Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного мира» в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

По осени посчитаем

Финансовый аналитик Алексей Коренев — о том, когда начнут расти реальные доходы населения
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Недавно Минэкономразвития пересмотрело свои ожидания по росту реальных доходов населения. Если раньше ведомство предполагало, что этот показатель вырастет на 1%, то теперь — на 0,1%. Давайте разберемся, почему произошло такое резкое ухудшение прогноза.

Ситуация в экономике страны пока не меняется к лучшему. Кратковременное улучшение некоторых макроэкономических показателей чаще всего выступает следствием влияния внешних и весьма краткосрочных воздействий.

Происходящее уже вызвало беспокойство президента Владимира Путина, который на совещании с кабмином потребовал предпринять конкретные шаги для повышения доходов граждан и «придания более устойчивой динамики роста самой экономике».

Тот факт, что инфляция снижается более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее, — не следствие общего улучшения ситуации в стране или показатель высокого качества работы соответствующих министерств и ведомств. Сокращение темпов роста индекса потребительских цен вызвано сжатием потребрынка — россияне вынуждены «затягивать пояса», смещать покупательские приоритеты в эконом-сегмент. Всё это ведет к тому, что производители и продавцы товаров (и услуг) физически не могут позволить себе повышать цены — иначе они просто не смогут реализовать свой товар. Вот инфляция и падает ускоренными темпами.

Более того, значительная доля инфляционной составляющей (около двух третей) приходится не на монетарную инфляцию, которая может хоть как-то управляться Банком России посредством регулирования процентных ставок, объемов ликвидности и так далее, а выступает «инфляцией издержек». А эта часть роста цен простым механизмам воздействия на нее не подчиняется.

Честно говоря, вообще непонятно, откуда взялся такой оптимизм ранее, когда Минэкономразвития прогнозировало рост реальных располагаемых доходов населения на 1%. Никаких фактических оснований для этого не было. Технический рост прошлого года, когда в результате корректировки методик подсчета Росстата темпы увеличения доходов населения вышли по итогам года из отрицательной области и составили микроскопические 0,1%, не должны вводить в заблуждение. Рост налоговой нагрузки (а в этом году, напомню, был повышен НДС, введен ряд новых и увеличены несколько ранее действовавших акцизов) оказал крайне негативное влияние и на экономику в целом, и на потребительский сектор в частности.

Заявления регулятора о том, что влияние повышения НДС было полностью исчерпано за первые два месяца этого года, выглядит не совсем убедительно — производственный цикл большинства перерабатывающих предприятий, да и ритейла существенно превышает этот срок. Так что поднявшийся до 20% НДС еще долго будет негативным образом присутствовать в цене каждого товара и услуги.

Так что пересмотр Минэкономразвития своих первоначальных прогнозов носит вполне обоснованный характер. И, честно говоря, лучше уж сразу пересмотреть, признавшись, что мы не в силах достигнуть заявленных целей, чем потом выкручиваться или корректировать «неудобные» цифры. Что касается фактического положения дел, то многое, конечно, будет зависеть от того, как ситуация сложится осенью. III и IV кварталы для российской экономики традиционно более сложные, чем первое полугодие. К тому же сейчас ухудшается и общемировая конъюнктура, что тоже неизбежно скажется на макроэкономических показателях России по итогам года.

Пока единственный показатель, по которому мы выглядим действительно хорошо, — это темпы инфляции. Но про них мы говорили выше. Да и сезонный фактор дает о себе знать — дешевые овощи и фрукты свежего урожая заметно влияют на стоимость потребительской корзины. Так что корректировки Минэка стоит рассматривать как уместные и даже относящиеся к «умеренно-позитивному» сценарию развития событий.

Решить проблему низких доходов каким-то одним действием, волевым решением невозможно. Слишком глубоки у нее корни. Необходимо улучшить обрабатывающие производства, существенно увеличить количество и долю предприятий с высоким уровнем производительности, генерирующих добавленную стоимость. Также необходим рост числа частных компаний, для которых будут пересмотрены условия ведения бизнеса. А для этого надо существенно модернизировать судебную и правовую системы, обеспечить защиту капиталов и частной собственности, дать в разы больше преференций малому и среднему бизнесу, снизив для него налоги и убрав административные барьеры. Только после того, как будет улучшен бизнес-климат в государстве, начнут расти и доходы.

Автор — финансовый аналитик

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир