Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Перемена слагаемых: как выглядит будущее российского образования

Почему выпускники педвузов едут в деревни, а новые школы открываются без учителей
0
Фото: РИА Новости/Михаил Мокрушин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О том, как изменилось российское образование за последние годы, можно судить по результатам, которые показывают наши школьники на международных олимпиадах. Не менее важно не только поддерживать одаренных детей, но и повышать доступность качественного образования по всей стране. Особенно в отдаленных местах, где школьники нуждаются в сильных педагогах и наставниках. Для привлечения молодых педагогов в небольшие города и села существует программа «Учитель для России», которую поддерживает Сбербанк, и она уже три года действует в ряде российских регионов. В Москве банк открывает уникальное образовательное учреждение — «Школу 21», которая будет готовить IT-специалистов международного уровня. Ко дню учителя «Известия» подготовили материал об успешных социальных инициативах в сфере образования.

В глушь ради детской мечты

В отдаленных деревнях и селах школы сталкиваются с серьезным дефицитом хорошо подготовленных специалистов. Вот уже три года решением этой проблемы занимается проект «Учитель для России». Преподаватели из крупных городов уезжают в глубинку, чтобы дать детям качественное образование, а вместе с ним и шанс продолжить обучение в ведущих вузах страны.

Несмотря на то, что сельские школы на первый взгляд не кажутся привлекательным местом для работы, конкурс в проекте «Учитель для России» — 20 человек на место. Участники программы — молодые специалисты и выпускники педвузов. Отбор происходит в пять этапов: желающие подают электронную заявку, проходят собеседование по Skype. Затем следует очный тур: по сути, однодневная симуляция школьной жизни, за время которой кандидат показывает, как будет справляться с реальными стрессовыми ситуациями, возникающими на уроке.

Уже после успешного прохождения очного тура проходит собеседование с методистом. Заключительный этап подготовки — летний институт, где будущие педагоги в течение месяца получают знания, необходимые для работы. После прохождения строгого отбора они отправляются преподавать в глубинку на два года.

«Список критериев, которые мы проверяем на этапах отбора, достаточно широкий: будущий учитель должен точно понимать, зачем он идет в программу, в школу и вообще к детям. К тому же он должен хорошо разбираться в предмете, который собирается преподавать, уметь зажечь интерес детей даже с очень низкой мотивацией к учебе. Наш идеальный учитель стрессоустойчив, эмпатичен, понимает свои слабые и сильные стороны, обладает критическим мышлением и разделяет ценности программы», — пояснила старший рекрутер программы Анна Конопля.

Жизнь в отдаленном поселке пугает молодых специалистов низкими зарплатами. Однако проект не рассчитан на то, чтобы заманивать педагогов приезжать в провинцию за большими деньгами. Учителя получают стипендию в размере 35 тыс. рублей. Но как показали первые итоги, каждый третий молодой учитель остался преподавать в сельской школе и после окончания участия в программе. Остальные запускают собственные образовательные программы или возвращаются в крупные города.

Анастасия Белеванцева уехала работать в Воронеж после окончания СПбГУ. Проработав в школе два года, она осталась преподавать математику уже после окончания программы «Учитель для России».

«Я поняла, что моя история в этой школе только начинается. Здесь сформировалась особенная яркая связь с детьми, которую я не хотела прерывать. Нет какой-то определенной логической точки: оставлять школу я не могу. Когда ты видишь результат, не хочется останавливаться и прерывать дело на полпути», — рассказала Белеванцева.

По ее словам, при переезде не возникло никаких проблем, а жизнь и работа на новом месте сложились очень легко.

«Я даже не называю это работой, скорее учебой. Когда ты болеешь своим делом, то не обращаешь внимания на место, в которое ты попадаешь. Больше заботят другие вещи: как пройдет первый урок, как дети напишут первую контрольную, как выстраивать с ними взаимодействие. Остальное отходит на второй план. Всё же атмосферу и место создает человек. А я просто начала делать то, что мне нравится», — добавила молодой преподаватель.

С этого года Анастасия занялась кураторством новых участников программы. Она консультирует молодых учителей, дает им практические советы, как работать с бумагами, общаться с администрацией, а главное, не терять хватку.

«Помимо работы в школе, у меня есть кураторская группа. Там восемь человек, которые работают в разных школах Воронежа. Мы обмениваемся опытом. Такое сотрудничество всегда плодотворно, потому что работа в школе — это творческий процесс», — добавила она.

В этом учебном году уже 178 учителей в шести регионах страны учат более 20 тыс. детей, еще 111 выпускников продолжают работать в системе образования. Программа «Учитель для России» действует в четырех областях — Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской — и планирует только расширяться. В скором времени молодые специалисты из Новосибирска уедут преподавать в глубинку. Правительство области пообещало поддержать проект и выделять часть средств на его реализацию из бюджета.

Программа ставит глобальные цели — не просто перевезти учителей из городов в деревни, а дать импульс для развития всей системы образования. Чтобы изменить подход к обучению детей в массовых школах, недостаточно просто дать учителю стипендию. Поэтому для участия в программе молодые учителя проходят профессиональную переподготовку и получают методическую поддержку на всех этапах обучения. Уже сейчас открыт набор на следующие два учебных года.

О своем участии в этой программе учителя отзываются положительно. Изначально многие ожидали, что ситуация в маленькой школе в глубинке гораздо хуже.

«В этом году первого сентября я впервые стоял на линейке «по ту сторону баррикад» в школе деревни Взвад в Новгородской области. А сейчас уже второе октября, и что-то не верится, что прошел месяц. Мое первое впечатление от школы оказалось самым верным — тут действительно слаженный коллектив, дети хорошие и воспитанные. Хотя, может, это только так кажется, что воспитаны, а их просто мало — всего 34, включая дошкольную группу. Я до сих пор ищу какой-то подвох, но пока безуспешно», — рассказал учитель биологии, химии и технологии Николай Панюшев.

В небольшую деревню он переехал из Санкт-Петербурга, но довольно быстро втянулся в местный размеренный ритм жизни.

«Торопиться некуда совершенно, хотя при этом успеваешь переделать кучу дел, но не ощущаешь суеты и спешки. Да и куда бежать, если всю Старую Руссу, где я живу, можно пройти от края до края за 20 минут. У большинства детей любимое занятие — рыбалка, а те, кто постарше, уже и на охоту ходят. Компьютер тут как-то не в чести. Детям нравится у меня на уроках, и они помнят, что было на предыдущем», — отметил молодой преподаватель.

В классе без учителя

Образовательный процесс постепенно выходит за рамки государственной системы. Всё чаще школьники и студенты осваивают дисциплины, которых нет в академической программе. Небольшие частные центры и даже полноценные школы обучают детей навыкам, которые необходимы им для получения профессии. В скором времени начнет работу «Школа 21» — образовательная инициатива Сбербанка по обучению программированию. Здесь будут готовить IT-специалистов, которые смогут конкурировать с мировыми экспертами. Школа основана на базе организации «42» — одного из ведущих центров IT-образования в мире.

Участие бесплатное, но чтобы попасть в школу, нужно пройти жесткий отбор. Дипломы и сертификаты на этом конкурсе не дают никаких преимуществ. Для того чтобы попасть на курс, нужно лишь иметь базовые навыки программирования. Оценок и учителей в «Школе 21» тоже не будет: студенты получают задания сами и используют интернет, чтобы найти решение. Возраст студентов от 18 до 30 лет. В августе уже прошел первый этап отбора — так называемый бассейн. Туда попали студенты, которые успешно сдали тест и прошли собеседование. Всего «бассейнов» будет три. Во время первого этапа заявки на участие подало около 70 тыс. человек.

«Школа 21» отобрала первых студентов, прошедших четырехнедельный испытательный период, к обучению они приступят в ноябре. Первые из тех, кто прошел отбор, задали очень высокую планку для всех остальных кандидатов, однако тот уровень, который мы видим в ходе второго «бассейна», говорит, что борьба за лидерство среди будущих студентов будет очень серьезной. Однако главное, что независимо от результатов молодые ребята получили бесценный опыт, и их отклики, в том числе в соцсетях, говорят сами за себя», — рассказала руководитель проекта Валерия Заболотная.

На первый поток планируют принять всего 500 студентов. Конкурс действительно огромный: около 200 человек на место. Официально школа должна заработать с 1 ноября. Обучение будет длиться от 1,5 до 4 лет в зависимости от направления. При этом работать школа будет круглосуточно и без выходных. Но никакого удаленного доступа для студентов не предусмотрено. Выкладываться придется в здании школы, даже если для этого придется провести несколько бессонных ночей возле монитора. Несмотря на отсутствие оценок, расслабляться не получится — студентам школы нужно будет сдавать экзамены, а также делать задания в сжатые сроки. А главное: их будут учить работать в команде единомышленников.

 

Прямой эфир