Склады по осени пустеют: авторынок снова показал минус
Российский авторынок в октябре снова продемонстрировал снижение после осторожного роста на протяжении нескольких месяцев. Запасы автомобилей из Японии, Южной Кореи и Европы становятся всё меньше, однако китайские автопроизводители не спешат перехватывать инициативу. О тенденциях октябрьских продаж — в материале «Известий».
Рекордная неделя
По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в прошлом месяце было продано 45 228 автомобилей, что на 62,8%, или на 74 681 машину, меньше, чем в октябре прошлого года. Разница с сентябрем 2022-го небольшая (–3,15%, или 1470 машин), но знаковая: впервые за несколько месяцев рынок показал снижение.
Схожая картина получилась и у агентства «Автостат», которое считает не отгрузки дилеров, а электронные ПТС и учитывает большее количество брендов. Итог октября: 43 308 единиц, что на 63,1% меньше, чем в 2021 году, и на 2,5% меньше, чем в сентябре этого года. Причем, указывают аналитики «Автостата», в последнюю неделю октября россияне приобрели 11 546 новых легковых автомобилей — рекордный показатель за последние семь месяцев.
Пустеют неравномерно
Прежде всего на результаты рынка влияют прекращение продаж и приостановка производства в России моделей популярных европейских и азиатских брендов. Показатели отгрузок дилерам, на которые ориентируется AEB, демонстрируют, что запасы машин расходуются неравномерно. Например, Hyundai в октябре продала на 2 тыс. машин меньше, чем в сентябре, — всего 1840 штук. В то время как Kia немного подросла (3333 машины против 3313). Nissan на фоне известий об уходе увеличил продажи в октябре до 1212 штук.
АвтоВАЗ по-прежнему остается самым серьезным игроком рынка — 19 145 штук. Тем не менее его продажи в октябре тоже снизились по сравнению с сентябрем — на 1,5 тыс. машин. Уменьшилась и доля рынка российского автопроизводителя — с 44,2 до 42,3%.
Китайская неспешность
Китайские марки, наоборот, растут. По данным «Автостата», в октябре их совокупная доля достигла 30%. Бренды из КНР не спешат замещать уходящих, темпы их роста снижаются с 20% в августе до 3% в октябре. Основных игроков по-прежнему трое: Haval, Chery и Geely, которые в сумме продали более 10 тыс. машин. Остальные китайские производители не спешат использовать ситуацию на рынке.
Haval стал самым популярным иностранным брендом в октябре по версии AEB: 4426 штук. Но даже он пока не дотягивает до прошлогоднего результата — минус 8%. Единственным брендом, демонстрирующим внушительный рост, снова стал Exeed. И снова за счет низкой базы.
— Могу предположить, что сокращение темпов роста китайских брендов в первую очередь связано с более сложной логистикой и увеличивавшимся сроками поставок. В том числе и новыми коронавирусными ограничениям в Китае. Если ситуация сохранится, то в ближдайшие месяцы рост «китайцев» составит 3–5% в месяц. Если ограничения будут сняты, они быстро отыграют упущенное. Очевидно, что спрос на эти машины есть. Всё упирается только в логистику, — рассказал «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Автомобили многих китайских брендов продолжают расти в продажах и заметного дефицита по ним сейчас нет, утверждает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков.
— При сравнении динамики их продаж с прошлым годом в любом случае необходимо учитывать то, что сам рынок на фоне общей нехватки автомобилей сейчас сжат. Если говорить о том, почему автомобили китайских марок в октябре (по сравнению с августом) показали не такой существенный рост, то можно предположить, что это было связано с общим временным замедлением рынка в этот промежуток — часть клиентов могла отложить покупку на более поздний период, — отметил Стариков.
Смена лидеров
Lada Granta остается бестселлером рынка — 12 426 машин. Это на 5 тыс. машин больше, чем в октябре прошлого года, когда АвтоВАЗ испытывал серьезные проблемы с поставками электронных компонентов. Семейство Niva, в свою очередь, заняло в октябре вторую строчку в рейтинге бестселлеров. Совокупные продажи двух внедорожников достигли 4755 машин, что почти вдвое больше, чем в октябре прошлого года. Впрочем, нехватка комплектующих всё еще ощущается даже в случае с упрощенными Granta и Niva. Остальные модели (Vesta и Largus) существуют на рынке за счет складских остатков и выпуска ограниченных серий.
Самой популярной иномаркой октября стал Haval Jolion, окончательно потеснивший Kia Rio. Его продажи постепенно растут и в прошлом месяце достигли 3069 штук. Это вдвое больше, чем в октябре прошлого года. Более крупные и, как следствие, более дорогие, кроссоверы российской сборки F7 и F7х пока далеки от прошлогодних результатов.
— Что касается снижения продаж моделей Haval F7 и F7х, то, скорее всего, это связано со снижением объемов их производства и переориентацией на выпуск кроссовера Jolion, который является бестселлером у Haval. Спрос на него большой, в том числе и у корпоративных клиентов, включая таксопарки и каршеринг, — предположил Сергей Бургазлиев. Кроме того, на Jolion распространяется льготная программа кредитования с господдержкой.
В целом топ-10 бестселлеров по версии AEB почти полностью состоит из российских и китайских автомобилей: Lada Granta, Niva и Vesta, «УАЗ Patriot», Haval Jolion и F7, Geely Coolray и Altas Pro. При этом статистика Ассоциации европейского бизнеса не учитывает такие популярные модели, как Chery Tiggo 7 Pro и Chery Tiggo 4. На первую, согласно статистике «Автостата», было выдано 2134 ЭПТС, на вторую — 1029 штук.
Замедленный спрос
Единственные корейские кроссоверы, попавшие в топ-10 AEB, — Hyundai Santa Fe (671 штука) и Kia Seltos (548 штук). При этом, согласно статистике «Автостата», в октябре на учет встали 357 Santa Fe и 403 Seltos. Следовательно, у дилеров еще остается некоторое количество автомобилей. Hyundai Creta, фигурирующая в рейтинге «Автостата» на 10-м месте (582 штуки), не попала даже в топ-25 по версии AEB. Значит, запасы этих некогда популярных кроссоверов подошли к концу.
«Спрос на рынке в целом немного замедлен, но при этом каких-либо новых тенденций, в виде перехода клиентов из сегмента новых автомобилей на вторичный рынок мы не фиксируем. Трафик сохраняется в обоих сегментах, клиенты продолжают интересоваться приобретением автомобиля. Ажиотажных покупок сейчас нет, но и значительного сокращения звонков, визитов или сделок также не произошло», — рассказал Алексей Стариков. Исходя из сегодняшней ситуации, в оставшиеся месяцы 2022 года на рынке будут наблюдаться дефицит автомобилей и падение продаж.