Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лидер венгерской партии назвал прием Швеции в НАТО провокацией
Армия
Российские военные штурмом заняли опорные пункты ВСУ в районе Работино 
Армия
Бойцы ВС РФ «Ланцетами» уничтожили технику ВСУ в зоне СВО
Общество
Минздрав РФ зарегистрировал вакцину «Спутник V» с обновленным составом
Происшествия
В Волгограде потушен пожар на складе с пиломатериалами
Мир
В США предрекли очередной провал контрнаступления ВСУ
Мир
Политик Филиппо потребовал от парламента Франции объявить импичмент Макрону
Мир
В США казнь серийного убийцы остановили в последнюю минуту
Наука и техника
Ракета «Союз-2.1б» с аппаратом «Метеор-М» стартовала с космодрома Восточный
Мир
В Хельсинки допустили удар ВСУ финским оружием по территории России
Экономика
Новак объяснил запрет на экспорт бензина необходимостью стабилизации рынка
Мир
Bild опубликовал теоретический сценарий «нападения» России на НАТО
Мир
Новая Зеландия объявила о новом пакете антироссийских санкций
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность в Москве 29 февраля
Армия
Штурмовики РФ накрыли личный состав ВСУ ракетами С-13 «Тулумбас»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В связи с взрывным ростом рынка онлайн-образования Рособрнадзору совместно с Минобрнауки будет поручено сформулировать предложения по порядку лицензирования бизнес-тренингов и курсов личностного развития. Это необходимо для того, чтобы оградить россиян от аферистов в этой сфере. Подробности — в материале «Известий».

Зачем лицензировать деятельность бизнес-тренеров

Поручение разработать документ будет направлено в Рособрнадзор и Минобрнауки после обращения вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова к заместителю председателя правительства Дмитрию Чернышенко с просьбой определить порядок лицензирования бизнес-тренингов и курсов личностного развития, чтобы оградить граждан от аферистов в этой сфере. Об этом «Известиям» рассказали в секретариате вице-премьера РФ.

В письме думского вице-спикера (есть в распоряжении «Известий») отмечается, что пандемия и вынужденная самоизоляция заболевших коронавирусом привели к закономерному повышению спроса на всевозможные онлайн-тренинги и курсы личностного роста.

Самоизоляция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

«Рынок онлайн-образования в России продолжает расти, — пишет Борис Чернышов. — Это кратное увеличение аудитории, многомиллиардные сделки и инвестиции, реализация и продвижение масштабных госпроектов. Так, например, 2020 год запомнился для сферы образовательных технологий России стремительным ростом: 30–35% по сравнению со временем до пандемии. В 2021 году аналитики констатировали не менее высокий темп роста — на уровне 20–25%. В текущем году цифры могут еще увеличиться».

Вице-спикер ГД указывает на то, что в интернете, особенно в соцсетях, после первого запроса в любом поисковике пользователю предлагают различные курсы личностного роста и тренинги. По его словам, «такие курсы оказались очень популярными еще и у тех, кто из-за пандемии потерял свои сбережения, работу или лишился карьеры».

«Для них бизнес-тренинги, проекты по развитию и различные семинары стали возможностью полностью изменить свою жизнь к лучшему, решив тем самым все имеющиеся психологические и финансовые проблемы, — говорит Чернышов. — Но в большинстве случаев, как показывает практика, разнообразными тренингами занимаются так называемые инфоцыгане, чья основная цель — заработать на продаже информационного продукта, который не имеет абсолютно никакой практической ценности».

Для того чтобы обезопасить наших граждан от общения с «инфоцыганами», деятельность бизнес-тренеров должна быть лицензирована государством, подчеркивается в письме.

Как выявить мошенников от образования

Исполнительный директор Московского института психологии Евгений Багаев согласен с Чернышовым. По его мнению, данный вопрос назрел еще несколько лет назад. С учетом прошедших 2020–2021 годов рынок онлайн-образования вырос более чем на 40%, говорит он.

— Становится всё сложнее и сложнее отличить качественное и полезное образование от продажи завышенных ожиданий для граждан. Необходимо назначить минимальные требования лицам и организациям, которые причастны к образовательной сфере и предоставляют образовательные услуги. Это будет дополнительным гарантом качества и защитой от мошенничества и аферистов в этой сфере, — полагает Багаев.

Онлайн образование
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В аппарате заместителя председателя правительства Дмитрия Чернышенко на запрос «Известий» ответили, что «действительно, если проводятся курсы продолжительностью менее 16 часов и они не завершаются итоговой аттестацией, то данная деятельность не может рассматриваться как дополнительная профессиональная программа повышения квалификации и не подлежит лицензированию». В связи с этим Рособрнадзор совместно с Минобрнауки в ближайшее время должны будут представить свои предложения по регулированию деятельности бизнес-тренеров и преподавателей курсов личностного развития.

Сопредседатель комиссии НАСДОБР по сертификации бизнес-тренеров и аккредитации тренинговых центров Марк Кукушкин сообщил «Известиям», что несколько случаев явного мошенничества были связаны в последние месяцы с вывешиванием на сайте ряда организаций поддельных сертификатов об аккредитации (сертификации). Действия эти подтверждают значимость документов о профессиональной сертификации, которыми хотели прикрыться мошенники.

— Действительно, период пандемии стал временем взрывообразного роста различных онлайн-курсов, марафонов, — говорит Марк Кукушкин. — Что стоит

сделать государству в этой ситуации? Исследовать тему без законотворческой спешки, с цифрами в руках и обсуждением конкретных случаев высокого и низкого качества курсов. Эта работа пока не проделана. Кроме того, и это главное, надо поддержать общественные процедуры сертификации и аккредитации. Эти процедуры уже разработаны и реализуются несколько лет уже упоминавшимся НАСДОБРом, подготовлено несколько версий профессионального стандарта «Бизнес-тренер», которые горячо обсуждаются профессиональным сообществом.

В Рособрнадзоре «Известиям» разъяснили, что «если онлайн-тренинги или курсы личностного развития имеют признаки образовательной деятельности, в частности предполагают наличие образовательной программы, то деятельность по их реализации подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством о лицензировании образовательной деятельности».

Сколько зарабатывают тренеры

Счетный объем рынка edetch (education technologies) в России составляет около 70 млн рублей, с прогнозом на 2022 год более 83 млрд рублей, рассказали «Известиям» в фонде «Сколково». Складывается он из показателей крупнейших онлайн-образовательных проектов в сегменте взрослого и детского дополнительного образования и большого количества нишевых игроков.

При этом надо понимать, что рынок курсов и тренингов вычислить очень сложно, так как основное их продвижение происходит в социальных сетях, а площадки для размещения контента варьируются от мессенджеров и YouTube до специализированных платформ. Одна из них — GetCourse, на которой размещено около 70% таких курсов — посчитала, что совокупный оборот за 2021 год превысил 17 млрд рублей. И это то, что прошло через официальные системы платежей. То есть при очень поверхностных подсчетах около 30 млрд рублей — рынок тренингов и марафонов. Среди них лидируют нутрициология, психология, эзотерика и тема быстрого запуска бизнесов, подчеркивают в фонде «Сколково».

— Запускать любые курсы, тренинги и марафоны можно в любой социальной сети и без лицензии, — поясняет директор направления EdTech кластера информационных технологий фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. — Да и лицензия на образовательную деятельность направлена больше на контроль за состоянием помещения для учащихся, а не на качество образовательных программ. И нет никакого механизма определения качества обучения: что в итоге полезно и правильно, а что нет. Даже при текущем регулярном обновлении Федерального закона об образовании ожидать проектирования каких-то четких механизмов отделения плохого инфобизнеса от хорошего и уж тем более определения мошенничества точно не приходится. Латать дыры в образовательной регуляторике надо начинать с актуальности образования и решения социальных задач, а не с лицензирования.

онлайн
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Ольга Лоцманова указывает, что лицензия на образовательную деятельность предполагает соблюдение определенных правил, одним из которых являются жесткие требования к преподавателям, которые обязаны иметь соответствующий опыт работы и квалификацию, не иметь судимости и быть психически здоровыми.

— Всякого рода бизнес-тренеры возникают стихийно с предложениями в соцсетях, это так называемые инфокоучи, инфотренеры, — рассказывает она. — Как правило, тут новоявленные «продавцы счастья» нарушают все нормы законодательства: не оформляют и не регистрируют себя в качестве предпринимателей, а денежные средства получают путем перечислений на многочисленные банковские карточки — свои, родственников и друзей. Таким образом, это уход от налогов и прямое нарушение требований законодательства. И здесь есть повод для вмешательства как минимум налоговых органов со всеми вытекающими последствиями — вплоть до уголовной как ведение незаконной предпринимательской деятельности, за которую предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ Анна Палагина замечает, что образовательная деятельность в России подлежит лицензированию, о чем стоит помнить, чтобы при выборе исполнителя сразу понимать: нет лицензии — деятельность незаконная.

— Одна из главных проблем рынка бизнес-образования, на наш взгляд, — это непонимание заказчиками тренингов реальных возможностей и функций бизнес-тренеров, — объясняет Анна Палагина. — Когда нет документа, по которому фактически можно сверить необходимые для такого специалиста компетенции со своими субъективными представлениями о том, что он должен уметь, начинается путаница. И единственным ориентиром подчас становится человеческий фактор.

Она напомнила, что находящийся сегодня на рассмотрении в Минтруде профстандарт — «это, простыми словами, точное руководство организациям по выбору специалистов под конкретные задачи бизнес-обучения».

— Это инструмент оценки, который точно поспособствует росту компетентности всех участников рынка и поможет, наконец, понять, что должен реально уметь бизнес-тренер, чтобы не ждать от него «абстрактного волшебства», как сегодня нередко бывает. Эти ожидания по незнанию и рождают волну недоверия к профессии в том числе», — говорит эксперт.

В Минтруде «Известиям» не смогли ответить на запрос о ситуации с регуляторикой в сфере бизнес-тренинга и курсов личностного роста.

Кто сможет стать бизнес-тренером

Председатель Российского союза молодежи Павел Красноруцкий также возмущен тем, что по сей день нет системы стандартов.

— Поэтому много пустышек, а то и откровенной чуши ради наживы. И я считаю, что создание единой системы, лицензирование и контроль за качеством образования в этом сегменте повысят уровень услуг, будут стимулировать здоровую конкуренцию, — говорит он.

Учредитель и председатель правления некоммерческого партнерства «Сообщество бизнес-тренеров» Ирина Иванова настаивает, что в области развития личностных качеств человека нужны меры, которые бы смогли оградить человека и его близких от негативного воздействия. Определять форму негативного воздействия и его последствия должны узкие специалисты: юристы, врачи, психотерапевты. Возможно, что именно здесь нужна лицензия на индивидуальную деятельность, как ввели лицензию для фитнес-инструкторов, отмечает эксперт.

В тренинговом агентстве «Мастер-класс» убеждены, что, несмотря на то что сегодня есть государственная лицензия на образовательную деятельность для юридических лиц, всё же необходимо выстроить стандарт для профессий бизнес-тренера и тренера личностного роста.

Тренинг
Фото: Depositphotos/racorn

— Физические лица, занимающиеся тренингами, должны пройти обучение и иметь диплом о дополнительном профильном образовании, например «курс для бизнес-тренеров» в объеме от 220 часов, — говорят в агентстве. — Их главная цель — помочь предпринимателю или сотрудникам и руководителям компании. Отсюда будет и репутация квалифицированного тренера. Одна из основ стандарта обучения взрослых людей — эффективная методика. Например, по циклу Колба. Таким образом станет понятно, кто просто выступает с красивыми мотивирующими историями на доверчивую аудиторию, а кто действительно помогает развивать навыки.

Директор Русской школы управления Анастасия Боровская отмечает, что тренинги личностного роста и различные марафоны — это не что-то новое, поэтому она не видит в этом ничего страшного и требующего регулирования.

— Конечно, нужно понимать, что эти форматы — не образование, — говорит она. — Это знания, которые также можно получить из книг или различных видео, которые находятся в открытом доступе. Но мы же не говорим о лицензировании такой литературы или видеоконтента. Там тоже может быть поток информации, который не гарантирует какой-то практической пользы. Каждый по-своему воспринимает и использует ту информацию, которая дается. Народ получает то, что он хочет. Ему это дают. И мне кажется, стоит отпустить ситуацию. Этот ажиотаж пройдет, люди повернутся в сторону образования и станут интересоваться более глубокими темами.

Прямой эфир