Сплести счеты: в СФ предложили дать бизнесу деньги институтов развития
В Совете Федерации предложили свой антикризисный план. Глава комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов написал письма первому вице-премьеру Андрею Белоусову и помощнику президента Максиму Орешкину (есть у «Известий»), в которых выступил за то, чтобы обязать институты развития в кризисный период направить свободные ресурсы на прямую поддержку экономики. Также, по его мнению, госфонды должны просубсидировать зарплату работникам пострадавших отраслей в сегменте МСП и списать задолженность регионов перед федеральным бюджетом. На данный момент реально влить в экономику около 100 млрд рублей из не освоенных институтами развития средств, полагают эксперты.
Снять с депозитов
Все неиспользованные деньги существующих фондов развития необходимо вовлечь в экономику, чтобы они работали на бизнес, а не на получение процентов за размещение денежных средств, говорится в письмах Андрея Кутепова. Представитель сенатора пояснил «Известиям», что под фондами подразумевались институты развития в целом. Например, в их состав включены ВЭБ.РФ, «Роснано», Российская венчурная компания, ДОМ.РФ, Корпорация МСП, Фонд развития промышленности, «Сколково» и ряд других, а также около 200 региональных структур с аналогичными функциями. В общей сложности с 2005 года на функционирование институтов развития из федерального бюджета было выделено 5 трлн рублей, однако они так и не смогли обеспечить технологический и инновационный прорыв.
«Известия» направили запрос в перечисленные организации с просьбой прокомментировать предложения Совфеда. В ДОМ.РФ сказали, что все их деньги находятся в обороте или зарезервированы для выполнения госпрограмм поддержки ипотеки и жилищного строительства. До конца 2020 года планируется подписание кредитных линий застройщикам на сумму 1 трлн рублей, добавили там. В ВЭБ.РФ отказались от комментариев, в остальных институтах проигнорировали вопросы.
Механизмы включения свободных ресурсов в непосредственную поддержку экономики могут быть разными, пояснил «Известиям» Андрей Кутепов. Например, это может быть пересмотр и расширение программ фондов: выдача средств на безвозвратной основе, снижение порогов для инвестиций в проекты, либерализация условий для потенциальных участников.
— Например, «ВЭБ инновации» из 5 млрд использовало только 270 млн, остальное разместило на депозитах. При этом премии сотрудникам выплачены в размере 27 млн рублей. В Фонде развития промышленности на 1 января 2019 года остаток средств составил почти 13 млрд рублей. Эти деньги обесцениваются в то время, когда они могли бы развивать бизнес, — добавил сенатор.
Ранее глава правительства Михаил Мишустин поручил Андрею Белоусову провести анализ эффективности российских институтов развития.
На данный момент реально вовлечь в экономику по крайней мере 100 млрд свободных средств, оценили аналитики «БКС Премьер». Однако это приблизительный показатель, поскольку большая часть институтов развития — крайне закрытые организации.
Впрочем, потенциал поддержки бизнеса из ресурсов фондов и корпораций может быть и выше, признают в БКС. Так, только у ВЭБа на краткосрочных депозитах в банках на конец 2019 года лежало 216 млрд рублей, следует из отчетности по международным стандартам.
Институтам развития действительно следует переориентировать свои программы на поддержку экономики в кризис, полагает зампред экономической комиссии общественной палаты Илья Семин. С его точки зрения, прежде всего это касается Российского экспортного центра и Корпорации МСП. Вне зависимости от того, как много свободных ресурсов скопилось на счетах у институтов развития, в период ухудшения экономических условий они должны максимально задействовать все свои ресурсы для ускорения экономики, а не ждать «идеальных проектов».
Груз с души
Другая значимая мера из антикризисного пакета комитета СФ — это списание задолженности регионов перед федеральным бюджетом и повышение их общего порога закредитованности. Объем госдолга субъектов — более 2 трлн рублей, из которых почти половина — это займы из казны. В условиях ожидаемого падения доходов регионов нужно дать им пространство для маневра, полагает сенатор.
Еще одним инструментом поддержки бизнеса может стать прямое субсидирование малых и средних предприятий на выплату зарплаты. В частности, Андрей Кутепов предлагает выдавать организациям, оказавшихся на грани банкротства из-за пандемии и карантина, двойной МРОТ на каждого сотрудника, проиндексированный на сумму социальных отчислений.
Кроме этого, в комитете по экономической политике уверены в необходимости расширения перечня приоритетных отраслей, которые могут претендовать на субсидии по процентным ставкам кредитов. В частности, в список нужно включить добычу металлов, угля, а также прочих полезных ископаемых.
«Известия» направили запросы с просьбой прокомментировать предложения Андрея Кутепова в пресс-службу администрации президента, представителю Андрея Белоусова, а также в Минфин и Минэкономразвития. Пресс-сектетарь первого вице-премьера сообщила, что пока письмо сенатора не поступало. В Минфине ответили аналогично. Остальные проигнорировали запрос.
Большая часть всех одобренных правительством мер направлена не столько на стимулирование спроса, сколько на сглаживание замедления экономики, сказал «Известиям» эксперт группы суверенных и региональных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. В частности, их главная цель — поддержать предприятия на плаву, не допустить резкого сокращения предложения на рынке и безработицы. И это правильно, поскольку в ситуации неопределенности накачивать спрос преждевременно, полагает эксперт. Впрочем, если карантин затянется, придется более массированно «раздавать деньги»: понижать ставки и предоставлять ликвидность.