Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Мир
В США сообщили о предварительных консультациях с Украиной до пуска «Орешника»
Мир
Захарова указала на неудачу Запада в попытке задушить РФ санкциями
Политика
Пушилин назвал пуск БРСД «Орешник» адекватным ответом на агрессию против РФ
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Мир
В США не признали ответственность за эскалацию украинского конфликта
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
В Пентагоне подтвердили получение данных от России о планах испытать «Орешник»
Мир
Военный эксперт объяснил нанесение удара по заводу «Южмаш»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Марина Влади считает, что наследие Высоцкого должно принадлежать России, она не понаслышке знает о жизни в коммуналке и уверена: сцена — наркотик. Об этом актриса рассказала «Известиям» по окончании кинофестиваля братьев Люмьер в Лионе, где была показана ретроспектива фильмов с ее участием.

— На фестивале показали шесть ваших картин, в том числе «Перед потопом» Андре Кайатта, «Королеву пчел» Марко Феррери, «Сюжет для небольшого рассказа» Сергея Юткевича. Какие чувства вы испытывали во время просмотров?

— Я была очень тронута. Фестиваль для меня смонтировал «визитную карточку», на которой в нескольких минутах запечатлена моя кинокарьера. Из 80 лент выбрали лучшие кадры, начиная с первой, «Весенней грозы», где мне было 10 лет. В Лионе я представляла каждый фильм, встречалась с публикой, проводила мастер-класс.

— Вы дебютировали во Франции лентой «Перед потопом»?

— Да. До этого я снималась только в Италии — в 10 или 12 картинах, в том числе в двух с Марчелло Мастроянни — «Черные перья» и «Дни любви». За роль в ленте «Перед потопом» я получила премию Сюзанны Бьянкетти как лучшая молодая актриса года. Фильм показали на Каннском фестивале, а поскольку он был запрещен детям до 16, меня, 15-летнюю, не пустили на просмотр.

Кадр из фильма «Перед потопом» 1954 год

Кадр из фильма «Перед потопом», 1954 год. Марина Влади (крайняя справа)

Фото: commons.wikimedia.org

— «Сюжет для небольшого рассказа» вышел на советские экраны полвека назад, в 1969 году. В нем участвовали многие наши звезды: Николай Гринько, Ия Саввина, Юрий Яковлев, Ролан Быков, Евгений Лебедев. Вы сыграли роль чеховской возлюбленной Лики Мизиновой. Как вы попали в эту картину?

— На моем первом Каннском фестивале режиссер картины Сергей Юткевич входил в состав жюри. Он сказал, что непременно предложит мне роль. Это был обычный фестивальный разговор, о котором я сразу забыла. Но в один прекрасный день получила сценарий «Сюжета…» и предложение сыграть в этом фильме. О такой роли я, которая обожала Чехова, могла только мечтать. У меня, правда, возникли сомнения — тогда я неважно говорила по-русски. Но, разумеется, быстро согласилась: отправилась в Москву с мамой и сыновьями.

— Не трудно было найти общий язык с русскими актерами?

— Никаких проблем не возникло. Николай Гринько, игравший Чехова, был удивительным артистом: добрым, очаровательным и остроумным. Мы с ним много смеялись. Можно сказать, что у нас сложилась актерская семья. Сам Юткевич — человек интеллигентный, доброжелательный, обходительный. Финансовые возможности для съемок были неограниченными.

— В Москве вы тогда чувствовали себя звездой?

Почувствовала себя звездой еще в 1959 году, когда приехала на первую Неделю французского кино. На улицах встречали сотни девчонок, которые, как две капли воды, были похожи на мою Колдунью (речь идет о героине одноименного фильма режиссера Андре Мишеля, показанного в СССР. — «Известия»). Они ходили за мной по пятам, обнимали меня и целовали. В этом обожании многое было связано и с тем, что они видели во мне свою, русскую. Мне кажется, что эта картина, в которой я играю чистое душой и телом существо, настоящее дитя природы, совершенно не стареет.

— Отличалась ли атмосфера на съемочной площадке в Советском Союзе от той, к которой вы привыкли во Франции или в Италии?

— В плане работы всё везде обстояло одинаково. Но параллельно у меня шла личная жизнь — я встречалась с Высоцким. Мы стали жить вместе после съемок сцены, где Лика возвращается в Ялту и они с Антоном Павловичем вспоминают прошлое. Так что Чехов нам помог.

— В середине 1980-х годов вы появились в телесериале «В поисках капитана Гранта», где сыграли роль писательницы Марко Вовчок…

— Всего в одной сцене — чтобы сделать приятное Сергею Говорухину, который снимал этот фильм.

— В Лионе показали также ленту Марты Месарош «Их двое», где вы снялись с Высоцким. Ни один из других ваших совместных проектов так и не состоялся?

— Это единственная картина, где мы вместе. У нас было много предложений, но все картины запретили. Не хотели давать Высоцкому пьедестал в виде главной роли, да еще в ленте с моим участием. Мы уже делали пробы для «Емельяна Пугачева» (Влади должна была сыграть Екатерину II, Высоцкий — заглавную роль. — «Известия»), но всё пошло насмарку. В последний момент нам сказали нет. Мы надеялись вместе выступить в спектаклях — снова не разрешили.

Владимир Высоцкий и Марина Влади, 1977 год

Владимир Высоцкий и Марина Влади, 1977 год

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

— Несколько лет назад на страницах «Известий» вы осудили фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». С тех пор ваше отношение к нему не изменилось?

Для меня это по-прежнему ужасный фильм, унизительный для памяти Володи, которого превратили в наркомана и к тому же в идиота. Частично он оскорбляет и меня, но это не имеет никакого значения. Володя всю жизнь безумно много работал, но порой срывался. Всё было сделано только для того, чтобы устроить шумиху, привлечь внимание и заработать.

— На парижском аукционе, на котором вы распродали вашу коллекцию и личные вещи, последний автограф Высоцкого ушел за €200 тыс. Тогда вас обвинили чуть ли не в предательстве памяти великого поэта.

Автограф, к счастью, купили русские для Музея Высоцкого в Екатеринбурге, созданном с огромной любовью. Там воссоздана комната в петербургском отеле, где мы жили, стоит «Мерседес», который я привезла из Германии… На этом аукционе я продала свои картины, скульптуры, книги, а собственно Володиных вещей там было всего три или четыре плюс его фотографии. Его посмертную маску я снимала своими руками. Мне нужны были деньги, потому что у меня самая низкая пенсия из всех возможных во Франции — около €1,2 тыс. Все, кто писал, что я тем самым продала свою душу, пусть убираются куда подальше.

— Что-то у вас осталось на память о Володе?

Одна его фотография в роли Галилея, которая висит в моей квартире. Всё остальное я давно отдала в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) — рукописи, фото, нашу переписку, которая станет доступной после моей смерти. Всё это должно принадлежать России.

Актер Владимир Высоцкий в роли Гамлета

Актер Владимир Высоцкий в роли Гамлета

Фото: РИА Новости/Мирослав Муразов

— Высоцкий гордился своим успехом, осознавал масштаб своего таланта?

— Володя видел, как его обожают, и понимал, что он гений. При этом оставался человеком очень скромным, добрым и великодушным.

— Он считал себя в первую очередь поэтом или актером?

— Поэтом. Даже когда пил и крушил всё в доме, он никогда не трогал своих рукописей. Его останавливало какое-то шестое чувство. Иосиф Бродский ценил его, называл большим поэтом. Другие были более сдержанны в его оценке. Советовали не рифмовать «кручу – торчу» (об этом Высоцкий написал известное стихотворение «Мой черный человек в костюме сером...». — «Известия»).

— Каким был ваш круг общения в Москве?

— Достаточно узким. Встречались с Беллой Ахмадулиной, с Васей Аксеновым, с Сашей Миттой. Иногда с друзьями ездили в Пицунду… Официально признанные поэты смотрели на нас свысока. Но Володя общался со всем народом. Сегодня его любят иначе, он превратился в идола, стал мифом. Меня больше всего удивляет и радует, что его обожает молодежь. Повсюду установили его памятники. Увидев их, он бы хохотал, как безумный.

— Говорят, что у вас не сложились отношения с главой Таганки Юрием Любимовым?

— Кто говорит? Есть люди, которые пишут про меня одни гадости. У нас с ним фактически не было отношений. Он сам выбирал людей, с которыми хотел общаться. Меня не выбрал, потому что я была женой Высоцкого. Но мы вместе часто его спасали. Друзьями не были, но я очень ценила Любимова и его театр. Видела, как он любит Высоцкого. Это Миша Шемякин рассказывал, что я, дескать, ревновала, потому что он был другом Володи.

— «Все жили вровень, скромно так: система коридорная, / На 38 комнаток всего одна уборная», — пел Высоцкий в «Балладе о детстве». Вам это знакомо?

Марина Влади и Владимир Высоцкий (второй справа) в день празднования десятилетнего юбилея театра на Таганке

Марина Влади и Владимир Высоцкий (второй справа) в день празднования десятилетнего юбилея театра на Таганке

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

— Коммуналки не застала, но в комнате площадью 9 кв. м мы прожили шесть лет. Так что прекрасно знаю эту «систему коридорную».

— Вы видели памятник вам и Высоцкому в Екатеринбурге?

— Видела, когда побывала в городе на гастролях со спектаклем, посвященном Володе. Я была поражена — памятник в бронзе стоит, а я еще не умерла. Правда, запечатлена не я, а актриса в роли Колдуньи. Это одновременно странно и трогательно — свидетельство любви к нам в России.

— В вашей квартире стоит небольшая скульптура, изображающая вас с Володей. Это приз «Декабристки XX века» с посвященной вам строчкой Высоцкого «12 лет я жив тобою». Откуда она?

Приз учредили в Челябинске в память о женах декабристов. Считаю, что я его заслужила, — все эти годы спасала Володю. Поэтому меня изобразили ангелом с крыльями, который его оберегает. Это, конечно, китч, но искренний.

— В одной из книг вы рассказывали, что во сне часто летали с Володей, взявшись за руки. Эти ночные полеты продолжаются?

— Постепенно всё уходит в прошлое. На будущий год исполнится 40 лет со дня смерти Володи. Хотя, кажется, что всё было вчера. Он иногда еще мне снится, но реже — из-за бессонницы я почти не сплю.

— Наверное, в его биографии не осталось белых пятен?

— Всё, что знала и хотела сказать, я написала в книге «Владимир, или Прерванный полет». Всю правду мне удалось рассказать потому, что я актриса, которая на сцене обнажает душу.

— Как случилось, что вся ваша театральная жизнь связана с Антоном Павловичем Чеховым?

— Я всегда любила его пьесы и рассказы. Еще девочками — мне было восемь лет, мы с сестрами обсуждали дома, кто кого из трех сестер будет играть. Страсти разгорались нешуточные — каждая хотела быть непременно Машей. Когда много позже ставили пьесу, режиссер Андре Барсак распределил роли. Я стала Ириной. Мечтала сыграть в «Чайке» Аркадину — эту сильную, властную женщину, которая, как девочка, умоляет своего любовника Тригорина не покидать ее. В свое время не сложилось. Сегодня для этой роли я, к сожалению, немножко стара.

— На фестивале в Лионе вы сказали, что вас всегда любила камера. Но разве она не всегда любит красивых и талантливых?

— Меня было легко снимать — с детства я была очень фотогенична, стремительна и подвижна. Потом я, можно сказать, родилась на сцене и в два с половиной года сыграла первую роль: на столе пела и танцевала.

— Случалось ли вам сомневаться в своем таланте?

— Конечно. Когда играешь в театре самые большие роли, нельзя не сомневаться. Другое дело — кино, где с тобой работает масса людей, и фильм собирают по кусочкам из эпизодов. А в театре в течение трех часов надо держать на коротком поводке этого «зверя» — публику. Ты видишь, что весь зал не в силах оторвать от тебя глаз. Это наркотик, адреналин, который всегда нужен актерам. В двух разных постановках я 300 раз выходила на сцену в роли Любови Андреевны Раневской. Чувствовала себя царицей.

— «Играй же на разрыв аорты!» — призывал Мандельштам. Вы так и делали?

— Играть на сцене не стоит, если себя целиком не отдавать. Счастье актрисы в том, чтобы оставаться на сцене до последнего дыхания… С моим первым мужем Робером Оссейном много лет назад мы играли в пьесе Робера Буасси «Юпитер». Турне было очень утомительным, мы дали около 140 спектаклей — каждый день в разных городах. Однажды на сцене у меня случился выкидыш, но я смогла закончить представление.

— Однажды вы сказали, что в жизни вам лучше всего удавалось замужество. А как же театр?

Я имела в виду, что мои четыре мужа были люди замечательные, каждый по-своему. К тому же все между собой дружили. Главным для меня была не карьера, а моя жизнь матери, жены, женщины. Иными словами, жизнь важнее искусства. Думаю, мне удалось и то, и другое. Надо иметь потрясающую энергию и мужество, чтобы воспитывать трех сыновей, заниматься мужьями, играть на сцене и в кино и пережить такие трагедии, как потерю всех сестер и мужей.

Актриса Марина Влади в сцене из моноспектакля «Владимир, или Прерванный полет»

Актриса Марина Влади в сцене из моноспектакля «Владимир, или Прерванный полет»

Фото: ТАСС/Куров Александр

— В интернете выложили давнишнюю телепередачу, посвященную выходу в свет книги «Бабушка», которую вы написали вместе с тремя сестрами. Вы вчетвером пели русские песни. Марину Влади — певицу — не забыли?

— Мы все были такие красивые, веселые, смешные. Играли «Трех сестер», выпускали пластинку с русскими песнями, вышла эта книга. Но на публике я больше не пою. Только дома с друзьями. На днях ко мне в гости приходили гитаристы и мой сын Петя, тоже гитарист. Мы пели всю ночь русские песни и, конечно, Володины. Сейчас я часто выступаю перед зрителями — читаю книги. Последнее мое выступление — публичное чтение известного романа Маргерит Дюрас «Любовник» в нормандском городке Трувиле, где она жила. Мне по-прежнему предлагают разные проекты, но пока я от всего отказываюсь.

— Вы продолжаете жить сегодняшним днем, следуя заповеди буддизма «здесь и сейчас»?

— Люблю простые радости жизни: вкусно поесть — сама готовлю, посидеть с друзьями, выпить, послушать хорошую музыку, побыть на природе…

Читайте также
Прямой эфир