Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Пресс-релизы
Участники Открытых киберспортивных игр поборются за главный приз
Общество
СК РФ приступил к созданию следственных органов в новых регионах
Экономика
Россельхознадзор заверил в отсутствии проблем с поставками бананов в РФ
Общество
В Запорожской области сообщили о планах Киева затопить АЭС в Энергодаре
Спорт
В РФС увидели политику в участии Украины в заявке на проведение ЧМ-2030
Мир
Коронация короля Великобритании Карла III пройдет 3 июня 2023 года
Экономика
Путин поручил принять в федеральную собственность объекты Запорожской АЭС
Мир
Аналитик уличил Зеленского в раскрытии ошибки Запада по отношению к РФ
Туризм
Ростуризм анонсировал запуск круизного судоходства на Каспийском море
Мир
Болгария временно вывела из-под санкций ЕС поставщиков топлива из России
Общество
Минздрав зарегистрировал первый российский препарат против оспы
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Анастасия Попова считает, что современный зритель пресытился игровым кино. Чтобы удержать внимание публики, нужно представить правдивый, красивый и в то же время философичный, вдумчивый продукт, а документалистика именно такая. Об этом, а также об экстремальных условиях съемок на Байкале, приручении нерпы и качественном семейном кино режиссер рассказала «Известиям» после успешного начала проката фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы».

«Нерпенка удалось приручить»

— Главным героем вашей ленты стали Байкал и нерпа Юма. Как родилась идея?

Изначально у нас не было идеи делать центральным персонажем нерпу. Мы хотели снять большое красивое кино про это удивительное реликтовое озеро, показать его в разные времена года, рассказать про свойства воды, водоросли, которые ее очищают, про планктон, мальков, эндемиков, древние формы жизни.

И не смогли обойти вниманием нерпу, потому что это единственный пресноводный морской котик, живущий в озере. Когда мы с ней познакомились поближе, вся съемочная группа в нее влюбилась — нерпа невероятно очаровательный зверек, от нее невозможно оторваться. Представляете, она проходит через весь Байкал — с севера на юг, живет и на земле, и в воде, и под льдом, и на льду.

Режиссер Анастасия Попова во время творческой встречи с создателями фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Режиссер Анастасия Попова во время творческой встречи с создателями фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Фото: РИА Новости/Нина Зотина

— Насколько сложно было снимать нерпу технически? Она ведь не цирковая собачка, людей наверняка опасается…

У нерпы страх перед людьми «зашит» чуть ли не на генетическом уровне. Ее ведь нещадно истребляли в советское время, а также отлавливали для зоопарков. Это животное чувствует появление человека за 300 м и немедленно удирает. Снимать было очень сложно, понадобилась помощь местных жителей, которые хорошо знают, где ее можно найти в то или иное время года. Нам посоветовали начать снимать новорожденного нерпенка. Мы отыскали логово, установили камеры.

В общем, нерпенка удалось приручить. Пока зверек маленький, он как котенок или щенок, подходит к тебе, тычется мордочкой, просится на руки — дружелюбное любопытное существо. Когда лед растаял, Юма выросла и поплыла, мы пытались продолжать за ней следить. К середине лета Юма смешалась с другими своими сородичами на Ушканьих островах, так что дальше пришлось довольствоваться собирательным образом.

«Надо побурханить»

— В фильме звучат шаманские легенды Байкала. Про Бугу, который сердце для мира сделал, про ветры — оказывается, это два богатыря и богатырша, причем эти двое хотели на ней жениться и даже подрались, а она «горы в щепку покрошила, вековые деревья в узлы завязала», вот женихи и раздумали… Ощущается ли там особая шаманская мистика? Я была там в туристической поездке, но, честно говоря, ничего такого не заметила.

— Туристы этого заметить просто не успевают, чтобы ощутить мистику Байкала, там надо пожить. Когда мы только приехали на озеро, у нас был четкий план, бюджет, мы были уверены, что снимем нужный хронометраж и уедем, потом вернемся, доделаем, снова полетим в Москву. Но с первого же дня всё пошло не по плану... Мы ехали из аэропорта и увидели прекрасное поле, на котором пасся табун лошадей. Я говорю оператору: «Давайте снимем, как они пасутся, как побегут». А коптер не включается, хотя вся техника подготовлена, всё в рабочем состоянии. Наш проводник говорит: «Надо попросить, побурханить».

Я как нормальный прагматичный человек, не верящий ни в каких духов, возражаю, что давайте всё же поработаем, а в конце смены бурханьте сколько угодно. Но не включается коптер, и так попробовали, и сяк. Проводник снова: «Надо попросить». «Хорошо, — говорю. — Что делать?» Оказалось, надо взять какую-то белую жидкость — чай с молоком, водку, окунуть в нее безымянный палец, повернуться к солнцу, брызнуть в его сторону, произнести заклинание, и тогда всё получится. Мы все встали в ряд, проделали этот ритуал, и, о чудо, коптер заработал.

Потом каждую смену бурханили. Как только расслаблялись, забывали про эти странные обряды, всё срывалось: отказывала техника, удирала нерпа, не приходили медведи.

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Фото: Централ Партнершип

— Съемки были тяжелые?

— Еще бы. Байкал — это постоянные перепады температуры, изменение погоды — то солнце, то град идет, то дождь. Если зима, 50 градусов мороза и ветер: техника мерзнет, люди мерзнут, работать больше нескольких часов не выходит физически. Если ты хочешь снять это место, с ним нужно сжиться, встроиться в его природу. К Ушканьим островам просто подплыть и снять невозможно. Нерпы собираются там в большом количестве, у них там пляж, где они летом греются на солнышке. Когда мы первый раз туда пришли, они тут же все соскользнули, удрали и целый день носа не казали. Мы придумали вот что: наш оператор Александр Кипер залег среди ночи со всем своим добром — а это могучие 3D-камеры — среди камней в спальном мешке, поставил себе будильник на вибрацию на четыре утра. Смотрит, а на пляже две-три нерпы, потом еще пришли. Он вылез из мешка, потом, согнувшись, ползком приблизился, включил камеру. За день снял кадров десять, и вот так несколько недель мы снимали Ушканьи острова.

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Фото: Централ Партнершип

— Многие обратили внимание, что фильм снимался очень долго...

Сами съемки длились в течение 2,5 года, но до этого была проведена большая подготовительная работа. Возле нас постоянно дежурили ребята из МЧС, потому что это целая наука, как снять на Байкале и остаться живым…

Например, если пойдет трещина, автомобиль за секунды уходит под воду, или майна может захлопнуться, нужно оперативно выпиливать другую, страховать.

А лед толстый, тяжелый, его приходилось выпиливать маленькими кубиками, осторожно их вынимать. Если выпилишь огромный кусок, ты же с места не сдвинешь! В общем, целая куча особенностей. Насколько я знаю, Байкал так подробно и масштабно никто, кроме нас, не снимал именно по этой причине. Группы приезжали, есть съемки, но чтобы и под водой, и над водой, и осенью, и во время шторма, я не видела.

«Люди чувствуют, когда с ними заигрывают»

— «Юма» вошла в топ-10 российского проката по рейтингу ЕАИС в прошлые выходные, когда показывалась в формате превью. Это прорывной успех для документалистики или зритель постепенно привыкает к неигровому кино, после «Акварели» и «Гунды» Игоря Косаковского?

Сейчас очень возрос интерес к документальному кино. Оно собирает полные залы, широко представлено на различных платформах. Мне кажется, зритель немного пресытился игровыми сюжетными лентами — разными мирами, фантазиями, погонями. Чтобы сейчас «попасть в зрителя» и чем-то его удивить, нужно очень сильно постараться, выбор всевозможных сериалов, полного и короткого метра колоссальный. Документальное кино — всё-таки про жизнь, оно настоящее, поэтому и люди его воспринимают по-другому, острее, чем выдумки и спецэффекты.

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Фото: Централ Партнершип

— Авторский текст читают Константин Хабенский и Чулпан Хаматова. Сложно было их заполучить или они сами хотели?

— Переговоры вели продюсеры, но, насколько я знаю, проблем не возникало. Мы отправили артистам фильм, и достаточно быстро они согласились.

Это ведь отдельная профессия — озвучивать документальное кино. Бывает, прекрасный актер с замечательным голосом, но когда ты его полтора часа слушаешь, не понимаешь, о чем речь, теряешь смысл. Это тоже особое умение. Константин разложил информативную часть на истории — очень здорово создал настроение, вышла просветительская и повествовательная сказка. Чулпан создала образ нежной трогательной нерпы. Голос в таком формате — это проводник, с которым ты идешь, и если что-то пойдет не так, ты потеряешь нить.

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы»

Фото: Централ Партнершип

— Фильм позиционируется как кино для семейного просмотра. Насколько у нас вообще получается снимать семейное кино, да и так ли уж оно востребовано? С детьми можно посмотреть дома телевизор, а в кино сходить во взрослом составе.

— Семейная аудитория сегодня самая массовая. Это очень нужный формат. Сужу по себе: у меня пятилетние двойняшки, и мы очень часто ходим в кино всей семьей, мы с мужем прямо ждем детских фильмов. Сейчас потрясающие мультфильмы, которые по своей искрометности и глубине не уступают взрослой классике. В хороших семейных продуктах всегда есть несколько слоев, один считывают дети, другой взрослые. А все провалы в этой нише, по-моему, происходят в том случае, когда режиссер, недооценивая зрителей, максимально упрощает продукт. Люди чувствуют, когда с ними заигрывают, опускаясь до их якобы невысокой планки.

— Над чем сейчас работаете?

— Снимаю фильм про Большой театр. Мы находимся внутри, это будет лента-наблюдение про жизнь легендарной сцены, очень интимная, близкая, местами откровенная. Про любовь к театру, любовь к творчеству и сложности внутри творчества.

Справка «Известий»

Анастасия Попова родилась 14 июня 1980 года в Норильске. В 16 лет поехала в Москву, где поступила в Государственный институт телевидения и радиовещания. До 2003 года работала в музыкальной дирекции Первого канала режиссером музыкальных программ. С 2003 года занялась документальным кино. Сделала более 15 фильмов, которые с успехом прошли на центральных каналах России («Первый», канал «Россия», НТВ). В 2004–2006 годах — режиссер-постановщик цикла научно-популярных фильмов «Теория невероятности».

Читайте также
Реклама