Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тыс. рублей
Политика
Правительство РФ не поддержало законопроект о депремировании работников
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Аэропорт Антальи возобновил прием рейсов после возгорания самолета «Азимута»
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Происшествия
При столкновении грузовика и автобуса в Ленинградской области пострадали 11 человек
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
В Ростовской области задержаны замгубернатора и замминистра транспорта региона
Общество
В ГД рассказали о большом количестве обращений о нагрузке школьников
Общество
Гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева» покинут посты
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

Мы звери, господа: фильм Сергея Кавтарадзе исследует природу жестокости

Картина «Молокобезумия» вышла на платформе Nonfiction
0
Фото: Homo erectus film studio
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На онлайн-платформе Nonfiction стал доступен фильм российского режиссера и ученого Сергея Кавтарадзе «Молокобезумия», высоко оцененная критиками и публикой, но в то же время вызвавшая много споров работа, балансирующая на грани строгой документалистики и художественного кинематографа. О сложной и кровавой поэтике и откровенной правдивости фильма рассуждают «Известия».

Шекспир, один из самых «кровавых» драматургов в истории человечества, в минуту слабости давал своим героям порассуждать о «млеке людской доброты». Сергей Кавтарадзе, сын иного, куда более жестокого века, такой поблажки зрителю не дает: с первых кадров нас ожидает жестокая поэзия войны. Многие кадры шокируют, но так и должно быть — война, природу которой Кавтарадзе исследовал в своей научной монографии «Архетипы войны: насилие, бессознательное и борьба за базовые потребности» (послужившей основой для фильма), в реальной жизни вовсе не похожа на кадры военного кино. Даже сухая правда фотохроники не передает того глубинного, нутряного ужаса, который творит homo sapiens с себе подобными.

В час экранного времени Кавтарадзе сумел вместить максимум информации — и ее метафизического осмысления. Стержнем картины служит история ветерана-«афганца», вернувшегося домой с надломленной психикой. Огонь, боль и кровь войны наполняли смыслом его существование, давали тот адреналин, который немыслим без оружия в руках. Как и многие, герой пытается найти забвение в алкоголе и заканчивает тем же, что и тысячи других до него, — психиатрической клиникой. В палате психушки забытый солдат исчезнувшей империи пытается примирить свое подсознание с мирной жизнью вокруг — и не может. Да и не призрачен ли этот мир? Художественная канва причудливо переплетается с документальными кадрами из зон локальных войн, которыми занимался Кавтарадзе — уже как ученый-историк, исследователь этнополитических конфликтов.

Впрочем, не только войн. Показывая повседневную жизнь примитивных племен на эфиопо-суданской границе и в сельве Амазонии, автор подводит зрителя к неприятному выводу: насилие и жесткость имманентны человеческой природе, мы, можно сказать, впитываем жажду крови с материнским молоком. Параллельно сценам первобытной жизни нам зверства сторон в сомалийском конфликте, беспощадную и бессмысленную войну Украины с собственным народом. Где-то сбоку, за рамками кадра находится «цивилизованный мир», бесстрастно взирающий на продолжающуюся вокруг бесконечную резню и утешающийся мыслью о своей к ней непричастности.

Однако ужас войны может вторгнуться в жизнь каждого в любой момент — именно об этом фильм Кавтарадзе. В каждом из нас глубоко внутри дремлет кровожаждущий зверь — и горе человечеству, когда он начнет просыпаться не только на окраинах Ойкумены. «Молокобезумия» в этом смысле куда шире, нежели просто документалистика — хотя бы и с претензиями на художественность. Режиссеру удалась настоящая притча почти библейского масштаба — сделанная столь сильными и выразительными визуальными средствами, что их оценил бы, пожалуй, и Михаил Ромм или Беньямин Кристенсен. Отдельно хочется отметить музыку молодого композитора Александра Симоненко, создавшего с помощью Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, Российского национального оркестра и хора Сретенского монастыря впечатляющий саундтрек, одновременно и модернистский, и архаичный.

Кавтарадзе подходит к исследуемой им проблеме не только как художник, но и как ученый. Словно скальпелем, он бесстрастно вскрывает слои подсознания, извлекая наружу то страшное, что таится, судя по всему, в каждом из нас. Как сказал во время обсуждения фильма после одного из первых показов доктор психологических наук, профессор МГУ Борис Братусь, «Кавтарадзе рискнул погрузится в тему насилия и войны как влечения, архетипа и спутника человеческой истории. Исследование отважное и бескомпромиссное, задевающее и тревожащее каждого, кто с ним соприкасается».

Это верное и лаконичное наблюдение коллеги-ученого (сам Кавтарадзе, выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров, кроме того имеет и ученую степень кандидата исторических наук) стоит, пожалуй, дюжины рецензий критиков.

Впрочем, и киносообщество к автору «Молокобезумия» всегда было благосклонно. Предыдущие его фильмы, также исследовавшие природу насилия среди людей, демонстрировались на ведущих российских и международных фестивалях, включая Каннский, Кинотавр, фест в Анжере и Лилле. На кинорынке Marché du film в Каннах в 2019 году частичные права на демонстрацию были переданы онлайн-кинотеатру Amazon Prime Video в США, Великобритании и Германии, теперь же он доступен практически во всем мире через платформу Nonfiction

«Молокобеззумия» стало, пожалуй, логическим итогом предыдущих работ режиссера, своего рода суммой его философии (возможно, суммой промежуточной). И посмотреть его стоит определенно — хотя бы для того, чтобы окончательно избавиться от романтических представлений о войне, преследующих многих из нас с детства. Романтики, увы (или к счастью), нет. Есть — бойня.

Читайте также
Прямой эфир