыл — интернет-магазин деревенских продуктов.

Будучи студентом, Александр побывал и в Германии, в ее восточной части: Лейпциг, Берлин, Йена, Веймар. Там он учился в Летней академии для специалистов по работе с молодежью. Немецкие коллеги делились опытом по перевоспитанию трудных подростков, возили по разным социальным учреждениям, демонстрировали их работу.

Затем в Москве он полтора года занимался социальным сопровождением трудных подростков — ходил с ними на экскурсии, в походы, помогал интегрироваться в общество. Но бумажная волокита задавила, на реальную работу не оставалось времени и сил.

В Нижний Шибряй Александр попал не случайно — он родился и вырос в соседнем селе Алаторка. А об «Учителе для России» узнал случайно — по дороге Тамбов–Москва от попутчиков, которые оказались участниками проекта. К тому времени он уже устроился работать в сельскую школу, но настоял, чтобы она присоединилась к программе, так как учебному заведению необходимы свежие силы и молодые педагоги.

Сталинград на глобусе

Так Нижний Шибряй и появился на карте проекта, а в школе благодаря инициативному учителю географии теперь есть новый глобус и пять современных карт. До этого школьники работали с глобусом, на котором еще остались Куйбышев, Сталинград, Ленинград, а об экономике США он до сих пор рассказывает по карте 1968 года. Недавно здесь, правда, свершилось настоящее чудо, как называет это событие сам учитель, в которое он «слабо верил»:

В нашей школе проведена полная реконструкция кабинета технологии. Раньше мы работали со старым оборудованием, наверное, времен постройки самой школы, в общем, было всё грустно. Теперь у нас есть шикарная мастерская с новыми станками, инструментами и большим потенциалом. В первый день четвертой четверти мы открыли нашу мастерскую для ребят.

Но больше всего Александра печалят не старые карты, а «атмосфера какой-то зажатости». На одном из своих уроков он устроил телемост с коллегой из Парижа, попытался разнообразить тему и формат занятия. Но потом пришлось объясняться — зачем он всё это придумал.

— Людям, наверное, не хватает широты мышления, — рассуждает учитель. — Географию школьники знают хорошо, в предмете разбираются, проявляют интерес, к тому же педагог старается сделать уроки живыми, чтобы зажечь ребят, вовлечь их в диалог, образовательный процесс. И они загораются — работают с картами, вертят глобус...

Далеко не каждый учитель географии может рассказать о своем предмете, основываясь на личном опыте и впечатлениях от путешествий. Александру есть чем поделиться, ведь он немало видел своими глазами, и детям это нравится.

— Географию нельзя не любить! Это же целый мир перед глазами: страны, природа, люди, народы... — воодушевленно говорит географ.

Через год проект для молодого педагога завершится, но для Александра это не только опыт, а скорее профессиональный стартап.

— Если я почувствую, что не могу больше дать пользы этому месту, этим ребятам, — вот тогда нужно будет принимать решение. Пока я полон сил, идей и энергии. Люблю учеников и свой предмет, мне есть что им дать. Я многому научился, и теперь это надо только развивать, а вовремя уйти, надеюсь, успею, — говорит он.

Овощи по-английски, еда по-русски

Виталий Куц родом из Владимира, в Санкт-Петербурге получил философское образование, откуда и приехал в тамбовскую глубинку. С 2017 года он работает в школе села Челнаво-Рождественское Тамбовкой области. Сначала он собирался преподавать историю и обществознание, но такой вакансии в школе не было, она нуждалась в учителе английского языка. Виталий как раз подошел — иностранным он владел свободно.

Для городского жителя всё здесь непривычно, настоящий деревенский колорит — вокруг дома, который он снимает, ходят куры, бегают собаки и даже пасется бык.

— В первое время я ко многому привыкал, всё же приехал сюда из городской жизни. А тут — оглушительная тишина, потрясающие вечера, красота и покой. Здесь у меня больше свободного времени, и сон лучше, — рассказывает Виталий.

В школьной столовой учителю готовят специальные вегетарианские блюда. У местных жителей он покупает всё натуральное и свежее — молоко, яйца.

Материальные возможности сельской малокомплектной школы не слишком удивили начинающего учителя, он был к этому готов. Тем не менее признается, что тяжело работать без затемняющих штор, особенно в солнечные дни. Кроме того, в школе имеется всего один проектор, который чаще всего используют для торжественных мероприятий, в кабинете английского языка он не появляется. Трудно было педагогу наладить обратную связь с родителями.

— В нашу школу возят детей из трех сел, родители территориально находятся довольно далеко. Подобная разобщенность отдаляет школу от жизни ученика, родителей от школьной жизни детей, — рассказывает он.

Зато отношения с коллективом и школьниками сложились хорошие. Самый большой его класс — восемь учеников, самый маленький — два. Это дает возможность пообщаться с каждым ребенком, хватает времени проверить все домашние задания, поработать в команде и индивидуально, дети быстрее усваивают тему урока. К тому же в школе два года не было учителя английского языка, поэтому ученики, можно сказать, заново открывали для себя этот предмет.

— В целом уровень знаний у ребят высокий, несмотря на такой пробел, видно, что они стараются, впитывают как губка, — говорит Виталий.

Способов сделать занятие интересным в арсенале у Виталия предостаточно. Например, составить меню из любимых продуктов — так ученики лучше запоминают слова, которые связаны с едой, названием блюд, овощей. К тому же в их распоряжении теперь есть восемь планшетов, которые появились благодаря спонсорам проекта и добавили урокам интерактива.

Тем не менее тяжело горожанину примириться с бытовыми неудобствами — отсутствием воды, плохим интернетом и неустойчивой мобильной связью. Молодой педагог мечтает работать преподавателем в вузе, поступить в магистратуру в Санкт-Петербурге или в Москве.

— Если я поступлю, учиться там и работать здесь будет невозможно. Если не получится — скорее всего, останусь в школе, но в любом случае буду заниматься репетиторством. Я надеюсь, что моя работа в этих стенах не пройдет впустую ни для меня, ни для моих учеников. Мы добились многого вместе — нагнали предмет, стали в какой-то степени свободнее, и я, и ребята, — говорит Виталий Куц.

Из журналистики в литературу

Еще год назад Оксана Сергеева не предполагала, что сменит Москву на Воронеж, где будет работать учителем. Она родом из Волгограда, там же окончила педколледж, затем училась в Воронежском государственном университете на журналиста. Параллельно получила еще один диплом, но уже в сфере государственного и муниципального управления. Последние три года жила в столице, работала в сфере стандартизации сотрудником пресс-службы, пока ей на глаза не попалась публикация о проекте. Теперь Оксана — учитель в школе № 34.

— Я загорелась этим проектом, — рассказывает она. — В последний момент успела пройти отбор, все четыре этапа. Мы с мужем приняли решение — переезжать. И в сентябре я уже стала участником программы.

Свой выбор Оксана остановила на преподавании литературы — читать она любит с детства, и думала, что теперь времени на это у нее будет больше, однако ошиблась.

Это только кажется, что учителя работают по полдня, потом приходят домой и занимаются своими делами, — рассказывает она. — Лично у меня так не получается. К каждому уроку я готовлюсь по несколько часов — делаю презентации, распечатываю какой-то наглядный материал, к тому же проверка учебных тетрадей занимает много времени.

Оксана ведет занятия у пятого класса, у нее 31 ученик. Помимо уроков, занимается с детьми в кружках — проводит «Книжный клуб», делает «Школьную газету», приобщает юных воронежцев к театральному искусству. Школа, в которой она работает, большая — здесь учатся в две смены, учителей литературы семеро. Оксана говорит, что попала в хорошие рабочие условия — ее тепло приняли, помогли освоиться, кабинеты хорошо оборудованы — в каждом есть проектор, принтер, компьютер.

Книжные соцсети

Детей стараюсь заинтересовать предметом, увлечь новой книгой, научить анализировать, — говорит Оксана. — Для этого можно придумать интересные приемы. Я считаю, что учитель не просто должен разговаривать на одном языке с ребенком, но и оставаться интересным современным человеком, идущим в ногу со временем.

На уроках ученики рассказывают о новых книгах, которые прочитали вне школьной программы, готовят отзывы о произведениях. Есть в кабинете литературы и своя «Школьная библиотека класса». Дети берут из нее то, что хотели бы прочитать, потом обмениваются впечатлениями. Для этого в каждой книге учительница сделала специальную вклейку для комментариев — понравилась книга или нет и почему. Каждый ученик видит, кто и что прочитал до него, поэтому охотно высказывает свое мнение. Таким образом в классе появилась альтернатива соцсетям, только в бумажном виде, которая пользуется популярностью у школьников.

Еще один ежедневный ритуал в ее классе — это правильная постановка ударения в «слове дня». Каждый урок Оксана начинает с упражнений в орфоэпии, и школьникам очень нравится такая разминка перед занятием. Они даже начинают поправлять друг друга в разговорах, если слово произнесено неправильно.

Проведенный среди учеников опрос показал, что за те семь месяцев, что Оксана Сергеева работает в школе, они прочитали больше внепрограммных произведений, чем до ее появления. Для педагога это предмет гордости и дополнительная мотивация:

Я поняла, что хочу быть полезной, заниматься тем делом, результаты которого могут что-то менять. Мне важно видеть свою работу в процессе. Хочу учить и учиться вместе с учениками.

Литературные усадьбы

Помогает Оксане в работе и ее увлечение — путешествия по российским городам и посещения старинных усадеб. Когда она жила в Москве, побывала во многих писательских имениях. Теперь, рассказывая ученикам о жизни Тютчева, Есенина или Тургенева, обязательно сопровождает лекцию фотографиями мест, где они жили и работали, интересными фактами, которые узнала во время поездок. Говорит, что так дети активнее проявляют интерес к уроку.

— Здесь я получаю уникальный опыт, — говорит Оксана. –—Нас ведут и подсказывают, мы делимся с другими участниками своими наработками. А еще меня окружают талантливые ребята, я люблю своих учеников и расту вместе с ними.

Для Оксаны проект завершится нескоро, и она не загадывает, что будет потом. Главное — занимается интересной работой и, как признается сама, «находиться в гармонии с собой и окружающим миром».

Педагог для будущих инженеров

Вероника Медкова живет в Новой Усмани, что в 25 км от Воронежа. Свою первую работу она получила еще во время учебы в 11-м классе — два года в местном Доме культуры украшала сцену концертного зала к праздникам. Будучи студенткой Воронежского государственного технического университета, работала помощником в электромонтажной компании, а получив диплом промышленного дизайнера, устроилась инженером-конструктором на военно-космический завод. После еще год работала дизайнером-конструктором в одной из воронежских компаний, параллельно брала фриланс-подработки: рисовала портреты, делала чертежи интерьеров.

Два года назад Вероника узнала о проекте в воронежском детском технопарке «Кванториум» — центре дополнительного образования детей в сфере технического творчества. Выяснилось, что он является партнером программы «Учитель для России». На базе технопарка воронежского кванториума сейчас обучается около 800 человек, пока это единственный подобный центр в регионе. С осени еще один откроется в городе Россошь.

Российские кванториумы оснащены по последнему слову техники — начиная с компьютеров в каждом квантуме (так здесь называются технические направления творчества) и заканчивая квадрокоптерами, очками виртуальной реальности, фрезерными и лазерным станками, 3D-принтерами, машинками на водородном топливе и биолоидами — всемирно известными конструкторами для создания роботов.

Образование класса «хайтек»

Техническое творчество, конструирование, изобретательство, моделирование — любимое дело молодого педагога, а в кванториуме у нее модная специальность — инженер-преподаватель хайтек-цеха. На площадке, где работает Вероника, много сложного оборудования: лазерные, фрезерные, токарные станки, промышленный робот-манипулятор, 3D-принтеры, паяльные станции.

У меня два направления работы, — рассказывает она. — Первая — как инженер экспериментировать на станках с новыми технологиями изготовления, а также помогать другим педагогам и детям выполнять работу в рамках своих направлений. Вторая — как преподаватель направления «хайтек» вести занятия у своих групп по нашей собственной программе. Здесь мы уже более подробно знакомимся с возможностями оборудования, проходим все этапы промышленного изготовления изделий, учимся инженерной графике — черчению и 3D-моделированию. В общем, это чисто инженерно-конструкторское направление.

Кроме того, Вероника занимается с группой учеников с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть дети с частичными нарушениями слуха и полностью глухонемые.

— Уровень учеников очень разный. Для обучения детей нет никакого отбора, все принимаются в порядке очереди, то есть до заполнения групп, — говорит Вероника. — Есть успешные ребята, призеры всероссийских конкурсов, олимпиад и чемпионатов. Им только успевай давать новый материал и цели. Есть середнячки, их большинство. Они в меру мотивированные, усердные, тоже тянутся к конкурсам, но внимания и усилий требуют больше. А есть и слабые, но обычно это тот случай, когда ребенку больше по душе петь, играть в футбол или заниматься балетом, а его сюда привели родители, потому что слышали, что робототехника и «все эти современные технологии» сейчас популярны.

У Вероники есть один секретный прием, так называемый вау-эффект, когда она сначала дает детям самим встать у руля — они всё трогают, смотрят, как работает техника, и потом уже готовы слушать теорию и вдаваться в подробности. Особенно радует ее реакция детей, которые в первый раз видят, как печатает 3D-принтер. На следующем уроке они старательно трудятся над своими моделями, зная, что это тоже будет распечатываться.

За два года работы ее воспитанники прекрасно проявили себя в чемпионате профессий «ЮниорПрофи». Ученики Вероники уже участвовали в трех региональных чемпионатах в направлениях «Инженерный дизайн» и «Прототипирование». Одна из команд заняла 1-е место и вышла на всероссийский этап соревнований. Эти же дети стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи на Форуме одаренных детей Воронежской области, а Веронику наградили медалью как педагога-наставника.

Место для живого искусства

По профессии Вероника промышленный дизайнер, но в душе художник. Поэтому в стенах кванториума, на занятиях, которые в основном связаны с наукой и техникой, ей не хватает живого творчества.

— Хочется поставить сценку или танец на праздник, просто порисовать кисточками, а не с помощью программ и компьютеров. Устроить какой-нибудь киноклуб или поэтический вечер, — признается она. — Но я понимаю, что это не совпадает с концепцией нашего центра.

За два года в проекте Вероника многому научилась, чувствует себя увереннее, а поначалу было немало трудностей. Девушка рассказывает, что любая нештатная ситуация и отклонение от плана урока ставили в ступор. Не хватало педагогического образования и опыта, чтобы справиться с таким числом детей, которых нужно чем-то занять.

— Для меня один из самых трудных моментов — это конфликтные ситуации между детьми, — продолжает Вероника. — Не всегда очевидно, кто прав, а кто виноват. А дети в таких ситуациях часто просят рассудить их, жалуются друг на друга. Очень сложно в такие моменты быть для всех справедливой, чтобы конфликт разрешился миром. Проект дал мне хорошую базу по педагогике, я узнала немало приемов и фишек для работы с учениками. И вообще поняла, что каждый ребенок — это отдельная личность со своим внутренним миром и стремлениями и важно развивать всю эту личность целиком, а не просто пичкать предметными знаниями. Это вроде бы простые и понятные вещи, но почему-то о них часто забываешь, стоя у доски.

По окончании проекта Вероника хотела бы остаться в кванториуме, но признается, что это для нее непростой выбор:

Я скучаю по своей прошлой деятельности. Мне нравится что-то делать самой, создавать новые формы и вещи, видеть материальное воплощение своего труда, а не только учить этому. Хочется поработать в дизайн-компании вместе с единомышленниками. Но на всё меня не хватит, будет сложно совмещать это с преподаванием. И в кванториуме мне нравится, не хочу оставлять детей. К тому же с учениками у нас еще много не достигнутых целей. Вместе с ними мы готовимся к новым конкурсам. Поэтому кванториум всё же перевешивает. Я настроена остаться и двигаться дальше.

На грани выживания

Калужская область присоединилась к участию в проекте «Учитель для России» с 2016 года. Как рассказал «Известиям» министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев, за период с 2016 по 2018 год было проведено три набора молодых учителей, общее количество трудоустроившихся составило более 140 человек. В 2018 году в региональную систему образования в рамках этой программы пришли 48 человек. По данным на декабрь прошлого года, в общеобразовательных организациях региона работают 89 педагогов, пришедших в рамках проекта.

Одним из самых серьезных открытий, сделанных за время участия в проекте, которое меня шокировало, стало понимание, что, оказывается, есть семьи, которые в буквальном смысле находятся на грани выживания, — говорит Александр Стариков, один из участников программы. Он работает в средней школе № 2 города Калуги, преподает английский язык. — Конечно, я понимал, что уровень жизни в нашей стране очень разный. Но, поскольку работал в банковском бизнесе, у меня создавалась иллюзия, что денег людям всё-таки хватает.

Александр родился и вырос на Урале, в Челябинске. Там же окончил вуз по специальности «Финансы и кредит». Несколько лет успешно проработал в банковской сфере и добился там значимых результатов. Решение участвовать в проекте для Старикова не было спонтанным.

— Педагогика всегда шла параллельно моей основной работе. Я постоянно преподавал — студентам в университете, коллегам в банке, участвовал в мероприятиях по обучению населения финансовой грамотности.

Школа, в которой Александр Стариков работает второй год, является типичным образовательным учреждением микрорайонного типа. В ней учится много детей из рабочих семей с достатком средним и ниже среднего.

Поскольку родители школьников вынуждены уделять много внимания вопросам выживания, институт семьи очень проседает. Взрослые мало участвуют в жизни детей, это меня тоже удивило. Как следствие — дети не мотивированы к учебе, они никак не связывают школу, образование со своим будущим. Для них это что-то вроде повинности.

Нельзя, но можно

Если говорить о том, что меня удивило непосредственно в школе, так это отсутствие общедоступного интернета, — рассказывает педагог. — Он так жестко модерируется, что, кроме пары сайтов — Управления и Министерства образования, — зайти больше некуда. Делается это для того, чтобы дети не забрели на запрещенные порталы. Боюсь кого-то огорчить, но у многих ребят интернет есть на телефоне, так что они могут зайти куда угодно. Поэтому школам нужно перестать бояться интернета и компьютерных игр, а включать их в сам урок, обучать детей информационной культуре, объяснять, что в Сети есть качественная информация и некачественная.

Вторая особенность, с которой, по мнению Александра Старикова, нужно тоже что-то делать, касается организации пространства в классе.

Коль скоро мы учим детей взаимодействовать друг с другом — уметь договариваться, решать общие задачи, — то периодически приходится объединять их в различные группы. Но поскольку парты большие и тяжелые, лучшее, что мы можем сделать, — это попросить ребят повернуться друг к другу. Я даже видел школы, где в классах стулья прикреплены к полу! Это, конечно, неправильно. Надо быть готовым к тому, что дети внутри класса могут передвигаться.

Впрочем, были у Александра за эти два года и позитивные открытия. Он признался: когда шел в школу, то был уверен, что увидит там косную среду, но оказалось, что это не так.

В школе есть с кем сотрудничать, живые люди есть, и их много. Сейчас, по прошествии двух лет, могу сказать, что многим своим коллегам я очень благодарен.

Достойная зарплата и грамотная поддержка

По мнению Александра, чтобы молодые, талантливые педагоги захотели прийти работать в школу, они, конечно, должны получать достойную заработную плату, «трудно отдаваться профессии, если борешься за выживание». Однако и это не всё.

Молодым педагогам очень нужна качественная методологическая и психологическая поддержка по запросу — например, в ситуациях, когда начинающий учитель понимает, что не держит дисциплину в классе и вот-вот сорвется. В такие моменты важна обратная связь с людьми, которые подскажут, что именно пошло не так, и научат, как выйти из этого состояния.

Чтобы облегчить жизнь молодому учителю, его еще на этапе обучения необходимо погружать в профессию, считает Александр. В школах наставничество присутствует, но это всегда модель «я старший — смотри, как я делаю, и делай так же», а должно быть, по его мнению, «смотри, как умею я — можешь ли ты предложить лучше?».

Мне кажется, сильный разрыв с практикой — это проблема всего высшего образования, не только педагогического. Поэтому нужно максимально увеличивать количество часов школьной практики и делать ее менее формальной. Мы, перед тем как прийти к детям, проходили интенсивное обучение в Летней школе, она построена на предметных уроках. То есть мы должны были завлечь детей во время каникул обратно в школу, при этом они имели возможность выбирать, на какой урок приходить, и могли в любой момент уйти, если им становилось неинтересно. Да, было очень обидно, когда дети вставали и уходили, зато в этот момент мы получали четкую обратную связь, что делаем что-то не так и нужно что-то менять.

Для Александра Старикова этот учебный год — финальный в проекте «Учитель для России». Он знает, что не вернется в банковскую сферу, но и оставаться в школе только в качестве учителя-предметника не хотел бы.

Есть системные проблемы, которые учитель решить не может, каким бы хорошим специалистом он ни был. Я хотел бы заниматься проектной деятельностью, связанной со школами, которые являются не совсем успешными.

Сельская романтика

Анна Воробьева участвует в проекте «Учитель для России» первый год. Она окончила филологический факультет Иркутского государственного университета, пять лет проработала журналистом, а с сентября преподает русский язык в Кудиновской средней школе Малоярославецкого района.

— Увлеклась лингвистикой, языками, занялась преподаванием и постепенно полностью ушла из журналистики в эту сферу, — рассказывает Анна. — Проект привлек меня возможностью быть полезной, работать с детьми — это направление мне очень интересно. Вместе с ней в Кудиново приехали еще четыре участника программы. Начинающие педагоги вспоминают, что в поселке их встретили с большой теплотой:

— Директор школы провела общешкольное родительское собрание, на котором рассказала о программе, за каждым из нас закрепили наставника из числа опытных учителей. Мы всегда можем задать им любые интересующие нас вопросы, связанные как с заполнением журнала, так и с взаимоотношениями с детьми. Специально для нас учителя организовали так называемую школу молодого педагога. Раз в четверть они встречаются с нами, делятся своим опытом, профессиональными секретами.

Кудиновская СОШ довольно большая — в ней учится около 500 детей. И технически она, по словам Анны, оснащена весьма неплохо:

У нас есть компьютерный класс, у каждого учителя имеется свой ноутбук. Учебные кабинеты оборудованы проекторами и интерактивными досками. Кроме того, в школе есть агрокласс, где дети изучают азы сельского хозяйства, а также приличный актовый зал, открытый стадион.

Ученики Анны — это 77 учащихся 5–6-х классов. Уровень подготовки и мотивации у детей разный, поэтому ей постоянно приходится искать новые способы, как заинтересовать своих воспитанников.

— Не могу сказать, что у меня получается абсолютно всё, — говорит начинающий учитель. — Бывают, например, сложности с дисциплиной на уроке. Но в целом мне в этой школе комфортно.

Один из самых сложных моментов в работе, по ее словам, это большая нагрузка, которая ложится на плечи практически каждого школьного учителя:

— Например, у меня в неделю 22 часа, это довольно тяжело. Есть педагоги, которые работают по 30 часов, причина — нехватка учителей. Такая нагрузка очень снижает желание творить. По себе знаю, когда я отдохнувшая, когда есть силы и ресурсы, то и уроки у меня получаются классные. Но когда у меня шесть уроков в день, то, честно говоря, придумывать что-то уже не хочется. Конечно, важную роль играет материальная составляющая. Также большое значение имеет методическое сообщество, которое поддерживает начинающих педагогов. Кроме того, чтобы молодые специалисты захотели работать в сельской местности, необходимо создавать для них комфортные бытовые условия. Приехать в села и деревни на короткий промежуток времени готовы многие, но вот остаться там насовсем хотели бы единицы.

Анна пока не знает, будет ли она работать в Кудиновской школе после окончания проекта.

— Четких планов у меня сейчас нет, но я точно останусь в этой профессии. Возможно, какое-то время я поработаю в Кудиново — очень хочется увидеть результаты своего труда, довести его до какого-то финала.

Миллион для учителя

Ежегодно на работу в школы Калужского региона устраивается не менее 170–180 выпускников педагогических вузов, но лишь немногие задерживаются в профессии надолго. Возможно, проблему дефицита кадров удастся решить с помощью программы «Земский учитель». Запустить ее предложил российский президент в ходе ежегодного послания Федеральному собранию в феврале этого года. По аналогии с уже существующей программой «Земский доктор», за переезд в небольшие города и села педагоги будут получать «подъемные» в размере 1 млн рублей. На эти средства они смогут купить жилье, погасить ипотеку или построить дом.

— На сегодняшний день число молодых учителей в школах в возрасте до 30 лет составляет 20%, — рассказал «Известиям» министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев. — В общеобразовательных организациях существует текущая потребность в учителях начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранного языка. В настоящее время программа дорабатывается Министерством просвещения РФ, Калужская область планирует принять в ней участие. Мы считаем ее важным ресурсом для закрепления молодых педагогов в сельской местности.

Прямой эфир