Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Лариса Лужина предпочитает советских актеров современным, не возражает против повышения пенсионного возраста и считает, что зрителю испортили вкус. Об этом народная артистка РСФСР, которой 4 марта исполнилось 80 лет, рассказала «Известиям». Поздравив юбиляршу, обозреватель газеты не могла не задать вопрос о Владимире Высоцком, дружба Ларисы Лужиной с которым породила множество слухов.

Вас очень часто спрашивают про Владимира Высоцкого. Не устали от этого?

— Конечно, устала, потому что одни и те же вопросы. Всем интересно, а был ли у меня с ним роман. Не было у меня романа, не было! Я уж думаю: «Ну хоть бы был, может, тогда не пришлось бы оправдываться».

С моим мужем — оператором Алексеем Чардыниным — они познакомились еще будучи студентами. Как-то Высоцкий приехал к ребятам в общежитие ВГИКа. Что-то у них с Лешей произошло, и они подрались. Не то чтобы сильно, но отношения в туалете выясняли. После этого вышли обнявшись и стали друзьями на всю жизнь. У них была своя компания ­— Володарский, Высоцкий и Чардынин. Я же при встрече с Володей только здоровалась.

Дружеские отношения у меня с ним сложились уже на съемках «Вертикали» у Станислава Говорухина. Высоцкий после этой картины часто приходил к нам в гости. Но как познакомился с Мариной Влади, наши пути разошлись. Отдаление произошло еще и потому, что я разошлась с Лешей. Высоцкий был преданным другом. Он продолжил дружить с Чардыниным, а я как бы в стороне оказалась.

— Вы были отчаянной актрисой, без страховки снимались в «Вертикали»?

— Я играла спортивного врача. По сценарию от меня не требовалось забираться на вершину Чегета. Но мы были молодые, бесшабашные, и казалось, что раз уж попали в горы, надо всё испробовать. Ну и пошли на восхождение. По сюжету четверо героев идут в связке на вершину. Снимали это с вертолета.

— И вы были без страховки?

— В горах спортивная страховка, не такая, как в цирке. На вершину идут по двое в связке, чтобы в случае, если один сорвется, другой мог его удержать.

— Как вам кажется, почему эта картина до сих пор популярна?

— Благодаря Высоцкому и его песням. Говорухин работал на Одесской киностудии, и там оказался этот сценарий. Его надо было срочно использовать, план студия должна выполнять. А Станиславу Сергеевичу нужно было снимать дипломную работу, вот он и взялся. Кроме того, он имел второй разряд по альпинизму. И для съемок привлек друзей, известных в СССР альпинистов. Они помогали нам в горах. А в самых опасных местах дублировали актеров. Например, перепрыгивали через трещины. Без подготовки такой трюк сделать невозможно. Да и сам Говорухин иногда выступал в качестве дублера.

— Сейчас много обсуждают пенсионную реформу. Что вы думаете об увеличении пенсионного возраста?

— Я готова работать до конца, пока хожу, мыслю, говорю, есть желание и есть работа. Самое главное — быть востребованной, пускай это будет и в 60, и в 70, и в 80 лет.

После 55 лет все рвутся на пенсию, но не понимают, что уйдут и на свою должность, в свою профессию больше не вернутся, к сожалению. А что пенсия? Месяц посидел дома — и всё, снова хочется работать. К тому же пенсия маленькая, не наотдыхаешься, значит, всё равно приходится подрабатывать. Поэтому уж лучше оставлять на пять лет человека в своей профессии, чем, например, хорошему экономисту идти подрабатывать дежурным в метро или охранником. Для меня 55 или 60 — разницы нет. Я как работала, так и работаю: концерты, встречи, иногда съемки.

— Кино в вашей жизни стало меньше?

— В художественных фильмах уже давно не снималась, только в сериалах. А в последние три года у меня вообще нет ничего на экране.

— Почему?

— Не приглашают. Сейчас нужно иметь агента, чтобы тебя раскручивали, везде толкали. У меня его нет, как у многих бывших советских актеров. Поэтому мы и просиживаем. Я не умею бороться за себя. Мы к этому не привыкли. А теперь нужно быть настырным, ходить на все кастинги, знать, где что начинают снимать, идти кланяться со словами: «Попробуйте меня, пожалуйста». Я же не буду этого делать. Этим может заниматься агент, но…

— В последнее время некоторые советские актрисы стали рассказывать о случаях, когда режиссеры закрывали им путь из-за отказа в личном внимании. Вы сталкивались с неприличными предложениями кинематографистов?

— Может быть, у кого-то такое и было. У меня — нет. Мне никто не говорил, мол, если будешь со мной, получишь главную роль. Всё шло само собой. Снималась, но не через диван, к счастью.

— Сейчас другие времена. Можно создать о себе миф в соцсетях, и вот ты уже звезда.

— Да, выставляй свою физиономию в интернет — и тебя будут знать все. Я не умею этого делать, хотя у меня есть Instagram. Завела как-то, но не понимаю, как им пользоваться. Нажала на фотографию, вдруг мне посыпались какие-то отзывы. Нравится кому-то фотография — ну и что толку? Боже мой, лучше бы и не делала этого. Поражаюсь, как люди могут столько времени тратить на смартфон. Ходят, уткнувшись в него. Как-то друзья пригласили меня на концерт. И вот вижу в зале одного известного человека, который сидит весь вечер в своем телефоне. Зачем же ты пришел сюда? Это элементарное неуважение.

— Вы пережили блокаду Ленинграда. А как вы оцениваете современные фильмы о войне?

У тех, кто воевал, картины совершенно другие, и сравнивать их с сегодняшними не стоит. Чувствуется, когда это переносится на экран людьми, не видевшими войну. Все будто хорошо играют, может быть, где-то неправильно форма застегнута или еще что-то, но я не очень на это обращаю внимание. А вот лица, глаза у актеров другие и жизнь в кадре другая. И всё вроде правильно, но чего-то не хватает. Наверное, не достает сердечности, душевности. Бывает ощущение, что ряженые на экране.

— Может быть, все-таки дело в деталях, в тех же костюмах?

— Сейчас костюмы «фактурят»: мнут, втирают пыль. В наше время тоже так делали. Но в основном были настоящие, уже поношенные, списанные из армии гимнастерки.

Может, это нам так кажется, что чего-то в кино не хватает, а сегодняшнему поколению всё нормально. «Тихий Дон» Сергея Урсуляка они воспринимают, а я нет. Для меня «Тихий Дон» — это картина Сергея Герасимова, и другого воплощения этой истории я не признаю. Другого Мелехова, кроме Петра Глебова, не вижу, другой Аксиньи, кроме Элины Быстрицкой, не знаю.

— А что не так с актерами в сериале Урсуляка?

— Мне кажется, что те советские актеры были в два раза выше ростом. Вы видели актера Евгения Ткачука, игравшего Мелехова у Урсуляка? А Петр Петрович Глебов какой был — глыба! А какая там Людмила Хитяева! Увидишь — не забудешь. Казачка! А что сейчас? Никого не запомнила из нового «Тихого Дона». Мимо меня прошли эти лица.

Лариса Лужина

Лариса Лужина

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

— Как считаете, зрители стали меньше разбираться в кино?

— Зрителю испортили вкус дешевыми американскими картинами. Когда открылся железный занавес, поток фильмов самого низкого качества хлынул на наши экраны. Как в сточную яму, нам спускали всё самое гнусное. Но нам всё было интересно, всё впервые. Мчались смотреть эти вестерны, блокбастеры, ужасы. На плохом кино воспитали людей, и уже хороший фильм, даже американский, они не воспринимают.

— Какой совет ваших педагогов Тамары Макаровой и Сергея Герасимова вы чаще всего вспоминаете?

— Сергей Аполлинариевич Герасимов всегда говорил: «Читайте больше хорошей литературы. Любите и учите классиков: Пушкина, Тургенева, Лермонтова». Он сам очень хорошо читал стихи, много знал наизусть. А еще говорил: «Не забивайте свои головы, а развивайте их».

А Тамара Федоровна пыталась нам привить манеры и правила хорошего тона. Она рассказывала, как себя держать в обществе, советовала, как одеваться. Тамара Макарова всегда была элегантна, красива, аристократична. Мы этому у нее учились. Наши педагоги многое нам дали не только в профессии, но и в жизни.

— Несмотря на возраст, вы сохраняете активность. Можно ли сказать, что вам некогда унывать?

— Не то чтобы у меня был каждый день праздник. Но я стараюсь, держусь. Хотя если бы меня сняли скрытой камерой дома, убедились бы, что я и грустная бываю.

Справка «Известий»

Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Училась в Таллине. Попала в кино случайно, проходя мимо Таллинской киностудии, где ее заметили и пригласили на роль в картину «Незваные гости». 

В 1960 году поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В 1962 году с фильмом Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», где сыграла главную роль, представляла Советский Союз на Каннском кинофестивале. На съемках фильма Станислава Говорухина «Вертикаль» Владимир Высоцкий написал песню «Она была в Париже» и посвятил ее актрисе. Сыграла около сотни ролей в кино и на телевидении.

 

 

Прямой эфир