Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«В самых простых вещах Высоцкого есть рок-н-ролльная закваска»
2017-12-07 12:34:16">
2017-12-07 12:34:16
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Достойно спеть песни Владимира Высоцкого — высшая исполнительская математика. В этом деле Александр Ф. Скляр демонстрирует необычный и тонкий подход. О своем новом альбоме «Оставайтесь, друзья, моряками», посвященном 80-летию со дня рождения выдающегося артиста, лидер группы «Ва-Банкъ» рассказал корреспонденту «Известий».

— Вы неоднократно упоминали Высоцкого в числе любимых авторов, но не уделяли его композициям такого внимания, как, скажем, песням Вертинского. Почему решили, что сейчас время пришло?

— Мне неожиданно подумалось, что Владимира Семеновича с нами нет уже 37 лет, а песни его мы продолжаем исполнять и, на мой взгляд, они никуда из нашей жизни не уходят. Мы жили в совершенно другой стране, и там Высоцкий занимал важнейшее место. Мы мальчишками заслушивались его песнями, и сейчас его слушают не меньше. Выходят всё новые сборники, в следующем году ему исполнилось бы 80 лет. Да это и представить себе невозможно!

Мне показалось, что это тот самый юбилей, под который можно и себя как-то подчистить, подровнять. От Высоцкого я отстаю ровно на 20 лет, у меня в следующем году юбилей — 60 лет. Хорошее такое сочетание — 80 и 60. Ну, а потом я подумал: что я хочу в таком альбоме спеть? Чтобы ответить себе на этот вопрос, мне захотелось всё снова послушать, и я обратился к коллекции домашних записей Высоцкого, сделанных Константином Мустафиди, и состоящей из 14 компакт-дисков. И снова эти песни поразили, но уже по-новому.

— Записи из коллекции Мустафиди — акустические. Вы же осуществили, на мой взгляд, первый значительный «инструментальный» подход со времен пластинок Высоцкого с оркестрами. Как возникла идея такого прочтения?

— Точно знал, что эту запись буду делать с «Ва-Банком» и с участием других моих любимых музыкантов. Это Николай Девлет-Кильдеев («Моральный Кодекс»), Михаил Клягин, Алексей Плюснин, Антон Хабибулин, Абелардо Альфонсо Лопес, Сергей Летов, Максим Пиганов. Они мне интересны и как музыканты самостоятельные, и как участники этого проекта. Постепенно родился корпус песен, к которому я стал нащупывать свои ключи.

Понимание того, как их надо аранжировать, как к какой песне подходить, приходило постепенно. Вначале я спел их просто под гитару, а на остальное ушла еще пара месяцев. Скажем, песню «В куски разлетелася корона», чтобы лучше донести ее текст, я решил замедлить и ритмически преобразовать. Раньше я ее не слышал и вообще при подготовке альбома открыл для себя много песен, которые когда-то прошли мимо меня.

— Вы нашли какие-то новые аранжировочные схемы, которые не могли быть реализованы при жизни Высоцкого?

— Так произошло с песней «Дайте собакам мяса», где я нашел мажоро-минорный ход, превративший песню в нечто совершенно иное. В песне «За меня невеста» при небольшом изменении мелодического рисунка удалось найти хоровую структуру, воплотившуюся в хор людей, оставшихся на воле. Всё это — внутренние якоря. Если за них точно уцепиться, они покажут ключ к новому прочтению.

Александр Ф. Скляр на церемонии вручения премии имени В.С. Высоцкого «Своя колея»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Думаю, что какие-то песни самому Высоцкому было бы приятно услышать именно в таком прочтении. Я не слышал концертные версии «В куски разлетелася корона» и «Гимна морю и горам», но мне показалось, что Высоцкий понимал, насколько круче они могли быть донесены до слушателя, если бы были сделаны оркестром. Многие из песен, записанные Высоцким с оркестром под управлением Гараняна, увидели свет только потому, что в те годы прошли худсовет фирмы «Мелодия».

Автор цитаты

Мне, как музыканту, понятно, что сам Высоцкий в этих аранжировках не принимал никакого участия и вряд ли они с Гараняном сидели, как мы с моим другом — пианистом Александром Белоносовым, и спорили над методами подхода. Кстати, Саша эту ситуацию сформулировал: «Вот так звучал бы Высоцкий, если бы вокруг него были рок-музыканты и им разрешили это сделать».

— То есть мы опять приходим к тому, что Высоцкий был первым советским рокером?

— Не совсем. Дело в том, что даже в самых простых вещах Высоцкого есть рок-н-ролльная закваска, «роковая» базисная составляющая. Высоцкий как музыкант и поэт начинался в начале 1960-х, то есть существовал в их ритмах. В мире зарождался рок-н-ролл, гремел Чак Берри, и не уловить этот космический ритм планеты он точно не мог.

Автор цитаты

Взять хотя бы «Правда ведь обидно» — дань моему детскому впечатлению от знакомства с Высоцким (тогда наиболее популярными были именно песни из «блатного» цикла) — и исполнить ее так, как бы сделал это Чак Берри.

Максимально точно такую подачу смог передать Михаил Клягин, владеющий этим стилем. Отсюда на альбоме парадоксальное звучание всем нам давно известной песни.

— Почему в названии альбома вы используете морскую тематику?

— Довольно много тем в выбранных песнях связано с морем. К тому же Высоцкий через этот образ выходил на самые главные для него вопросы: дружбы, предательства, достоинства, пути поэта, музыканта и артиста. На мой взгляд, песня «Белое безмолвие» — в некотором смысле заявление о том, как Высоцкий вообще мыслит прожить свою жизнь. Вспомните строчку «Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья». Если в «Я не люблю» это сказано простым и доступным языком, то в «Белом безмолвии» четко унесено в метафизику и выведено как жизненная программа.

— В «Давно смолкли залпы орудий» с вами дуэтом поет Дмитрий Харатьян. С его помощью вам хотелось придать песне романтически-гардемаринную ноту?

— Мы с Димой за последние годы по-человечески прониклись друг к другу симпатией и поняли, что какие-то моменты для нас одинаково важны. Эта песня о дружбе и достоинстве, и мне показалось, что Дима своим исполнением внесет необходимую долю искренности, без которой посыл песни не будет воспринят должным образом.

Актеры Екатерина Гусева и Дмитрий Харатьян на церемонии вручения премии имени В.С. Высоцкого «Своя колея»

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Ведяшкин

Автор цитаты

Понимаете, когда отбираешь песни Высоцкого, возникают свои ассоциативные ряды, все эти песни пропускаешь через себя. Нужно мыслить категориями своей жизни, иначе постичь и уж тем более спеть Высоцкого не получится.

Так что на Харатьяна я вышел при помощи каких-то ассоциативных связей.

— Можете ли вы привести примеры наиболее удачного, на ваш взгляд, исполнения песен Высоцкого?

— Все, что на «Странных скачках» (сборник-трибьют Высоцкого, 1996. — «Известия»), было всеми нами сделано хорошо, искренне, пускай и немного наивно. Юра Шевчук тогда нас всех собрал, ни в чем творчески не ограничивал, а поступил как хороший, мудрый, толковый организатор. Мне нравится, как поет Катя Гусева, поймавшая тонкую интонацию. Нравится подход Александра Маршала. Высоцкого поют очень многие, но очень важно понимать, зачем ты это делаешь. Уверен ли ты, что соответствуешь его калибру.

— Вы могли бы одной фразой обозначить общую идею альбома?

— Безусловно. Я думаю, что это альбом о свободе. «Мне вчера дали свободу. Что я с ней буду делать». Вот это и есть ключ к альбому.

Справка «Известий»

Александр Ф. Скляр в 1979 окончил факультет международных экономических отношений МГИМО. Оставив карьеру дипломата, играл в группе «Центр». В 1986 году организовал группу «Ва-Банкъ», в составе которой выпустил 16 альбомов. Автор 12 сольных пластинок. Создатель альтернативного молодежного движения «Учитесь плавать», радио- и телеведущий. Заслуженный артист Российской Федерации. Песни Высоцкого ранее исполнял в составе дружеского дуэта «Боцман и Бродяга» (1995) с Гариком Сукачевым, на сборнике «Странные скачки» (1996) и в рамках проекта «Цыганский рок-н-ролл» (1996).