Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Больше двух третей российских компаний (68,5%) после ухода зарубежных IT-игроков испытывают проблемы с обновлением импортного программного обеспечения, сервисными гарантиями, доступом к облачным хранилищам и компонентам. Половина предприятий (51%) пытается сама обслуживать свою инфраструктуру, а 16% просто ждут, когда что-то сломается, говорится в исследовании «Крок» и TAdviser. При этом крупным компаниям нелегко перейти на аналоги западного ПО и серверного и сетевого оборудования — их внедрили в сложные и многоуровневые IT-системы слишком глубоко. Как отечественные предприниматели справляются с ситуацией и готовы ли местные производители обеспечить их потребности, разбирались «Известия».

С какими проблемами столкнулся бизнес

Большая часть IT-инфраструктуры российских компаний до 2022 года была построена на решениях зарубежных производителей, отмечается в исследовании «Крок» и TAdviser. Вендоры, в основном европейские и американские, предоставляли не только ПО и оборудование, но и техническую поддержку: обновления, устранение неполадок, замену запчастей и прочее.

Самой ощутимой потерей для отечественных предпринимателей стали продукты Microsoft (15,6%), Hewlett-Packard (14,7%), Cisco (13.7%) и VMware (7,8%). Для трети российских компаний уход этих и других игроков с внутреннего рынка оказался критичным. К примеру, более 90% используют операционную систему Windows, 64% — систему управления базами данных Microsoft SQL.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Прекращение продажи лицензий Microsoft в России ограничило возможности масштабирования. Для выхода из этой ситуации компании используют альтернативные продукты. В результате повышается нагрузка на внутренние службы техподдержки: приходится решать как проблемы с сервисами Microsoft без поддержки вендора, так и с внедренными аналогами», — отмечают авторы исследования.

После ухода западных игроков российские предприниматели столкнулись с тремя основными проблемами: во-первых, нужно поддерживать имеющуюся инфраструктуру, постепенно внедряя другие решения; во-вторых, модернизировать и масштабировать ее; в-третьих, обеспечивать защиту.

По словам генерального директора компании GTLogistics Ивана Денисова, многие компании не могут продлить лицензии на используемое ПО, а другие — докупить их на новые рабочие места для расширения бизнеса.

— Другая серьезная боль — комплектующие. Параллельный импорт решает часть проблем с оборудованием, но лишь часть. Логистика стала гораздо сложнее. Поставки больших партий затруднены, и нет гарантии, что нужный объем будет обеспечен в нужные сроки. Стоимость при параллельном импорте, разумеется, растет. Однако замечу, что у некоторых уходящих вендоров на нашей территории было оборудование для продажи, которое продавалось по таким заоблачным ценам, что стоимость при параллельном импорте была даже более приемлемой. Но в целом тренд на увеличение цены есть, — пояснил специалист.

Серьезнее всего пострадали крупные корпоративные заказчики услуг, в том числе развитые госорганизации и органы государственной власти, рассказал изданию руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код безопасности» Павел Коростелев.

офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Они используют критичные IT-системы, которые нельзя поменять в одночасье. Также сложности испытывают организации с большим процентом автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП), потому что они, как правило, строятся на иностранном оборудовании и софте, которые при этом имеют долгий жизненный цикл. Здесь тоже не представляется возможным поменять их быстро и безболезненно, — прокомментировал он.

Иван Денисов отметил, что у крупных компаний меньше проблем с оборудованием, чем у малых и средних, так как у них обычно есть запас «железа» на складах.

— Посмотрите хотя бы на сотовых операторов: каждый из них заявлял о том, что на этот год оборудования было достаточно — это показательный пример. Если взглянуть на проблему в целом, то корпорации обладают финансовыми и кадровыми ресурсами, которые отчасти компенсируют серьезность проблем. У среднего и малого бизнеса такой подушки безопасности нет, так что и проблемы для них зачастую критичнее, — пояснил эксперт.

Что делает бизнес для выхода из ситуации

До 2022 года почти половина российских компаний (47,1%) обслуживала свою IT-инфраструктуру силами зарубежных вендоров, пользуясь их сервисной поддержкой, отмечается в исследовании «Крок» и TAdviser. Около трети обращались к отечественным сервис-провайдерам, четверть устраняла поломки и неисправности самостоятельно. После ухода иностранных игроков доля последних выросла до 51%. При этом 16% вообще остались без поддержки.

По словам Ивана Денисова, ушедшие из России вендоры тем не менее оставили своих партнеров и специалистов, которые занимались интеграцией, развитием и обслуживанием решений западных разработчиков. Большинство из них не свернули бизнес и пытаются его сохранить, хоть и с ограничениями.

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

— Конечно, у некоторых вендоров здесь были сформированы собственные команды поддержки — некоторые из них, как ни удивительно, до сих пор работают, а в ряде случаев крупные якорные заказчики практически полностью забрали себе в штат специалистов, — отметил он.

Павел Коростелев добавляет, что часть российских компаний покупает техническую поддержку за границей окольными путями, но возникают проблемы с логистикой.

Что предлагают российские и другие разработчики

В один момент перейти на российские IT-системы не получится, считает директор департамента корпортативных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова. Чем «тяжелее» инфраструктура, тем сложнее даются изменения, однако российские разработчики оперативно отвечают на запросы.

— За этот год мы увидели, насколько быстро может реагировать отечественный рынок на новые вызовы и предлагать собственные решения. Те наработки, которые были сделаны раньше, полностью довели до ума буквально за считаные месяцы. Более того, в некоторых категориях количество программ, зарегистрированных в реестре отечественного ПО, оказалось даже избыточно. Возможно, в ближайшее время этот перечень будет несколько сокращен: в отдельных сегментах останется по три-пять приоритетных для российского рынка продуктов. Так уже происходит с операционными системами, — рассказала собеседница.

электронная плата сборка
Фото: РИА Новости/Сергей Кузнецов

По ее словам, пока рынок занят поиском оптимальных решений. Что касается китайских производителей, то некоторые из них и сами находятся под санкциями. Однако возможность приобрести такую продукцию сохранится, полагает Светлана Гацакова.

По мнению исполнительного директора IT-компании HFLabs Константина Степанова, российские компании и раньше активно использовали отечественный софт, но после ухода западных вендоров тренд стал еще заметнее.

— Большинство банков в последние годы успешно заменили автоматизированные банковские системы (АБС). В 90% финансовых организаций сегодня стоят отечественные решения. Наши АБС вполне конкурентоспособны по сравнению с западными продуктами, так как заточены под локальный рынок, — рассказал он.

Чего не хватает крупным компаниям, так это российских CRM (системы управления отношений с клиентами) и аналитических решений, считает Степанов. Со сложностями столкнулись и те, кто использовал для бизнес-задач облачные версии популярных приложений, например Jira и Confluence. В китайские решения собеседник издания не верит. По его мнению, внедрить их будет еще сложней, чем создать с нуля.

Павел Коростелев добавляет, что не все компании стремятся ставить у себя отечественное ПО. Многие только присматриваются к российской продукции и тестируют варианты или продолжают использовать иностранные софт и «железо».

— Что касается качества нашего софта, то здесь многое зависит от статуса самой организации-заказчика. Если это крупная компания, которая привыкла к улучшенному сервису, то при переходе на отечественные решения у них нередко, что называется, рвет шаблон, потому что большая часть наших вендоров пока не может похвастаться высоким уровнем. Впрочем, уже сейчас отечественные вендоры начинают совершенствоваться и исправлять ошибки, — указал он.

программист
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Эксперт отметил, что у российских разработчиков есть неплохие предложения в сфере безопасности. С учетом того, что этот рынок изначально был отгорожен от иностранных вендоров, а у российских компаний имеются серьезные компетенции, то критических проблем здесь не наблюдается.

Отечественные ИБ-вендоры предлагают решения и в области сетевой безопасности, и в защите рабочих мест, и в защите сред виртуализации. Также у нас нет особых проблем в плане системного ПО. А вот когда смещаемся в сторону прикладного ПО, начинаются вопросы, потому что отсутствие зрелых систем того же автоматизированного проектирования и прочих подобных вещей серьезно влияет на готовность заказчиков переводить всю IT-инфраструктуру на российские решения, — поделился Павел Коростелев.

Адаптировался ли бизнес

По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», российский бизнес в целом неплохо справляется с ситуацией, хотя это непросто.

— На мой взгляд, во многом адаптация уже произошла, в том числе психологическая. Но, к сожалению, это лишь первая волна. Самые основные системы быстро не меняются, к этому еще не приступали, но рано или поздно придется. Возможно, потребуется перестройка бизнес-процессов, и это будет больно, — рассказал «Известиям» Иван Денисов.

По словам Константина Степанова, катастрофы после ухода зарубежных вендоров не случилось, однако вопрос безопасной разработки стал еще актуальнее.

— При создании приложений для бизнеса распространено использование открытых исходных кодов. С конца февраля службы безопасности банков не рекомендуют обновлять такие программы, при этом в их старых версиях обнаруживаются уязвимости. Всё это замедляет скорость разработки. Расходы растут и у отечественных вендоров, так как нужно тратить ресурсы на проверку инструментов Open Source. Как результат, процессы замедляются и становятся дороже, — подчеркнул Степанов.

Он отметил, что сложившаяся ситуация хороша для российского IT-рынка тем, что можно оттолкнуться от реальных потребностей бизнеса и создать качественные продукты. Этот год показал, что такие попытки уже делаются, заключил эксперт.

Прямой эфир