Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 43 БПЛА ВСУ над регионами России за ночь
Общество
Мошенники стали использовать имена российских звезд для обмана россиян
Мир
«Коалиция желающих» отказалась от идеи разместить сухопутные войска на Украине
Армия
Разведчики Южной группировки войск поразили три пункта управления украинских БПЛА
Мир
Bild узнала о возможности передачи «Северного потока – 2» США для поставок газа в ФРГ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и преимущественно без осадков в Москве 21 марта
Мир
В составе делегации РФ на переговорах с США 24 марта не будет представителей МИДа
Мир
Макрон анонсировал саммит «коалиции желающих» с участием Зеленского 27 марта
Мир
Трамп пообещал до 20 лет тюрьмы участникам саботажей против Tesla
Армия
Бойцы группировки войск «Восток» эвакуировали группу мирных жителей в ДНР
Мир
Потерпевшими от нападения ВСУ на Курскую область признаны 43 тыс. человек
Мир
Лидеры ЕС нашли способ противодействовать Орбану и его блокировке помощи Киеву
Мир
СМИ сообщили о планах стран Европы встретиться в Париже для обсуждения по Украине
Мир
NYT сообщила о планах Пентагона открыть Маску планы США на случай войны с Китаем
Мир
Трамп поручил составить список земель с месторождениями полезных ископаемых
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о попытке переодетого в бабушку боевика ВСУ выехать из Суджи
Мир
Reuters узнало об одобрении США продажи высокоточных ракет Саудовской Аравии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Турция и Израиль решили позабыть старые обиды и восстановить дипломатические отношения, прерванные 12 лет назад. Стороны зачастили со встречами, что не может не расстраивать палестинцев, интересы которых многие годы защищала Анкара. Сами турки уверяют, что решили помириться с израильтянами именно в интересах жителей сектора Газа. Какие цели в реальности преследовала Турция, разбирались «Известия».

Посол обратно

«Решение Турции восстановить дипломатические отношения с Израилем спустя 10 лет напряженности вовсе не означает, что она откажется от поддержки палестинцев. Это позволит Анкаре лоббировать интересы палестинцев в Газе, на Западном берегу и в Иерусалиме», — заявил премьер-министр Турции Мевлют Чавушоглу после того, как премьер-министр Израиля сообщил о полном возобновлении дипотношений, включающем возвращение послов.
По словам главы турецкого МИДа, посол будет назначен после того, когда со списком кандидатов на пост ознакомится президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Турция, как и большинство стран-членов ООН, не признает Иерусалим столицей Израиля, и ее посольство находится в Тель-Авиве.

У контролирующего сектор Газа палестинского движения ХАМАС в Стамбуле есть своя штаб-квартира. Она появилась после обострения отношений между Израилем и Турцией в 2010 году, когда израильтяне напали на гуманитарный конвой «Флотилия свободы», который состоял из шести пассажирских и грузовых турецких судов, направлявшихся в Газу. В результате погибли восемь граждан Турции и один американец турецкого происхождения. Дипломатические контакты и сотрудничество между странами в области безопасности прервалось, были отменены некоторые двусторонние инвестиционные проекты, сократился туризм из Израиля в Турцию, военные и экономические связи резко ослабли.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Палестины Махмуд Аббас

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава Палестинской автономии Махмуд Аббас

Фото: REUTERS/Presidential Press Office

При этом израильские власти дали понять, что наличие представительства ХАМАС в Стамбуле мешает странам добиться полной нормализации отношений. В Израиле ХАМАС считается террористической организацией. Впрочем, пока никто не попросил палестинцев покинуть Стамбул.

Впрочем, после того, как стало известно о налаживании отношений между Израилем и Турцией, Реджеп Тайип Эрдоган радушно принимал в президентском дворце главу Палестинской автономии Махмуда Аббаса, лидера ФАТХ — движения на Западном берегу реки Иордан, главного противника ХАМАС.

Сами хамасовцы нормализацию отношений Турции с Израилем раскритиковали. «Мы повторяем, что выступаем против любой формы нормализации отношений, которые противоречат нашим национальным принципам, интересам палестинского народа, арабского и исламского народов», — отреагировали в группировке.

Однако, опасаясь потерять такого союзника, как Анкара, представители ХАМАС от резких выпадов воздержались. Два года назад, также не желая рвать отношения с арабскими странами, наладившими отношения с Израилем, хамасовцы постарались убедить их остаться союзниками.

Ведь каждый из них помогает им держать власть в Газе. Так, Доха вливает деньги, Каир предлагает услуги посредника, Тегеран помогает оружием, а Анкара оказывает политическую помощь.

От дружбы к конфронтации

В 1949 году Турция стала первой страной с мусульманским большинством, признавшей Израиль. Начиная с этого времени, отношения между странами зачастую носили довольно скрытый характер, поскольку Анкара боялась критики со стороны арабских государств. Однако начиная с 90-х годов, на первый план вышли экономические интересы. В рамках «стратегического партнерства» Турция и Израиль заключили соглашения о военном сотрудничестве и свободной торговле. Анкара активно покупала израильскую военную продукцию.

С приходом к власти в Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в начале 2000-х ситуация стала меняться. Турция всё активнее претендовала на роль защитника всех мусульман, а Израиль обвинял ее в дружбе с ХАМАС и сотрудничестве с Тегераном. Эрдоган стал допускать антиизраильские выпады. Связи всё больше слабели.

Национальный флаг Турции (красный, вверху) виден во время митинга, организованного сторонниками ХАМАС
Фото: Global Look Press/Wissam Nassar

После инцидента с «Флотилией свободы» в 2010 году только прочные экономические контакты помогли сохранить взаимодействие.

Через шесть лет стороны попытались наладить связи, но тут занимавший тогда пост президента США Дональд Трамп перенес американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим и признал этот город столицей Израиля. Турция фактически возглавила мусульманский протест против действий Вашингтона.

В 2018-м Анкара в очередной раз выслала израильского посла в ответ на гибель десятков палестинцев во время протестов на границе с сектором Газа.

В отместку Израиль начал активно налаживать отношения с Афинами и Никосией. В результате вместе с Грецией и Кипром был запущен Восточно-Средиземноморский газовый форум, а также подписан документ о строительстве трубопровода для транспортировки газа из Восточного Средиземноморья в Европу, что также вызвало недовольство Анкары.

Однако, начиная с 2021 года, стороны постепенно шли к потеплению отношений. Так, Эрдоган позвонил Ицхаку Герцогу и поздравил его с избранием на пост президента, после этого с турецким лидером пообщался израильский премьер Нафтали Беннет, поблагодарив его за освобождение двух израильских туристов, задержанных в Турции по подозрению в шпионаже.

газохранилище, трубы
Фото: REUTERS/Ints Kalnins

В марте этого года президент Израиля впервые за 15 лет прилетел с официальным визитом в Турцию. Одной из главных тем встречи были поставки газа из Израиля в Европу, что особенно важно на фоне украинского кризиса. Помимо этого обе страны стараются выступить посредниками между Россией и Украиной.

Эрдоган и Герцог пришли к выводу, что все проблемы в отношениях, конечно, не урегулируют, но будут стремиться решать споры с уважением и открытостью, особенно сейчас, «когда расшатывается международный порядок».

В итоге спецслужбы обеих стран начали активное сотрудничество по предотвращению возможных терактов на израильтян в Турции. К тому же в августе этого года премьер-министр Израиля Лапид договорился с Эрдоганом об обмене послами.

Кстати, помимо Израиля, Анкара на фоне экономического кризиса начала налаживать отношения с Египтом и ОАЭ.

Воспроизвести российскую модель поведения на Ближнем Востоке

Позиция Анкары в отношении Израиля и Палестины не меняется — «два государства для двух народов», что совпадает с российской позицией. Нормализация турецко-израильских отношений довольно важна, как для Восточного Средиземноморья, так и для Ближнего Востока, однако в налаживании контактов всё же больше заинтересована Анкара, считает руководитель отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН, эксперт РСМД Дмитрий Марьясис.

— Турецкая экономика сегодня переживает тяжелые времена. Не исключено, что при помощи нормализации отношений с Израилем, как и с другими странами Ближнего Востока, турецкие власти рассчитывают улучшить экономический климат и тем самым способствовать привлечению в Турцию иностранных инвестиций, что всегда позитивно действует на оживление национального хозяйства. Израильский газ позволит Турции не только существенно диверсифицировать источники поставок этого углеводорода (сегодня основными поставщиками газа в эту страну являются Россия и Иран), но и стать мощнейшим транзитным хабом энергоносителей в Восточном Средиземноморье в случае, если именно через Турцию пойдет основной экспорт израильского газа в Европу,уверен политолог.

Помимо этого, Эрдоган надеется с помощью Израиля усилить свои позиции в США.

Инженер работает на газовом заводе
Фото: Global Look Press/Ahmad Halabisaz

— Опыт 90-х показал, что турецко-израильское сотрудничество позитивно воспринимается американским военным истеблишментом, что положительно сказывается на возможностях Турции приобретать американские вооружения, — отметил эксперт.

По его словам, помимо этого Турция стремится играть большую посредническую роль между Израилем и Палестиной.

— ​​​​​​​Возникает ощущение, что Анкара пытается на определенном уровне воспроизвести российскую модель поведения на Ближнем Востоке, когда Москва, опираясь на равноудаленные позитивные отношения с большинством стран региона, старается выступать в качестве посредника между разными сторонами ряда региональных конфликтов. Поскольку современная Турция большое значение в региональной политике придает палестинскому направлению, возобновление позитивного диалога с Израилем может позволить предложить себя в качестве посредника и в данном случае, — уверен специалист.

Политолог полагает, что в случае очередного обострения между Израилем и Палестиной могут ухудшиться и турецко-израильские отношения.

— ​​​​​​​В общем, нет оснований говорить о том, что у происходящего на наших глазах сближения между Турцией и Израилем есть большой потенциал на длительное время. Однако, так или иначе, любая позитивная повестка на двустороннем треке оказывает позитивное воздействие не только на договаривающиеся стороны, но и на более широкий круг стран. И это, как представляется, само по себе позитивное явление, — считает эксперт.

Выйти на новый уровень

Востоковед, публицист Андрей Онтиков полагает, что Анкара не отвернется от сектора Газа и от сотрудничества с ХАМАС.

— Нынешнее турецкое руководство идеологически близко к этому палестинскому движению. Они представляют собой структуры, завязанные на организации «Братьев-мусульман» (организация, запрещенная в РФ). Сотрудничество продолжится. И конкретно для эрдогановской Турции роль защитника палестинцев — вопрос репутационный, позволяющий примерять на себя роль ведущей страны в исламском мире. Без идеи защиты палестинцев невозможно быть лидером в исламском мире. Турки будут и дальше полностью поддерживать идею создания Палестинского государства. Но это не значит, что они отвернутся от Израиля, потому что тут многое решает экономическое сотрудничество, а оно набрало большие обороты. Турки грамотно маневрируют между палестинской проблемой и сотрудничеством с Израилем. Все это прекрасно понимают. Так что ни у кого нет никаких иллюзий в отношении Анкары, — пояснил политолог в разговоре с «Известиями».

Возобновление отношений между Турцией и Израилем приобрело рутинный характер, отмечает в беседе с «Известиями» научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Василий Останин-Головня.

Боевики Палестинского исламского джихада принимают участие в антиизраильском марше в Рафахе

Боевики Палестинского исламского джихада в Рафахе

Фото: REUTERS/Ibraheem Abu Mustafa

— Большую часть ХХ века после возникновения Израиля, форпоста Запада на Ближнем Востоке, отношения Анкары с этой страной были крайне теплыми. Этому особенно помогало присутствие сил НАТО на территории обеих стран. После прихода Эрдогана к власти и изменения внутренней и внешней политики Турции отношения стали меняться. Анкара претендует не только на роль тюркского мира, но и позиционирует себя в качестве одного из исторических центров исламского мира, но и претендует на региональное лидерство на Ближнем Востоке, — отметил политолог в беседе с «Известиями».

По его словам, в этом контексте важную роль играет поддержка Палестины. Это дает возможность формировать правильный имидж, а также присутствовать за пределами своего государства.

— Решив, что на ФАТХ особых политических очков не заработаешь — организация еще с 90-х годов пошла по пути переговоров, взаимодействовала с ООН, «Ближневосточным квартетом» (Россия, ЕС, США, ООН) и, начав переговоры с Израилем, фактически себя дискредитировала. Турция поддерживает ХАМАС, и в этом ее интересы пересекается с иранскими. У стран и так есть противоречия в регионе, например, в Сирии — вопрос сохранения власти Башара Асада в Дамаске. Но в вопросе Газы Анкара и Тегеран придерживаются схожей позиции. Начиная с 2010 года, руководство как Турции, так и Израиля, в зависимости от внутренней ситуации в этих странах, для того, чтобы заработать очки на внутренней арене, заявляет о нормализации отношений, но каждый раз что-нибудь идет не так. Скорее всего, отношения так и не выйдут на уровень, который существовал в середине ХХ века, — уверен специалист.

Читайте также
Прямой эфир