Колесо закона: в России ограничат скорость электросамокатов
Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые ограничивают скорость электросамокатов на тротуарах, дорожках и обочинах до 25 км/ч. Кроме того, вес транспортных средств не должен будет превышать 35 кг. Для чего нужны новые требования и как будет контролироваться их соблюдение, выясняли «Известия».
Какой будет допустимая скорость электросамокатов
Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). В них говорится об ограничении скорости транспортных средств на тротуарах, дорожках и обочинах до 25 км/ч.
Документ был представлен на заседании рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере безопасности движения в аналитическом центре (АЦ) при правительстве России. Его первая редакция появилась в 2019 году, после чего поправки с правилами регулирования движения СИМ многократно обсуждались и перерабатывались.
Согласно новому документу, всем устройствам, выделенным в категорию СИМ, будет разрешено движение на правой стороне проезжей части при наличии тормозов, звукового сигнала, светоотражателей и фонарей. Одновременно вводится ограничение по массе: в случае, если человек будет кататься в пешеходной зоне, устройство не должно весить более 35 кг.
Как будет контролироваться ограничение скорости электросамокатов, пока не понятно. По словам представителя дептранса Москвы Магомеда Колгаева, мэрия совместно с Минпромторгом предложила использовать на всех устройствах программное обеспечение, которое не позволит им разогнаться быстрее указанных цифр.
Как уменьшить риски при катании на СИМ
Ограничения скорости призваны уменьшить риски неудачных исходов во время катания на СИМ, отметила в беседе с «Известиями» юрист Венера Шайдуллина. Так, в августе мужчина на электросамокате сбил 5-летнего ребенка в заповеднике «Коломенскоеи». В июле в Санкт-Петербурге водитель такси сбил 10-летнего мальчика на самокате, ребенок попал в больницу. Также в июле произошла авария на Воробьевых горах — погиб известный ученый Иван Пигарев, в которого врезался мужчина на электросамокате.
По статистике МВД, число аварий с участием электросамокатов в 2021 году выросло в три раза. Только за полгода в России произошло 180 подобных аварий, в которых 188 человек получили травмы, а пятеро погибли.
— Также участились случаи, когда люди нарушают все законы здравого смысла и ПДД, катаясь на самокатах: например, ребенок проехал на самокате по платформе станции метро «Арбатская», держась за вагон. В другом случае водитель электросамоката протаранил самокат ребенка — последнего госпитализировали, — говорит Шайдуллина.
В целом, по ее словам, изменения нужны, чтобы установить законный статус электросамокатов, правила их движения, стандарты и ограничения. Это необходимо для безопасности всех участников дорожного движения.
С мнением юриста согласны и в сервисе проката Whoosh: эксперты рынка микромобильности уверены, что наличие регулирующего правила приравняет ответственность каждого водителя электроскутера к ответственности водителей других транспортных средств.
Что будет с сервисами проката
Представители сервисов проката в беседе с «Известиями» поддержали решение Минтранса установить лимиты по скорости и массе для СИМ. По мнению директора по развитию кикшеринга «Карусель» Сергея Четверикова, меры необходимы «для повышения доверия граждан к самокатам как средству ежедневного передвижения и снижению аварийности при росте числа пользователей».
Как отметил эксперт, для шеринговых самокатов требования по ограничению скорости и весу уже выполнены самими компаниями. Во-первых, все шеринговые самокаты весят не более 15–20 кг. Во-вторых, все они управляются через сервер, и сейчас по всей стране устройства принудительно ограничены в скорости до 25 км/час.
— Наша компания пошла дальше: на некоторых улицах и в многолюдных зонах максимально допустимая скорость снижена до 10 и 15 км/ час. Так пользователь может быстрее затормозить и не допустить столкновения с другими, — говорит Четвертиков.
В пресс-службе сервиса Whoosh «Известиям» также сообщили, что прокатные самокаты весят 32 кг и программно ограничены по скорости до 25 км/час. Дополнительно в медленных зонах с высоким пешеходным трафиком (парки, зоны отдыха, культурные объекты) самокаты автоматически снижают скорость до 15 км/час.
— Каждый электросамокат Whoosh оснащен GSM и GPS-модулями, которые постоянно передают в облачную ИТ-платформу информацию о местонахождении и состоянии скутера. Внутри платформы происходит анализ передаваемой информации: если самокат въезжает в зону снижения скорости, платформа отдает ему «приказ» не ехать быстрее 15 км/час. При выезде из «медленной» зоны платформа отдает команду возвращаться в штатный скоростной режим до 25 км/час, — объяснила собеседница «Известий».
По ее словам, ИT-платформа написана разработчиками компании и имеет высокий уровень защиты, потому взломать самокат и ехать быстрее существующих ограничений у пользователей не получится.
В компании подчеркнули, что аварийность в основном связана с частными самокатами. Статистика по России говорит, что в 2021 году в 116 происшествиях СИМ принадлежали физлицам, в 19 — юрлицам. Это связано с тем, что кикшеринги регулируются системно, отметили представители Whoosh.
Какие ограничения действуют в мире
По словам Венеры Шайдуллиной, устанавливая максимальную скорость для самокатов, авторы инициативы ориентировались на международные нормы и стандарты. Например, в Сингапуре введено ограничение на уровне 25 км/час, такие же правила действуют в Турции и Китае. В США максимальная скорость для электросамокатов установлена на уровне 15–20 миль в час.
Европа пока еще не выработала единые правила для всех членов Союза, но в некоторых странах уже вводят ограничения по возрасту водителей и оборудованию самокатов.
— Мы считаем скорость 25 км/час оптимальной для того, чтобы самокат работал как транспортное средство и позволял горожанам доехать из точки А в точку Б в рамках своей ежедневной транспортной рутины. Как правило, самокат заменяет поездки на 5–7 км, которые ранее совершались на автомобилях. Развлекательный сценарий использования электросамокатов в нашем сервисе — менее 35% поездок во всех городах, — отмечают в пресс-службе Whoosh.
По мнению Венеры Шайдуллиной, контролировать ограничение скорости можно с помощью радарных установок, которые будут фиксировать превышение скорости. Но если самокаты будут чипироваться через ПО, то программы сами проконтролируют соблюдение законных норм.
В то же время, уверена Шайдуллина, новые правила не будут работать при отсутствии жестких мер регулирования и штрафных санкций.
— Смоделируем ситуацию. Допустим, человек на электросамокате превысил скорость. Его поймали на этом. Сделали внушение. Потом его ловят во второй раз — что дальше? Опять же внушение и предупреждение. При отсутствии санкций контроль не сработает, — резюмирует она.
Для чего нужны ограничения
О необходимости скоростных ограничений для электросамокатов говорят и сами пользователи устройств. Так, жительница Ярославля Анна рассказала о том, как упала на скорости около 30 км/час и получила множественные ушибы. Девушка ехала по тротуару, и навстречу ей выбежал ребенок.
— Я резко затормозила, чтобы не сбить его, и упала. Хорошо, что не получила серьезных травм. Для безопасного катания нужна меньшая скорость, — говорит она.
В свою очередь москвичка Екатерина, попавшая в больницу с переломом скуловой кости, считает, что одного ограничения скорости недостаточно: прокатчиков следует обязать проверять исправность транспортных средств и выдавать пользователям шлемы и другие средства защиты.
— Я лежу в отделении челюстно-лицевой хирургии, и к нам каждый день привозят 3–5 человек, пострадавших во время катания на самокатах, — рассказывает девушка. — Таких пациентов здесь почти половина. У большинства во время катания самокат просто отключился, они перелетели через руль и ударились лицом об асфальт.
Подобная история произошла и у самой Екатерины: она ехала на прокатном самокате со скоростью 10–12 км/час, на мониторе было показано 43% заряда аккумулятора. И вдруг самокат на ровном месте заблокировал колеса и выключился.
— Я считаю, что прокатчики должны обеспечивать безопасность пользователей: регулярно проходить ТО, чтобы человек перед катанием мог посмотреть документ и убедиться, что самокат исправен. Кроме того, нужно выдавать защитную экипировку, потому что ездить без нее — это все равно что пользоваться каршерингом без ремня безопасности, — говорит пострадавшая.
Как будут работать ограничения
Как отмечает в беседе с «Известиями» юрист адвокатского бюро S&K Вертикаль Любовь Сысоева, правила дорожного движения для самокатчиков еще не утверждены.
Однако, следуя аналогии, в случае ДТП, где был причинен вред здоровью, водитель электросамоката может понести ответственность по ст. КоАП РФ 12.24. («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»), считает юрист. Это влечет за собой наказание в виде штрафа до 25 тыс. рублей.
— Сейчас действия самокатчиков регулируют только внутренние правила кикшерингов, которые обязуется выполнять пользователь, когда берет транспорт в аренду. В правилах есть информация о том, со скольких лет можно арендовать устройство, почему на нем нельзя ездить по двое, но, к сожалению, не все пользователи эти правила читают. За нарушения могут вынести предупреждение, оштрафовать на 1 тыс. рублей или заблокировать аккаунт в зависимости от их регулярности, — отмечает Сысоева. — Кроме того, многие сервисы по аренде самокатов начали выпускать страховки на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу арендатора самоката и третьих лиц.
Важно отметить, что ответственность за вождение несет арендатор, поскольку именно он управляет транспортным средством, добавляет собеседница «Известий». Правовой статус электросамоката еще официально не определен, но по характеристикам его можно отнести к источнику повышенной опасности.
— Такой же позиции придерживаются некоторые суды. Например, Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга признал электрический самокат источником повышенной опасности после ДТП, где пешеход получила травмы средней тяжести, — рассказывает юрист.
По ее словам, в случае аварийной ситуации водитель самоката будет нести ответственность не только перед потерпевшим, но и перед сервисом проката за повреждения транспорта и упущенную выгоду. По этой причине всегда стоит обращать внимание на техническое состояние самоката, который вы берете. Увидев повреждения, лучше сразу сообщить о них прокатному сервису.
Что делать пострадавшим в аварии с самокатом
Человеку, пострадавшему при падении с электросамоката, первым делом необходимо позвонить в службу спасения по номеру 112, при необходимости вызвать скорую, чтобы получить медицинскую помощь и зафиксировать факт причинения вреда жизни и здоровью. Впоследствии это может пригодиться в суде, говорит в беседе с «Известиями» юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин.
В то же время, отмечает юрист, надо понимать, что договор проката — это гражданско-правовой договор, по которому несут ответственность обе стороны, потому перед тем, как воспользоваться услугой, лучше внимательно изучить документ.
— За вред, причиненный арендатором самому себе, ответственность понесет сам арендатор, он же обязуется возместить ущерб, причиненный имуществу арендодателя, — говорит собеседник «Известий». — Однако, если выяснится, что услуга была оказана некачественно, к примеру был передан технически неисправный электросамокат, в ходе эксплуатации он загорелся и был причинен вред жизни и здоровью потребителя, то в этом случае арендодатель может понести как гражданско-правовую, так и административную или уголовную ответственность.
В таком случае потребитель вправе обратиться в надзорный орган с целью привлечения к ответственности исполнителя услуг. После этого прокатчика могут привлечь либо к административной ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ, либо к уголовной по ст. 238 УК РФ, максимальное наказание по которой — лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей.