Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Мир
В КГБ Белоруссии сообщили о пресечении ударов дронами по Минску из Литвы
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Мир
МИД РФ назвал отчаянным фейком обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Мир
Лукашенко раскрыл планы оппозиции захватить один из районов страны
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Глава TikTok заявил об отсутствии у соцсети планов уходить из США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что россияне старше 18 лет активно читают художественную литературу. Считается, что любовь к книге должна прививать в том числе школа. Но как в реальности обстоят дела в этой сфере в учреждениях среднего образования — разбирались «Известия».

Претензии к школьной программе возникают часто, особенно когда дело касается гуманитарных дисциплин, не предполагающих строгого следования одной концепции. Так происходит и с литературой. Кому-то здесь не хватает свободы творчества, кому-то — единого стандарта, одни хотят серьезно сократить список произведений, другие — расширить. В любом случае недовольных хватает.

С тем, что проблем есть, согласны и учителя. В частности, их беспокоит, что интерес школьников к предмету падает. «По моему опыту, детям не хватает «интересных» текстов в программе, — рассказала «Известиям» Анна Гаушус, преподаватель литературы Центра образования «Коалиция». — Достаточно посмотреть на то, какие литературные паблики популярны в «ВКонтакте»: есть замечательное исследование социолога Любови Борусяк, которое представляет статистику популярности в соцсетях страниц, посвященных поэтам, и выявляет, что молодые люди читают и репостят стихи Бродского, Есенина и Маяковского, которые не проходят в школе, — вероятно, если бы они вошли в программу, детям захотелось бы рассказать их наизусть, написать по ним сочинение, обсудить их на уроке».

Фото: ТАСС/Валерий Матыцин

Хотелось бы школьникам и расширить жанровое своеобразие школьной программы — включить детективы и фантастику, которые тоже часто оказываются за бортом, больше внимания уделить зарубежным писателям. Пойти навстречу ученикам мешают не столько консервативные взгляды педагогов (в современной школе трудится немало молодых и прогрессивно мыслящих учителей)­, сколько острый дефицит учебного времени.

Даже к работе с программными произведениями преподаватели часто не успевают подойти грамотно. «Чтобы картина была по-настоящему полной, урок должен включать обсуждение биографии автора, исторических событий, свидетелем которых он стал, восприятие произведения критикой», — рассказывают в «Коалиции». ­

Вместо этого преподаватель зачитывает на уроке идейно-тематический анализ текста, лишая учеников возможности подумать над собственным восприятием. В результате всякое желание знакомиться с произведением ближе пропадает.

В старших классах время литературы еще больше сокращается — его «отбирает» русский язык, по которому всем придется сдавать ЕГЭ. О расширении списка изучаемых авторов и произведений в таком случае говорить не приходится. И хотя в образовательные стандарты могут входить даже писатели XXI века, добраться до них нет никакой возможности. Иногда литературу в 11-м классе приходится заканчивать «Мастером и Маргаритой» или «Тихим Доном». А это значит, что неохваченными остаются почти 80 лет.

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Довольно часто решить эту проблему предлагают за счет облегчения программы. «Школьникам дают слишком сложные для понимания произведения, в результате молодые люди вообще не понимают, что происходит и зачем, — считает писатель Константин Щемелинин. ­— Вот произведение «Война и мир» Лев Толстой начал писать в 37 лет, а до этого несколько месяцев жил в Европе, воевал, женился, пережил смерть родного брата. Вот люди, которые имеют такой же жизненный багаж, как Лев Толстой, поймут «Войну и мир», а дети, которых в школе заставляют ее проходить, — нет».

Чтобы сэкономить время, преподаватели также заменяют обсуждение книги просмотром фильма. Такой подход Ирина Прокофьева, преподаватель русского и литературы с почти 40-летним стажем, считает неверным. «Это может быть только отрывок, — пояснила «Известиям» Прокофьева. — Я, например, люблю показывать фрагмент из старого фильма «Мастер и Маргарита» и нового, а потом сравнивать их, обсуждать, какой фильм лучше и почему. Так можно вызвать вопросы, мысли у учеников. Но полностью фильм книгу не заменит».

Трудно воспринимается, по словам педагогов, и поэзия. Однако исключение ее из программы сложно назвать верным выходом из сложившейся ситуации. «Для ребенка XXI века выучить стихотворение наизусть, что мы когда-то делали легко и просто, стало большой сложностью, — рассказывает «Известиям» Елена Куликова, учитель русского языка и литературы международной школы Russian International School. — Чтобы заинтересовать учеников, мы стараемся сделать уроки более интерактивными, хотя порой это очень непросто ­— ученик сейчас очень искушенный».

Большую роль здесь играет личность учителя, его увлеченность предметом. «Если он любит и понимает то, что делает, то сможет найти подход к подрастающему поколению и объяснить вечные ценности на доступном им языке», — считает Куликова.

Фото: РИА Новости/Александр Алпаткин

С этим согласна и Ольга Гущина, преподаватель образовательного центра «ЕГЭ-студия Анны Малковой». «Индивидуальный подход учителя всегда должен быть на первом месте в преподавании литературы, он должен быть заложен в методику преподавания изначально, — уверена Гущина. — Важна вовлеченность учеников в процесс. Вещая «в стену», нельзя дождаться отклика. Ученикам хочется обратной связи, сотворчества, возможности высказать свое мнение, быть услышанным. В огромной степени это может только литература. Ученики ждут не порции сведений и литературоведческого анализа, а разговора о взаимоотношениях, о жизни, о себе с умным, добрым взрослым человеком».

Однако и здесь снова встает вопрос времени. Вносить что-то новое в каждое занятие — необходимо, на этом строится интерес к занятию и учеников, и учителя, но сегодня это не так просто сделать.

«Современная школьная система крайне бюрократизирована, у преподавателя уходит масса сил и времени просто на то, чтобы вести электронные журналы, дневники, писать отчеты и программы, — рассказывает «Известиям» доктор филологических наук и доцент РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина. — При таком отношении к образованию никаких сил и творческой энергии на то, чтобы каким-то особым образом эту литературу преподавать, я думаю, просто не остается».

Так, от литературы по-прежнему требуют быть воспитательницей нравственности и инструментом познания, хотят видеть ее увлекательной, полезной, актуальной. Для этого, безусловно, стоит и обновлять программы, и искать новые подходы, которые позволят школьникам самостоятельно мыслить. Но хватит ли на это времени — вопрос открытый.

 

Прямой эфир