«Порошенко готов идти по беспределу»
Действующий президент Украины Петр Порошенко собирается «приписать» себе 15–20% к итоговому результату на выборах 31 марта. Об этом в интервью «Известиям» заявил экс-премьер страны Николай Азаров. Он также объяснил популярность кандидата-актера Владимира Зеленского, оценил шансы украинского Юго-Востока и рассказал, когда сам планирует вернуться в Киев.
— Сейчас все обсуждают феномен Владимира Зеленского. О чем говорит тот факт, что рейтинг возглавляет человек, никогда не имевший отношения к политике?
— Никакого феномена нет. Просто последние пять лет были настолько ужасны для народа Украины, настолько люди разуверились в политиках, которые все это время пытаются руководить, а на самом деле грабят население, что любое свежее лицо, тем более знакомое и харизматичное, вызывает симпатии. Зеленский — талантливый парень. Недавно выпустил фильм «Слуга народа», где остро высмеивал Порошенко. Реакция избирателей понятна: кто угодно, главное — не эти. Они уже пять лет мелькают, рассказывают, обещают и ничего не делают. А если и делают, то только во вред.
— Поначалу казалось, что у Петра Порошенко нет шансов выиграть. Сейчас его рейтинг в опросах подрос. Каковы его шансы?
— У него нет никаких шансов победить честно. Большинство опросов, безусловно, оплачены им самим. Но даже они не могут его вытащить. Если взять реальный рейтинг Порошенко, получится 5–6%, который формируется благодаря административному ресурсу. У простых же людей к нему колоссальные недоверие и ненависть. Ведь украинцы каждый день сталкиваются с невероятными ценами, тарифами и бардаком в стране.
Проблема в том, что Порошенко готов идти по беспределу, а Запад закрывает на это глаза. И никакие наблюдатели тут не помогут. Приедет 500 человек, а у нас в стране 30 тыс. избирательных участков. И сколько эти люди смогут проконтролировать? От силы 300 участков? Уверен, что выборы будут подтасованы. Порошенко сейчас готов приписать себе 15–20%. И главный вопрос в том: смогут ли его конкуренты обеспечить хотя бы маломальский контроль или же дадут ему накрутить себе целых 30–40%?
— Какие козыри у него остались? Недавно была изменена Конституция для интеграции с НАТО и Евросоюзом. Каких еще антироссийских шагов ждать?
— А выбор-то у него уже невелик. Все его тезисы — армия, мова, вира — использованы. Он создал церковь, добавил себе 1–1,5%, козырь использован. Сильная армия разбивается об элементарный анализ тех, кто, конечно, еще способен его сделать. По количеству самоубийств и выступлениям самих атошников (участники так называемой антитеррористической операции в Донбассе со стороны Украины. — «Известия») можно сделать вывод, что состояние крайне плачевное, армия морально разложена. Да, есть отдельные части, состоящие из националистов — по сути дела, бандитов, но в целом войска небоеспособны после Дебальцевского и Иловайского котлов. Риторика о сильной армии волнует только узкий круг националистов, которые и так за него проголосуют. Мову он также использовал. Куда еще более антироссийские шаги предпринимать? Нет, у него в руках остался только административный ресурс.
— У кандидатов от Юго-Востока Украины есть возможность побороться за президентское кресло?
— Разрозненные силы, разобщенные кандидаты не имеют никаких шансов пройти даже во второй тур.
— Но почему так происходит? Разве пять лет действующей власти, вызывающей столько недовольства, не самый удачный повод сильно выступить на выборах?
— Это произошло из-за пересечения экономических интересов. За политическими силами стоит бизнес, который при любой власти хочет ладить с руководством государства. Если бы была идеологическая основа, она бы позволила объединяться, а бизнес — нет. Очень сожалею, что все оппозиционные силы — выходцы из Партии регионов — не смогли переступить через свои интересы и не сплотились.
— Абстрагируясь от социальных опросов, у кого больше всего возможностей стать президентом?
— Наибольшие шансы у трех кандидатов. У Порошенко есть админресурс и структуры, контролирующие 30 тыс. избирательных участков. Кроме того, в его распоряжении неонацистские формирования, которые займутся запугиванием населения. У Юлии Тимошенко — разветвленная структура партии «Батькивщина», которая обязательно проведет своих наблюдателей, куда надо. За Зеленского готовы проголосовать достаточно большой процент избирателей, но при этом у него нет организационной составляющей. А ведь надо хотя бы около 100 тыс. волонтеров, желающих ему помочь. Борьба развернется между этой тройкой.
— Вы собираетесь вернуться в Киев после президентских выборов?
— Давайте будем откровенны. После этих президентских выборов не думаю, что у меня такие шансы появятся. Если бы была возможность прихода к власти здравомыслящего человека, который не контролируется Западом, то и выборов бы не было — их просто отменили бы. Ввели бы какое-нибудь положение. А раз они решились на голосование, значит, есть уверенность у кураторов этого марионеточного режима, что любой из реальных кандидатов их в целом устраивает.
А вот на выборах в Верховную раду ситуация будет сложнее (запланированы на 27 октября 2019 года. – «Известия»). Украина по конституции парламентско-президентская республика, где большинство полномочий исполнительной власти принадлежит премьер-министру, который назначается народными депутатами. И здесь как раз есть возможность побороться. После парламентских выборов, безусловно, должны появиться условия вернуться. Надеюсь, что так и будет.