Животный вопрос: почему в регионах не справляются с бездомными собаками
В Генпрокуратуре обратили внимание на проблему с отловом бездомных собак. В ведомстве, в частности, призвали прописать единые критерии немотивированной агрессии, в случае появление которых животное нельзя будет возвращать на улицы, а также поддержали идею о том, чтобы дать регионам право самостоятельно устанавливать дополнительные требования, касающиеся выгула и содержания домашних животных. Проблема активно обсуждается с конца января, когда в Забайкалье после нападения собак погибла девочка. Громкие случаи нападений были зафиксированы этой зимой и в других регионах. Почему вопрос не теряет своей актуальности и могут ли спасти ситуацию поправки в закон, разбирались «Известия».
38 тыс. к поправкам
В Генпрокуратуре в начале недели отчитались об итогах проверки, проведенной после серии громких нападений бездомных животных на людей.
— Анализ состояния законности в данной сфере показал низкую эффективность деятельности органов исполнительной власти, государственного федерального, регионального и общественного контроля в области обращения с животными, — говорится в сообщении ведомства.
Там высказались за выработку критериев немотивированной агрессии животных. В случае их наличия после отлова и стерилизации такое животное нельзя будет возвращать на улицы. Сейчас в законе присутствует сам термин, однако его расшифровки нет. Между тем отсутствие единых критериев «препятствует принятию оперативных мер в отношении особей, представляющих опасность для граждан», считают в ведомстве.
Кроме того, в Генпрокуратуре поддержали внесение поправок в закон «Об ответственном обращении с животными», по которым региональные власти смогут самостоятельно устанавливать дополнительные требования к содержанию и выгулу животных.
Ранее, в конце января, в Госдуму также был внесен законопроект, по которому предлагается прописать наказание для нарушителей в Административном кодексе. Так, в частности, в случае первого нарушения правил содержания животного частным владельцам может грозить штраф от 500 до 1,5 тыс. рублей. В случае повторного нарушения — от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей.
Сейчас ответственность за нарушение существующих требований не прописана на федеральном уровне, поэтому эти нормы фактически бездействуют, обратили внимание авторы инициативы.
Всего к середине февраля депутаты получили около 38,5 тыс. предложений по поправкам в закон об ответственном обращении с животными, рассказал во вторник первый зампред комитета по экологии Владимир Бурматов.
Лицензия на отстрел
Проблема обсуждается с конца прошлого года. Тогда, в результате нападения стаи собак, в Якутске погибла преподавательница одного из местных вузов, возвращавшаяся с работы по территории ипподрома.
Однако самым громким стало нападение, которое случилось в конце января этого года в Забайкальском крае. В селе Домна под Читой стая собак напала на семилетнюю девочку, когда та возвращалась домой из музыкальной школы через частный сектор. Девочка погибла. Спустя неделю безнадзорная собака напала на 16-летнего подростка в поселке Угольные Копи на Чукотке, а затем там же стая животных напала на 15-летнюю девочку.
Напомним, что проблема с нападениями безнадзорных собак возникает регулярно. Так, в прошлом году с нападениями столкнулись жители Бурятии. Тогда в Улан-Удэ попросили ввести в республике мораторий на положения закона «Об ответственном обращении с животными», чтобы отстрелять агрессивных собак.
В Забайкалье после гибели девочки жители также вышли на народный сход и заявили о готовности отстреливать собак. Участники схода, в частности, говорили, что проблема с бездомными собаками в регионе не решалась годами. Губернатор края Александр Осипов в свою очередь сообщил, что справиться с безнадзорными животными не получается из-за пробелов в законодательстве.
Не приоритетная проблема
В Забайкалье с начала февраля ввели режим повышенной готовности, который власти объяснили «крайне острой проблемой угрозы нападения безнадзорных собак на человека».
— В частности, режим позволит контролировать запрет на кормление животных без владельцев, выгул собак без хозяев и препятствование отлову безнадзорных животных. Госветслужбе необходимо оперативно обеспечить работу временных приютов для животных, а также определить потребности для строительства постоянных, — говорится в документе.
По данным, которые приводятся властями края, только с начала 2022 года в Чите зарегистрировано 64 случая укусов собаками людей, а за весь 2021 год Роспотребнадзором на территории Забайкальского края зарегистрировано более 2,3 тыс. случаев, из них 212 с опасной локализацией и 11 — с множественными глубокими ранами.
Проводимая в обязательном порядке после отлова стерилизация не снижает у собак инстинктов охраны территории и охраны добычи пищи, что подтверждается частыми случаями агрессии безнадзорных животных, говорится в документе.
Кроме того, губернатор Александр Осипов заявил, что намерен добиваться внесения правок в федеральное законодательство об отлове безнадзорных животных.
Проблема также привлекла внимание на федеральном уровне. Так, расследование уголовного дела о гибели девочки в Забайкальском крае взял под свой контроль глава СК РФ Александр Бастрыкин.
Ужесточить ответственность для чиновников, которые отвечают за контроль за бездомными животными на местах, призвал спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Он отметил, что жители Забайкалья неоднократно обращались к властям с просьбой помочь в решении проблемы, но поддержки так и не получили.
— Представители местных органов власти не считают эту проблему для себя приоритетной. Количество бездомных собак увеличивается. Нет региональных программ по строительству приютов для животных, их стерилизации, грантов для поддержки зоозащитников, которые занимаются этой проблемой более эффективно, чем муниципальные предприятия, — написал Володин в своем аккаунте в Telegram.
Кроме того, спикер Госдумы обратил внимание на необходимость поддержать некоммерческие организации, работающие в этой сфере.
— Важно создать условия для работы тех, кто исходя из личной активности и сострадания к братьям нашим меньшим оказывает помощь, спасает их. Как показывает опыт, это будет более эффективно, чем создание муниципальных приютов, хотя и этим тоже надо заниматься, — считает он.
При этом уничтожение животных, к которому призывали в том числе в проблемных регионах, по его мнению, «не выход».
«Даже не пытались закон исполнить»
Напомним, что сейчас в России запрещено отстреливать бездомных собак. Еще в конце 2018 года в России был принят закон «Об ответственном обращении с животными». В числе прочего он запрещает жестокое обращение с животными (как с домашними, так и с бездомными), определяет порядок отлова и дальнейшего содержания безнадзорных животных, а также оговаривает права и обязанности владельцев.
Отдельные его положения, касающиеся в том числе деятельности приютов, вступили в силу в 2020 году.
По закону бездомных животных должны отлавливать, а затем отправлять в приюты. Там они остаются на время поиска прежних или новых владельцев. Если владельцы так и не были найдены, а животное не проявляет немотивированной агрессии, то оно должно быть стерилизовано, помечено неснимаемой биркой и возвращено в место своего обитания. Процесс выпуска сотрудники приюта должны зафиксировать на видео.
Контракты на проведение таких работ должны заключаться в каждом регионе. Однако ранее зоозащитники неоднократно обращали внимание на то, что в отдельных субъектах требования закона исполняются некачественно либо не исполняются вообще.
Инициаторами изменений в законодательстве, позволяющих отстреливать собак, сегодня чаще всего становятся регионы, в которых не исполняются действующие нормы, отметил первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
— Откуда звучат призывы пересмотреть закон и разрешить убивать собак? Из регионов, которые даже не пытались закон исполнить, где не строятся приюты. В Забайкалье этими вопросами занимается компания, у которой приют в Иркутске. Как можно, находясь в другом регионе, эффективно решать эти вопросы? — напомнил он. — А Бурятия за раз потратила в нарушение закона 30 млн рублей на убийство собак, хотя можно было построить на них приют.
Призывы к изменению федерального закона № 498 звучат преимущественно из регионов, которые не сделали все возможное для его исполнения, согласна юрисконсульт и член правления ассоциации «Благополучие животных», специалист по государственным и муниципальным закупкам Екатерина Кузьменко.
— В каждом регионе должны быть созданы все предпосылки для реализации норм действующего законодательства об обращении с животными. По факту это делается не везде, — говорит она.
В том числе в некоторых регионах не созданы приюты для животных и необходимая инфраструктура для проведения массовых стерилизаций, не проводится мониторинг численности популяции для оценки масштабов проблемы, а муниципальные заказчики при объявлении закупок на услуги по обращению с животными без владельца предлагают заниженные цены, перечисляет собеседница издания.
Кроме того, в документации допускаются лазейки и неточности, а приемка услуг носит формальный характер, в результате чего работа часто проводится некачественно или не проводится вообще. Не существует также системы работы с населением — например, в том, что касается ответственного владения животными, уверена она.
Ассоциация «Благополучие животных» несколько лет следит за исполнением требований законов в регионах — для этого специалисты проводят специальные мониторинги, основываясь в том числе на данных о государственных закупках. Ситуация с исполнением требований закона в Забайкалье, Бурятии, Иркутской области и Республике Саха (Якутия), по данным на конец 2020 года, когда проводился последний мониторинг, относилась к наиболее сложной категории «требует коренного перелома».
«Удобно всем»
Сегодня порядок определения агрессии животного установлен в правовых актах отдельных субъектов, однако на федеральном уровне не регламентирован, объясняет Екатерина Кузьменко.
При этом задача является одной из «фундаментальных», поскольку только неагрессивное животное можно выпустить обратно в среду прежнего обитания. Ошибки в этом вопросе недопустимы, поэтому целесообразно будет четко проработать механизм такой оценки, говорит она.
То же самое, по ее мнению, относится и к порядку выгула домашних животных их владельцами.
— Если в нормативных правовых актах субъектов будет детально прописан порядок выгула владельцами их домашних животных, это также послужит общей цели — повышению комфорта и безопасности улиц городов, повышению дисциплины владения и минимизации конфликтных ситуаций в данной сфере, — считает собеседница издания.
Учитывая, что отловом животных в большинстве случаев занимаются люди без необходимой подготовки, вопрос с определением критериев немотивированной агрессии должен обсуждаться в ветеринарном и кинологическом сообществах, уверена юрист, специализирующаяся в сфере защиты животных, Анастасия Апухтина-Агеичкина.
— Необходимо создать комиссию, которая будет включать в себя кинолога и ветеринара для выявления этих признаков у животного. Законодательно нужно не сам порядок принятия решения закреплять, а передавать это на усмотрение специалистов, поскольку вариаций может быть достаточно большое количество, прописать все их в законодательстве весьма затруднительно, — говорит она.
При этом в случае ужесточения требований к содержанию и выгулу животных необходимо учитывать особенности регионов, в том числе степень развития инфраструктуры, уточняет Апухтина-Агеичкина.
— В Москве, например, действует около 600 собачьих площадок. При существующей плотности населения требование о том, чтобы выгуливать животных только в пределах специально отведенных территорий, является заведомо неисполнимым. В то же время город Сургут, например, в принципе не очень заинтересован в строительстве таких площадок с учетом климата и особенностей жизни местного населения, — указывает юрист.
Региональные особенности необходимо учитывать и прописывать на уровне субъектов для того, чтобы закон не оказался «заведомо неисполнимыми», обращает внимание она.
Однако новые поправки сами по себе не помогут улучшить ситуацию с безнадзорными животными, уверены опрошенные изданием специалисты, которые работают в этой сфере. Основной причиной нынешних сложностей являются не пробелы в законодательстве, а неисполнение уже действующих норм, уверены собеседники издания.
В первую очередь проблема связана с тем, что отловом и стерилизацией собак часто занимаются неквалифицированные люди, уверена ведущий инспектор Московского общества защиты животных Наталья Базаркина. Кроме того, сегодня выделенные на эти цели средства часто расходуются неэффективно, в том числе в силу отсутствия квалификации у ответственных сотрудников или «кумовства».
— Этим должны заниматься профессионалы. Если власти построят больше приютов, кого они там посадят директорами? Своих знакомых или родственников, у которых нет образования, нет опыта работы с животными, тем более с дикими или безнадзорными, — рассуждает она.
Чтобы средства, выделенные на решение проблемы с безнадзорными собаками, расходовались по своему предназначению, необходимо выстроить систему, в рамках которой за отлов и стерилизацию животных будут отвечать люди с соответствующей подготовкой — кинологи, зоо- и биотехники, уверена Наталья Базаркина. При этом речь должна идти об одной организации с единой отчетностью и отделениями в разных регионах.
— Отловом домашних животных по Москве занималась единая центральная ветстанция на улице Юннатов. Им от районов делали заявки, они выезжали, отлавливали, сажали их на карантин, — напоминает она. — Это было удобно всем: люди всегда знали, куда нужно звонить, хозяева, у которых пропала собака, шли по этому адресу. Опять же, если зоозащитники хотят проверить условия содержания, они знают, куда идти.
Чтобы решить проблему с нападениями животных на людей, прежде всего необходимо сосредоточиться на проведении массовых стерилизаций животных и на том, «чтобы они действительно осуществлялись», уверена Екатерина Кузьменко.
— Именно это ключевое условие решения проблемы, которое позволяет предотвратить появление новых ненужных особей, уменьшить численность популяции, снизить накал проблемы, — подчеркивает юрисконсульт.
Однако помимо этого потребуется целый комплекс мер, добавляет она. В том числе введение обязательной регистрации животных, работа с гражданами по вопросам ответственного обращения с домашними питомцами, в том числе касающимися недопустимости самовыгула и отказа от животных. Кроме того, необходимо создание новых приютов и поддержка уже действующих, а также оказание помощи представителям благотворительного сектора, вовлеченным в решение этой проблемы.
Необходимо также организовать мониторинг численности популяции уличных животных и удостовериться в том, что на решение проблемы выделяются средства, достаточные для работы со всеми животными, которые находятся на улицах.
— Решить проблему возможно только всем вместе и только комплексом мер, но первым пунктом необходимо остановить размножение популяции за счет массовых стерилизаций, — заключает собеседница издания.