Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умерла актриса Анастасия Заворотнюк
Авто
Первый электромобиль Xiaomi появился в России
Политика
Захарова завила о завершении работы над ответом на запрет вещания СМИ РФ в ЕС
Общество
Путин назвал уважение к Родине и старшим культурным кодом России
Мир
СМИ сообщили о намерении Макрона сформировать коалицию инструкторов для Украины
Мир
Лавров не исключил шагов РФ по ядерному сдерживанию в случае разворота США РСМД
Наука и техника
Ракета-носитель «Союз-2.1а» с кораблем «Прогресс МС-27» стартовала с Байконура
Общество
МЧС выпустило экстренное предупреждение о грозе в Москве
Мир
На Украине начнут штрафовать военнообязанных женщин за устаревшие учетные данные
Политика
Пост министра ЖКХ Крыма займет Максим Новик
Авто
ГИБДД заявила об отсутствии планов вводить штрафные баллы за нарушения
Мир
РФ после ударов ЦАХАЛ по лагерю в Рафахе призвала Израиль к выполнению резолюций ООН
Мир
Президент Эстонии разрешил использовать активы РФ для помощи Украине
Армия
ВС РФ уничтожили четыре безэкипажных украинских катера в Черном море
Наука и техника
СМИ предположили наличие на Марсе жерла древнего супервулкана на месте кратера
Общество
В БЦ «Китай-город» начались обыски по делу экс-владельца банка «Югра»
Мир
СМИ сообщили о просьбе Макрона ослабить санкции Канады на титан из РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Спрос на китайские машины в России вырос в три раза с 2021 года. В этом году на подходе еще десяток новинок от уже привычных брендов из КНР. Эксперты говорят о том, что «китайцы» уже подросли в качестве: производители проделали работу над ошибками. Но к этим машинам всё еще немало вопросов. Насколько они подходят для российских дорог, выясняли «Известия».

Рынок продавца

Рост спроса на автомобили китайского производства вполне объясним: после ухода иностранных компаний спрос, особенно в массовом сегменте, не закрывает ни отечественное производство, ни параллельный импорт. На рынок хлынули китайские авто.

Автосалон
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

За первую половину 2023 года китайские производители реализовали в нашей стране больше автомобилей (168 тыс.), чем за весь прошлый год. Количественно продажи увеличились в четыре раза, а доля рынка выросла за год с 10,6 до 46%, подсчитали в «Открытие Авто».

В 2023 году Китай стал мировым лидером по экспорту автомобилей, а Россия вышла вперед как их импортер КНР (оттуда импортируется 70% машин). Chery Tiggo, Haval Jolion, Geely Coolray — самые продаваемые на российском рынке. До конца года ждут еще с десяток новинок от уже привычных китайских брендов. Это электрические ORA и гибридные WEY от Haval, седан Livan S6 Pro, кроссовер Haima 8S и компактвэн Haima 7X.

Прогресс очевиден

— Китайский автопром за последние несколько лет совершил заметный рывок в автомобилестроении. Сейчас китайские бренды выпускают вполне конкурентные автомобили, с высоким уровнем комфорта и неплохим качеством. По электронной начинке они едва уступают европейскому или японскому автопроизводителю. Об этом говорит и массовое появление китайских электрокаров и гибридов достойного качества, — говорит Алексей Рузанов, технический директор сети автосервисов Fit Service.

Производство автомобилей на заводе в Китае
Фото: Global Look Press/Shao_rui

Китайские машины премиум-сегмента, по его словам, совсем близки к японским и корейским «одноклассникам».

Слабые места

Тем не менее техника из КНР в массе своей еще не адаптирована к российским реалиям.

Как рассказал Дмитрий Демчук, гендиректор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс», с большой вероятностью владельцы бюджетных китайских моделей в России столкнутся с тремя основными проблемами. Во-первых, это коррозия.

Ржавчина на кузове автомобиля
Фото: соцсети

— Хотя китайские производители заявляют о полной оцинковке кузова, коррозии пока не избежать. Резкие перепады температур в России и агрессивные реагенты на дорогах неизбежно приводят к повреждению лакокрасочного покрытия кузова и запускают коррозийный процесс, — поясняет эксперт.

Еще одно слабое место — труба кардана. Из-за мягкого китайского металла, не предназначенного для больших поперечных нагрузок, происходит деформация отдельных комплектующих. Крестовины механизмов выходят из строя и приводят к неисправности автомобиля.

Сотрудник автосервиса за работой
Фото: Global Look Press/Денис Бочаров

Наконец, «нежная» подвеска: уже при пробеге от 70 тыс. км появятся трещины от нагрузок, которые приведут к преждевременному износу подвески автомобиля, предупреждает Дмитрий Демчук. Впрочем, производители стараются исправляться.

— Например, Chery адаптирует автомобили для российского рынка, проводя испытания в Сибири и внося изменения в устройство подвески и других узлов. А компания Changan минимизирует затраты на адаптацию для рынка России, делая акцент на расширении модельного ряда, — отмечает автомобильный эксперт Александр Ковалев.

Масса и двигатель

Есть и более фундаментальные проблемы. Так, например, специалисты обращают внимание на то, что мощностные характеристики моторов некоторых китайских автомобилей не соответствуют массе, а значит, ожидаемой динамике переключения скоростей.

— Из-за этого коробка передач может сработать с задержкой, что при обгоне чревато возникновением опасных ситуаций на дороге. Чаще всего сложности с переключением скоростей возникают у китайских автомобилей с роботизированной коробкой передач, — поясняет Сергей Буров, руководитель маркетплейса запчастей «ПЭК:Молл».

Двигатель автомобиля
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Стоит учесть и то, что большинство китайских автомобилей оснащены турбированными двигателями.

— Рабочий объем и размер таких двигателей меньше, чем у атмосферных. Небольшой агрегат работает в условиях высоких механических и тепловых нагрузок, давление наддува и температура в цилиндрах выше, чем в атмосферных двигателей. Из-за этого турбомотор может прийти в негодность уже через 150–250 тыс. км (в зависимости от топлива — бензин или дизель), в то время как атмосферные двигатели подлежат ремонту только через 300–400 тыс. км. Процедура ремонта турбокомпрессора или его замены — дорогостоящая, — объяснил автоэксперт.

Сколько проедет в итоге китайский автомобиль? Как утверждают в «ПЭК:Молл», большинство моделей ограничены ресурсом в 200 тыс. км пробега. Это соответствует примерно 10 годам эксплуатации, и остальные детали также проектируются с учетом отведенного срока.

Путаница с запчастями

С запчастями тоже непросто. Товарный рынок автозапчастей, в том числе китайских, не имеет четкой линейной структуры, он хаотичен и непредсказуем.

Стоимость одной и той же запчасти у разных продавцов может отличаться в несколько раз. Для автолюбителей абсолютно непонятен такой разброс цен и вводит в заблуждение относительно качества, указывает Дмитрий Михайлов, операционный директор группы сервисов CosmoVisa.

Производство автомобильных запчастей в Китае
Фото: TASS/Chu Baorui/VCG/Visual China Group

— В России отсутствуют центральные склады автозапчастей китайских производителей, из-за чего россияне вынуждены долго ждать поставки некоторых комплектующих, — отмечает Сергегй Буров.

Все участники автосервисного рынка указывают на проблему c каталогами подбора автозапчастей.

— Китайские производители уделяют мало внимания формированию оригинальных официальных каталогов запчастей. Потому даже подбор расходников может быть затруднен. Автовладельцы вынуждены самостоятельно выбирать запчасти и расходные материалы на площадках дилеров или маркетплейсов, — отмечают в «ПЭК:Молл».

Мужчина в магазине автозапчастей
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— Был опыт работы с китайским автопромом, но после закупки партии из 18 автомобилей выяснилось, что их сложно ремонтировать из-за особенностей запчастей, которые далеко не всегда подходят по размеру. То есть одна и та же запчасть могла подойти к одному автомобилю и не подойти к другому. Притом что они оба были одной модели одной марки. Кроме этого, китайские производители автомобилей зачастую не производят запчасти на старые модели, снятые с производства. В результате компания продала часть автомобилей, какие-то сдали в trade-in, — рассказал Михаил Коптев, коммерческий директор транспортной компании «Скиф-Карго».

Несмотря на все огрехи, надежность китайских авто подтверждена рядом исследований. Например, аналитическое агентство JD Power изучила историю обращений владельцев авто из КНР с какой-либо проблемой к дилеру или производителю. На каждые 100 автомобилей Chery и Geely пришлось 215 и 216 обращений соответственно. Аналогичные показатели в 2023 году были у автомобилей Volvo и Volkswagen, замечает Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH.

Неплохим преимуществом китайских автомобилей остается программное обеспечение: оно соответствует мировому уровню и не подвержено влиянию санкций.

Прямой эфир