Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Прокат электросамокатов набирает популярность. Вместе с ним активизируются мошенники и воришки. Мнимые хакеры угрожают взломать чужие аккаунты, поставить GPS-глушилки и отключить скоростной лимит. Часто такая информация продается: пользователь отдает деньги, после чего злоумышленники исчезают, так и не раскрыв секрет бесплатных поездок. С физическим угоном дела обстоят иначе. Кражи случаются регулярно, однако потери совсем невелики. Как городской прокат борется с угонщиками — выясняли «Известия».

Невыполненное обещание

Мошенники нашли способ наживаться на любителях электросамокатов. В Сети появился инструктаж, который описывает, как бесплатно арендовать городской транспорт, а также отключить скоростной лимит. Как правило, мошенники предлагают воспользоваться украденными аккаунтами, специальным промокодом или другим техническим лайфхаком. Об этом рассказали в компании по стратегическому управлению цифровыми рисками Bi.Zone.

Стоимость подобной информации может составлять от 1 до 3 тыс. рублей. Обычно к публикации приложен скриншот, который якобы доказывает успешность действий по описанной модели. На деле вместо обещанной «бесплатной схемы» ее продавец исчезнет с деньгами покупателя.

Организатор движения городских самокатов Let's kick Moscow Александр Нилов подтвердит, что знает подобные форумы, но ничего кроме подозрения они не вызывают.

Несмотря на откровенный обман, погрешности в работе сервиса всё же возможны. Уязвимости, как следствие ошибок разработчиков, могут быть выявлены в любой части системы аренды, например, в серверах управления, мобильном приложении или даже в самом самокате, перечисляет замруководителя департамента аудита и консалтинга Group-IB Павел Супрунюк.

самокаты
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

— Из-за подобных «дыр» в декабре 2020 года пострадала сеть постаматов PickPoint: в результате атаки ячейки оказались открыты и хранившиеся в них отправления оказались доступны любому желающему. Злоумышленники смогли понять схему управления и удаленно устроить «день открытых дверей». В случае с самокатами схема та же.

Ранее группа Zimperium zLabs, занимающаяся вопросами безопасности, выяснила, что популярный электрический самокат Xiaomi M365 имеет уязвимость. Она позволяет хакерам дистанционно управлять средством, в том числе заставить самокат внезапно ускоряться или тормозить. Причиной исследователи назвали процесс авторизации, который осуществляется по Bluetooth. Тогда в Xiaomi заявили, что знают об уязвимости и готовят обновление программного продукта.

Собрать — не разобрать

Проблема взлома пока мало известна на рынке кикшеринга, считает коммерческий директор компании «Карусель» Сергей Четвериков.

— Если говорить о нас и паре других крупных игроков, мы производим самокаты под заказ в Китае. Всё железо, все IT-модули устанавливаются прямо там. Поэтому, чтобы взломать самокат, инженер должен работать лучше, чем группа российских и китайских программистов. Мы такого Кулибина, наоборот, сразу возьмем на работу, — заявил собеседник.

В компания Whoosh сообщили, что взломов аккаунтов сервис не наблюдает. Продажа «схем», «промокодов», изменение скоростного режима — явное мошенничество, от которого страдает не сама фирма, а доверчивый пользователь.

Куда чаще сервис сталкивается не с виртуальными, а реальными кражами. Такие попытки действительно происходят регулярно, однако потерь — единицы.

нахождение
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

— Сенсоры, GPS- и GSM-модемы постоянно сообщают о состоянии и локации транспорта. Даже если самокат попадет в помещение, мы его отследим и вызовем полицию для содействия в вызволении, — рассказали в Whoosh.

Есть случаи, когда воришки пробуют работать с глушилками, но и это не помогает. В Новосибирске молодые люди пытались украсть два электросамоката, используя оборудование для подавления сигнала GPS. Сейчас горе-хакеры под следствием.

По мнению представителей Whoosh, воровать самокаты просто бессмысленно.

Даже если украсть шеринговый самокат, получить из этого выгоду сложно. Разве что продать детали или за копейки на металлолом — шеринговые модели отличаются от потребительских, у них своя специфическая сборка. В краже очень мало смысла, а риск наказания — большой, — добавили в пресс-службе.

С такой логикой согласны и в «Карусели». Последние два года и в России, и на Западе крупные компании заказывают специальные шеринговые самокаты. Они узнаваемы и сложны в разборке.

— До этого брали обычные персональные самокаты, и на них, грубо говоря, отверткой крепили нужную электронику. Современная же техника уникальна и никому здесь не нужна. У нее свои запчасти, болты, внутренняя электроника. Пока человек поймет, что к чему, за ним уже приедут, — говорит Сергей Четвериков. — К тому же в самокат встроены датчики на движение и ускорение, на случай если самокат погрузят в машину. Бывало, наша команда уже за МКАДом догоняла автомобиль с угонщиками. Что говорить о случаях, когда воришки просто оставляют самокат в подъезде.

В 2021 году «Карусель» потеряла всего один самокат, уточнили в компании. Годом ранее, когда сервис только развивался, краж было больше. По словам Четверикова, прокатные самокаты переняли технологии безопасности, которые были разработаны еще для каршеринга. А те быстро научились защищать свой автопарк.

случайно
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Нечаянно украл

Довольно часто кражи происходят по неведению или наивности, полагает организатор движения городских самокатов Let's kick Moscow Александр Нилов. Далеко не все граждане понимают, что угоняют чужое имущество, да еще и под присмотром десятков камер.

— Недавно я видел сюжет, как женщина пыталась украсть непристегнутый самокат, видимо, подумала, что он бесхозный. Часто пенсионеры в виде подарка отдают «ничейный» самокат своим внукам. Но всё это попадает под определение кражи, — напоминает Нилов.

Тем не менее, по наблюдению эксперта, уровень краж и вандализма в крупных городах России несколько ниже, чем в Европе и США, где в момент появления электросамокатов проводились целые акции по их уничтожению:

— Сервисы по прокату появились внезапно. Но в отличие от России, где прирост фирм был постепенный, в Европе и США компании сразу закупили огромное количество самокатов, не продумав правила парковки. Там вы могли оставить самокат где угодно, на тротуаре их стояло по 10–20 штук. Естественно, они мешали пешеходам. Тогда появились горячие головы, которые создали движение по очистке улиц от самокатов. Транспорт ломали, сжигали и сбрасывали в реку.

Отечественные компании выбрали другую модель парковки: самокаты нужно пристегивать в зоне работы сервиса. Поэтому особых проблем с вандализмом у нас нет, подытожил Александр Нилов.

Читайте также
Реклама