Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Петербурге перекрыли легализовавший более 1 тыс. мигрантов канал
Общество
Горение складов со стройматериалами на Кубани локализовано на 1,2 тыс. кв. м
Мир
СМИ сообщили о досрочном избрании Байдена кандидатом в президенты США
Общество
Как пожары в Краснодарском крае и Крыму повлияют на виноделие и туризм? Детали
Спорт
УЕФА представил свою символическую сборную по итогам Евро-2024
Общество
Жителя Бердянска осудили на пять лет за публичные призывы к терактам
Общество
Лесной пожар под Новороссийском полностью ликвидирован
Армия
Новейшая гаубица «Мальва» выдержала попадание из HIMARS в зоне СВО
Мир
Глава МИД Венгрии заявил о намерении ЕС продолжать конфликт на Украине
Наука и техника
На Солнце произошла самая мощная за лето 2024 года вспышка
Мир
Минобороны Украины вернуло ВСУ переданные ранее на утилизацию боеприпасы
Общество
Синоптик предупредил москвичей о возможном похолодании
Спорт
Гибралтар подаст жалобу в УЕФА на выкрики испанцев после победы на Евро-2024
Мир
Директор Секретной службы США получила должность благодаря покровительству
Общество
Безопасная работа Ростовской АЭС после отключения энергоблока не нарушилась
Мир
Более половины опрошенных украинцев не ассоциируют себя с европейцами
Мир
На туристической улице Неаполя в Италии выставили статую раненого Трампа
Экономика
Аналитики объяснили причины падения индекса Мосбиржи до минимума за год
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Коронавирус выведет на первый план всё, что связано с онлайн-индустрией, считают Наташа Меркулова и Алексей Чупов. Режиссеры и сценаристы, давние соавторы размышляют о том, как изменится жизнь в самоизоляции, к которой они в силу профессии вполне привычны. Об этом, а также об источниках вдохновения и актуальной повестке в кинематографе Меркулова и Чупов рассказали «Известиям» во время кастинга нового кинопроекта, детали о котором пока не раскрывают, но уже известно, что часть подготовительных работ будет вестись дистанционно.

— Как спасаетесь от эпидемии?

Наташа Меркулова: Готовимся отправиться на карантин. Вышли на один день на работу, чтобы сделать актерские пробы, а потом уходим в глухую самоизоляцию.

— Кажется, для сценаристов сейчас самое благодатное время: только собирай готовые сюжеты и истории отовсюду.

Н.М.: Да, у нас текущих историй пока слишком много, мы и с ними не успеваем справляться. А за эпидемию у нас уже есть кому отвечать (намек на недавний сериал «Эпидемия» Павла Костомарова. — «Известия»). Будут делать второй сезон, наверное (смеется). А нам некогда, мы для своих проектов набрали сценарную «комнату», у нас ребята работают, раньше мы раз в неделю обязательно встречались на «Мосфильме» для мозгового штурма, а теперь придется общаться удаленно, по скайпу. Попробуем.

Алексей Чупов: Мы часто обсуждаем друг с другом, как изменится киноиндустрия. Конечно, для онлайн-платформ это самое золотое время, люди сидят дома и смотрят. Для кинопроката всё плохо. Голливуд теряет миллиарды долларов из-за переноса премьер и остановки производства. Где-то читал, что это обходится студиям в $30 млн в день.

Н.М.: Сейчас как раз ведь самый сезон для производства, весна–лето, я не представляю, что будет со всем этим.

Кадр из сериала «Эпидемия»

Кадр из сериала «Эпидемия»

Фото: kinopoisk.ru

— Можно снимать себя дома, как иранец Джафар Панахи! Он за «Закрытый занавес» даже получил приз на Берлинале.

Н.М.: Не все такие талантливые.

А.Ч.: Можно придумывать сюжеты, где все актеры работают в масках. Новый жанр — маски-кино.

Н.М.: Если серьезно, я все-таки не думаю, что это надолго и что мы на несколько лет из-за пандемии будем заперты дома. Просто какая-то Третья мировая.

А.Ч.: Не знаю… Я читал, как проходила эпидемия «испанки» по окончании Первой мировой, в 1918–1919-м, и там всё было очень жестко. Только жителям России в то время некогда было особенно по этому поводу переживать, потому что у нас в то время шла Гражданская война и помимо эпидемий было еще много всего «веселого».

— А ведь вы предсказали всю эту историю с карантином в своем новом проекте «Колл-центр». Герои оказались взаперти, у людей крыша уже едет в четырех стенах.

Н.М.: Ой, а ведь и правда! Мы об этом не думали (смеется).

А.Ч.: Крыша у людей едет, потому что им делать нечего. А у наших героев такой проблемы нет. Я думаю, они позавидовали бы тем, кто сегодня сидит на карантине.

Режиссеры Алексей Чупов и Наташа Меркулова на съемках сериала «Колл-центр»

Режиссеры Алексей Чупов и Наташа Меркулова на съемках сериала «Колл-центр»

Фото: kinopoisk.ru

Что говорит ваша интуиция, что ждет мир в ближайшие полгода?

А.Ч.: Колоссальный рывок всего, что связано с онлайном. Мы даже себе этого представить не можем. Резко вырос спрос на любые услуги в этом сегменте!

Н.М.: А когда всё закончится, люди не захотят из этого онлайна вылезать. Там ведь удобнее!

А.Ч.: Уже целые фестивали проводятся онлайн.

Н.М.: Когда пришел первый удар из Китая, я сразу для себя решила: это — апокалипсис, нам всем конец. И сразу успокоилась. Ну что можно сделать против апокалипсиса?

А.Ч.: То есть, на твой взгляд, апокалипсис — это просто изменение планов?

Н.М.: Тотальное. Выживет полпланеты — и слава богу. Хотя некоторые говорят, что всё пройдет, как обычный грипп.

А.Ч.: Так значит все-таки не апокалипсис?

Н.М.: Я своего мнения пока не изменила.

А.Ч.: Я так глобально, конечно, не смотрю, меня онлайн-аспект интересует. Я вижу, как буквально за несколько дней активизировались услуги онлайн-образования. Видимо, все кинутся учиться. Теперь можно будет получить образование онлайн и сразу найти себе работу по этой специальности, тоже онлайн. Кроме того, многие компании переводят сотрудников на удаленку. Возможно, это приведет к тому, что работодатели увидят: так удобнее, не нужны гигантские офисы.

Съемки сериала «Колл-центр»

Съемки сериала «Колл-центр»

Фото: kinopoisk.ru

— Загибаем пальцы: МГУ не нужен…

А.Ч.: Нет, это не так. МГУ — это культурная среда, она очень важную роль тут играет. Но если удастся создать такую среду онлайн, что вполне достижимо, то и вузы в современном их понимании могут исчезнуть. Одним из аргументов в переменах классических схем будет: вы ведь видели, что было во время эпидемии? Так ведь гораздо удобнее и безопаснее, не так ли?

— Но ведь такая изоляция позволит и манипулировать людьми онлайн до бесконечности!

Н.М.: Почему-то представляю себе что-то в духе фильма «Текст», когда тебе поступают сообщения от твоего приятеля, а он давно уже умер от коронавируса. В принципе это возможно. Так можно подменить пространство.

— И контролировать сознание, как в «Матрице», «Мире Дикого Запада» или вашем «Колл-центре».

Н.М.: А у нас там и была задача — проследить, как меняется психология человека в процессе манипулирования.

А.Ч.: И проанализировать различные аспекты абсолютной власти.

— При этом вы по-фонтриеровски играете со зрителем. Террористы «Колл-центра», Папа и Мама, воспринимаются зрителем как посредники между ним и сюжетом. Как будто это вы себя так представили, а остальные персонажи — просто марионетки, модели для создания тех или иных персонажей.

А.Ч.: Папа и Мама — это не мы! Это — наши персонажи.

Кадр сериала «Колл-центр»

Кадр сериала «Колл-центр»

Фото: kinopoisk.ru

— В титрах не сказано, кто их играет, зато написано, кто авторы фильма. Простите, но всё сходится! Кажется, что в конце картины вы выйдете к зрителю.

Н.М.: Та степень свободы, которая была у фон Триера в сериале «Королевство», его легкость в обращении с мотивациями — это просто взрыв мозга! В этой дичи было столько реальности, правды и искренности, что мы себе тоже сказали: надо перестать думать о том, что скажут зрители, понравится ли это продюсерам, лишь бы нас штырило.

А.Ч.: Сериалы у нас разные. У фон Триера — магический реализм, у нас нечто другое. Но вот сам прием, когда режиссер заставляет зрителя поверить в совершенно невероятные вещи на экране, нам очень нравится. У нас тоже много на первый взгляд невероятного в сериале творится. Посмотрим, поверят ли во всё это зрители.

— Вот странная вещь: по нашим меркам «Королевство» фон Триера артхаус, а в Дании это народный сериал, его воспринимали как комедийный. Очевидно, у датчан есть какое-то особое чувство юмора. Вы в сериалах «Гоголь» и «Колл-центр» работали со страхом. Есть что-то, чего боятся только у нас, особые русские пугалки?

Н.М.: «Гоголь» — фольклорный российский хоррор, выросший из наших легенд. Классно, что есть такая славянская традиция. Но мы работаем скорее со стереотипами. Так было в «Человеке, которых удивил всех», и так мы сделали в «Колл-центре». Например, интересно поработать с темой ксенофобии, поэтому мы осознанно вводили девушку из Средней Азии и мужчину с Кавказа в славянскую команду колл-центра. Чтобы все участники были вместе и стало понятно, что они равны. Особенно когда голые. Что им делить?

А.Ч.: На любую аудиторию действует страх физической боли. На нем строится большинство фильмов ужасов. Но если бы мы использовали только этот рычаг, получилось бы скучно. Мы постарались вложить в сюжет как можно больше душевной боли персонажей, и она иногда гораздо сильнее физической. Что касается «пугалок», то мы старались их базировать на актуальных для современных людей, живущих в России, темах.

Режиссеры и сценаристы Алексей Чупов и Наталья Меркулова перед премьерой фильма режиссёра Клима Шипенко «Текст» в Москве

Режиссеры и сценаристы Алексей Чупов и Наталья Меркулова перед премьерой фильма режиссера Клима Шипенко «Текст» в Москве

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Когда смотришь сериал, такое ощущение, что авторы идут прямо по информационной повестке оппозиционного издания: Турция, Сирия, торговля органами, коррупция, БДСМ, религиозные фанатики, киднеппинг…

Н.М.: Конечно, мы бывшие журналисты-«новостийщики». Я, например, ушла из профессии, потому что мне стало понятно, что этой профессии не стало. Сидеть и переписывать чужие пресс-релизы было неинтересно. Кино дает возможность прожить несколько жизней разом. Там смотришь вниз — бездна, смотришь вверх — тоже бездна. Ни потолка нет, ни пола. Такая профессия мне подходит. А когда у тебя есть шанс использовать что-то из современной, пульсирующей жизни, это очень соблазнительно.

А.Ч.: Кроме того, это дает еще и правдоподобие. Часто смотришь сериалы, особенно российские, и не веришь им. Потому что не понимаешь, где это всё происходит, потому что такого не бывает. А актуальная тема тебе говорит: это происходит здесь и сейчас. Этим пользуются и «Карточный домик», и «Родина», и куча других сериалов.

— Вы словно перебираете актуальную тематику, пока не найдется что-то, что точно зацепит зрителя. У нас ведь очень просто: многим неинтересно про харассмент, потому что он их не коснулся и не коснется.

Н.М.: Секундочку, а кого он не коснулся?

Режиссеры и сценаристы Наташа Меркулова и Алексей Чупов на пресс-конференции, посвященной проведению 2-го Международного зрительского фестиваля авторского кино

Режиссеры и сценаристы Наташа Меркулова и Алексей Чупов на пресс-конференции, посвященной проведению 2-го Международного зрительского фестиваля авторского кино

Фото: ТАСС/Гавриил Григоров

— Ну, фермеров каких-нибудь. Какой там харассмент?

Н.М.: Да нет, вот там он как раз вовсю процветает! Фермеры — это как раз группа риска. Там можно унижать друг друга и вообще делать что угодно. Это же герметичное общество, как только вы туда попадаете, сразу обнаруживается иерархия. И становится понятно, кто кого психологически и физически насилует.

А.Ч.: Как в «Догвилле» того же фон Триера!

— Почему же все так по-разному реагируют на дела Харви Вайнштейна или Романа Полански?

Н.М.: Потому что все разные, и каждый по-своему со всем этим разбирается. Кто-то может публично выступить и сказать о том, что с ним происходило. И его никто не убедит, что Вайнштейн получил слишком большой срок. Теперь все знают, что если ты лезешь в трусы к другому человеку, не получив от него стопроцентного согласия, то имей в виду, что однажды ты тоже за это поплатишься. Мы же не знаем, сколько жертв Вайнштейна покончили с собой или много лет после его приставаний боялись мужчин.

А.Ч.: Вся эта история с #metoo — она не о Вайнштейне, а о том, что психологический ущерб наконец-то начал восприниматься миром всерьез. Он становится вровень с физическим и материальным. Это важный шаг в духовном развитии человечества.

Справка «Известий»

Наташа Меркулова и Алексей Чупов начинали свою деятельность как журналисты. Дебютировали в кино лентой «Интимные места», завоевавшей призы «Кинотавра». Их следующая лента «Человек, который удивил всех» представляла Россию на Венецианском фестивале. Авторы сценариев к блокбастеру «Салют-7» и франшизе «Гоголь».

Прямой эфир