Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Литве в 2025 году сменили связанные с Советским Союзом названия 19 улиц
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе

«Кризис может убить фестивально-концертную индустрию»

Глава Dance Open Екатерина Галанова — о рисках event-рынка, просветительских проектах и сердечной ноте
0
Фото: Ира Яковлева
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Балетный «сторителлинг», лекции за чаем, яркая коллаборация с YouTube-шоу «Хот Культур» и трансляции премьерных в России спектаклей ведущих трупп. Международный фестиваль балета Dance Open уходит в онлайн, но планирует живые встречи осенью. Об этом в интервью «Известиям» рассказала глава танцевального форума Екатерина Галанова.

— Вы уже определились с осенним офлайн-сезоном?

— С одной стороны, понятно, что стопроцентный прогноз даже на месяц вперед сегодня не может дать никто. С другой — все труппы, которые должны были приехать в Петербург в апреле, подтвердили готовность на осень. Сейчас мы определяемся по датам, бронируем площадки — все, которые подходят: в Петербурге выбор не такой большой, как в Москве. Одно могу сказать: будем «размазывать» XIX сезон по осеннему календарю, синхронизировать графики площадок и трупп — это сейчас самое сложное, будем перестраивать логистику с колес и делать всё возможное и невозможное, чтобы привезти в Петербург эту невероятную программу.

А сейчас искусство должно взять офлайн-паузу. Главная ценность — человеческая жизнь, и рисковать ею ни у кого нет права. Я очень хочу, чтобы мы пережили это непростое время и как можно скорее вернулись к нормальной жизни.

— Бизнесу трудно будет вернуться?

— Это отдельная боль и печаль. В Петербурге мы годами шли к тому, чтобы по опыту европейских столиц превратить культуру в градообразующую отрасль. И совместными усилиями бизнес и власть многого добились. Посмотрите на наш культурный календарь: в Петербурге — даже если не брать высокий сезон — проходит много масштабных, брендовых, ярких событий: они привлекают гостей из России и из-за рубежа и делают наш город по-настоящему мировым центром событийного туризма.

Кризис, который сейчас еще только набирает темп, конечно, скажется на многих, но фестивально-концертную индустрию и event-рынок он может просто убить. Ведь деятельность таких компаний не финансируется государством: бюджетные средства выделяются только на конкретные мероприятия, особо значимые для культурного имиджа Петербурга и страны в целом. А если все события отменены и организовывать нечего, то, значит, и оборотных средств у участников event-рынка нет, и зарплаты людям платить нечем, и не на что выживать, и нет будущего.

Вот и получается, что если государство нас сейчас не поддержит, то потом, когда всё закончится, на восстановление event-индустрии потребуются годы или даже десятки лет.

— Каковы главные риски?

— Мы можем растерять не только технологии, для развития которых нужны ресурсы, но и самое ценное — профессиональные связи между собой и штучных специалистов, которым придется переквалифицироваться в кого угодно, лишь бы прокормить своих детей.

Петербургское event-сообщество уже обратилось к председателю правительства РФ господину Мишустину с просьбой о поддержке, в которую входит целый комплекс мер: это в том числе и налоговые послабления, и госгарантии по реструктуризации кредитов, и выделение субсидий для частичной компенсации убытков отрасли, и введение банковских каникул по уплате ипотеки физическими лицами, и многое другое. Очень надеемся, что нас услышат, и, судя по тому, какие решения принимаются сегодня, уже слышат.

— Чем занимается сейчас команда Dance Open?

— Команда Dance Open — это неугомонная творческая секта. И хотя сейчас, мы, как и вся страна, живем на удаленке, креатив не останавливается ни на минуту. Как и многие театры мира, уходим в Сеть. И с 14 апреля — даты старта XIX сезона, который пришлось перенести, — представляем онлайн-марафон Dance Open.

Краткий спойлер: мы замахнулись на создание большого серьезного просветительского проекта на нашем сайте — надеюсь, что он будет расти, развиваться и со временем превратится в своего рода энциклопедию связей мирового танца. В партнерстве с «Фонтанка.ру» готовим симпатичный и увлекательный балетный «сторителлинг». Будут лекции за чаем и яркая коллаборация с популярной программой «Хот Культур». Планируем трансляции премьерных в России спектаклей Балета Дортмунда и NDT. Покажем аншлаговые спектакли российских театров, которые уже привозили на фестиваль. Ну и самых взыскательных балетоманов ждет особый сюрприз: «Золотая коллекция» гала Dance Open в трех сериях по 50 минут.

— Что с билетами на спектакли?

Как только стало понятно, что Dance Open переносится, мы запустили процедуру возврата денег за билеты. Это было очень важно для зрителей, а значит, и для нас стало задачей номер один — приоритетной и безотлагательной. Сейчас самое главное, чтобы у людей были деньги на еду и лекарства, и мы сочли, что любая отсрочка типа «ваучеров» — плохая идея: зрителям надо вернуть живые деньги, чтобы они могли потратить их на самое необходимое. За неполные две рабочие недели мы осуществили примерно 70% возвратов билетов тем, кто приобрел их на нашем сайте. С первого же объявленного правительством рабочего дня мы возобновим возврат денег всем, кто купил билеты в кассе фестиваля за наличный расчет.

Конечно, мы в абсолютном убытке, и точно могу сказать: «осенний марафон» пройдет вообще без рекламы. У нас попросту нет на нее денег. Поэтому, пользуясь случаем, хочу попросить наших зрителей: друзья, подписывайтесь на Dance Open в социальных сетях, следите за объявлениями об открытии продаж на осень и, если хотите и можете помочь фестивалю, покупайте билеты и приходите смотреть спектакли.

— Слышала, что фаворит осенней программы — по-прежнему «Сон в летнюю ночь». У Александра Экмана и Уильяма Шекспира очень разные «сны». Можно ли зрителю, который любит Шекспира, идти на «Сон» Экмана?

— Те, кто любит Шекспира, тоже очень разные. Спектакли XIX сезона вообще не для консерваторов. Это удовольствие для тех, кто открыл свое сознание, широко мыслит, готов к новому, к экспериментам, к радикальному, яркому, невозможному, нестандартному. «Сны» Экмана и Шекспира и правда не связывает ничего, кроме названия и настроения праздника. Экман работает с воображением, с тонкими мирами, со скандинавским эпосом и магией — сюжет здесь не главное. Сценография — не фон, а, так же как и танец, полноценный действующий персонаж. Когда они сливаются воедино, рождается настолько ощутимая и плотная эмоция, что ее можно увидеть и потрогать руками. Теперь День летнего солнцестояния, праздник, когда всё возможно и сбываются любые желания, переносится на осень. Что ж, у нас есть время на подготовку.

Компания Tie Break — еще один эксперимент фестиваля. Уличная акробатика, джазовый мюзикл, сатирическая пантомима — острее некуда. Это потрясающие ребята. Там есть и брейк, и хип-хоп, они вертятся на голове, на пупе, на чем угодно. Однако хорошо их выступление не только высочайшей техникой уличного танца (хотя она и сразила самые консервативные сцены мира), но и прекрасно оформленной идеей, настроенческой джазовой музыкой. Трюкачество и форма исполнения в их случае — всего лишь прием, способ воплощения образа, но не единственное, за что их можно полюбить. В целом они о том же: жизнь слишком прекрасна, чтобы упустить шанс стать счастливыми здесь и сейчас.

— На другом полюсе афиши расположился Национальный балет Нидерландов, который все-таки привезет постановки Джорджа Баланчина и Ханса Ван Манена. Как будет выглядеть абсолютная неоклассика в контексте суперсовременных работ?

— Она прекрасно туда впишется. В этой программе еще и Уильям Форсайт. И я бы пошла на этот вечер не только потому, что люблю всех троих хореографов и эту труппу. В истории танца от Баланчина к Ван Манену и Форсайту сложилась особая музыкальная линия — шедевров бессюжетного балета. Здорово, что зритель сможет сравнить почерк великих мастеров, их манеру рисовать танец прямо по музыке — очень разной, но всегда идеальной для попадания в сердечную ноту. Этот вечер — для самых погруженных балетоманов.

— На сюжетные и бессюжетные балеты ходит один и тот же зритель? Или те, кто любит историю, и те, кто любит просто танец, в разных потоках?

— Есть зрители, которые легко перенастраиваются и с удовольствием ходят и туда, и туда. Для них одинаково интересны и сюжетный спектакль, который может рассказать историю, и танец-состояние, в котором главное — образы, аллюзии и фантазии на тему. Ведь в разные моменты человеку хочется читать разные книги — это работает так же. Сегодня мы проживаем плотную нарративную историю с массой событий и персонажей, переживаем за них, додумываем их судьбы, примеряем их маски на себя, а завтра — погружаемся в эмоциональный поток, в чистую эстетику и стилистику языка, наслаждаемся почерком автора. И нам только кажется, что содержания нет, просто оно там другое.

— У драмбалета есть шансы снова завоевать аудиторию? В Советском Союзе он был очень популярен.

— Очень люблю советский период драмбалета. У Леонида Лавровского был прекрасный спектакль «Ромео и Джульетта», мой любимый. Мне нравится «Пламя Парижа» Вайнонена. Потрясающие балеты «Спартак» и «Иван Грозный» Юрия Николаевича Григоровича. Словом, нам есть чем гордиться, но создать полноценный, захватывающий, не старомодный драмбалет — задача трудная. Нужен высочайший уровень постановки и исполнения, чтобы сейчас спектакль смотрелся современно.

— Как вы представляете себе своего зрителя? Социальное положение, образование, возраст?

— У нас очень разный зритель — и по театральным вкусам, и по финансовым возможностям. Именно поэтому всегда очень разноплановая программа спектаклей и дифференцированная «распоясовка» по билетам. Конечно, самые дешевые разлетаются в первые часы продаж, но стоят они не намного дороже билетов в хороший кинотеатр. За годы работы мы собрали базу постоянных зрителей, для которых действует программа лояльности. Члены «Клуба друзей Dance Open» всегда получают афишу спектаклей чуть раньше открытия продаж и имеют возможность первыми приобрести билеты на спектакли.

В театр приходит больше молодежи, и это радует, но мы счастливы видеть всех и надеемся, что никто не уйдет обиженным.

— Когда станут известны участники гала-концерта и международной балетной премии?

— Как всегда, в последний момент. Были годы, когда о звездах гала-концерта зритель узнавал, открыв программку. Теперь, я думаю, это случится ближе к декабрю.

— Эта ситуация запланирована? Зритель ведь любит знать, на кого он идет.

— Это всегда так: программа гала утверждается до последнего момента. Иногда мы понимаем, что хотим еще кого-то пригласить, а иногда кто-то сообщает о травме и нужна замена… Это живая история.

И мне кажется, что у нас честная позиция: в гала гарантированно танцуют только первые солисты, звезды самых знаменитых балетных сцен и коллективов на пике формы и карьеры. В программе есть и классика — куда же без «Корсаров» с «Дон Кихотами» — и современные номера уровня шедевров. Они случаются не каждый год, но каждый год у нас есть выбор. В этом сезоне специально для гала Юрий Посохов ставит номер на музыку Свиридова, а исполнит его Лючия Лакарра. Для Dance Open создает новую композицию Кшиштоф Пастор. С мировой премьерой выступят солисты Национального балета Испании. Уверена, что всё состоится, мы всё переживем и вернемся в театр, к нормальной жизни — еще более сильными, мудрыми и любящими.

Справка «Известий»

За почти 20-летнюю историю фестиваля Dance Open в Санкт-Петербурге выступили ведущие хореографические бренды мира, в том числе Балет Цюриха и Балет Дортмунда, Балет Монте-Карло и Балет Женевы, а также лучшие российские труппы во главе с танцовщиками Большого театра. В гала Dance Open участвовали свыше 200 солистов, представляющих 33 труппы из 26 стран мира.

Читайте также
Прямой эфир