С легким танком: старый класс бронетехники возвращается в армии мира
В середине декабря армия США выбрала компании, которые будут работать над созданием новой боевой машины по программе Mobile Protected Firepower (MPF), фактически речь идет о легком танке. Событие более важное, чем может показаться на первый взгляд. О его причинах и возможных последствиях — в материале «Известий».
Программа MPF — это один из компонентов более глобальной программы «Боевая машина нового поколения» (Next Generation Combat Vehicle или NGСV). Помимо легкого танка, в ее рамках ведутся работы над многоцелевой бронированной боевой машиной (AMPV), боевой машиной пехоты, которой предстоит заменить М2 «Брэдли» (OMFV), роботизированными боевыми машинами и новым основным боевым танком, который заменит М1 «Абрамс».
Американцы намерены обновить всю свою бронетехнику и придают этой программе огромное значение. В списке приоритетов недавно созданного Управления перспективных разработок (Army Futures Command — AFC) программа «Боевая машина нового поколения» занимает второе место, сразу после программы модернизации артиллерии. Основная цель всей этой деятельности «обеспечить армии превосходство в боевой технике для ближнего боя против текущих угроз, а также предпринять меры для обеспечения превосходства до 2050 года и далее».
Что планируется?
В качестве исполнителей выбраны BAE Systems и General Dynamics Land Systems. Компаниям выделяются бюджеты в $335 и $375,9 млн, соответственно. В течение ближайших пяти лет они должны будут продемонстрировать прототипы, что подразумевает производство и поставку 12 машин от каждого контрактора. Техника будет подвергнута тщательным всесторонним испытаниям, компания-победитель получит контракт на производство 504 боевых машин.
Обе компании уже имеют наработки по теме и принимают участие не в одном, а сразу в нескольких подпрограммах «Боевых машин нового поколения». Помимо работ над легкими танками, обе компании будут бороться за более «жирный» контракт по созданию перспективной БМП, которая заменит М2 «Брэдли», а General Dynamics, вероятно, займется еще и основным танком будущего.
Надо сказать, что конкурс практически лишен интриги. По ряду ключевых технических характеристик, так и по тактическому применению разница между БМП и легкими танками становится всё более эфемерной. Во многом оба класса перспективных боевых машин будут взаимопересекаться, поэтому компания, предлагающая универсальную модульную платформу, имеет больше шансов на победу в обоих конкурсах. Две машины на одной платформе — это серьезный аргумент в виде снижения нагрузки на логистику, упрощения учебы военных специалистов, а также взаимозаменяемости элементов боевых машин.
Здесь конкурсанты находятся в неравном положении. BAE, скорее всего, предложит разные машины — развитие танка М8 по программе MPF и что-то на базе уже использующейся многими европейскими армиями CV90 в качестве перспективной боевой машины пехоты.
В свою очередь, General Dynamics уже имеет наработки и по легким танкам, и по БМП на одной платформе. С 2016 по 2018 год на выставке-конференции AUSA показывали «Гриффин I» со 120-мм пушкой в облегченной и переработанной башне ОБТ М1 «Абрамс», годом позже «Гриффин II» со 105-мм пушкой и в этом году — «Гриффин III» в варианте БМП c 50-мм скорострельной пушкой в новой башне.
Какая машина победит, сказать пока сложно. На стороне М8 — проработанность конструкции, огромное количество времени на поиск и устранение недостатков и даже опыт частичного принятия на вооружение.
«Гриффины» пока были представлены только в форме демонстраторов. Впрочем, учитывая, что GDLS давний и опытный производитель бронетехники для армии США, а также озвученные на последней выставке возможности машин семейства «Гриффин», пока что «Дженерал Дайнемикс» выглядят более уверенно.
Нельзя не отметить и потенциальную возможность для «плана Б», на случай если у обоих отечественных производителей не получится реализовать требования армии. Модульные боевые платформы тем и хороши, что сменить один класс боевой машины на другой достаточно просто. К примеру, превратить БМП в легкий танк с помощью смены функционального модуля.
Желание принять участие в программе по созданию перспективной БМП уже выразила компания «Рейнметалл», и, что важно, модульная БМП — причём не прототип, а полноценный продукт — у них уже есть. Как и амбициозные виды на североамериканский рынок вооружений.
Что хотят получить и зачем?
Опыт конфликтов с участием американских войск показал, что пехотные бригады слишком слабо вооружены и им недостает «защищенной огневой мощи». Трудно поспорить, если учесть, что их основной бронетехникой выступают армейские «Хамви».
Официально задачи легких танков описываются так: «обеспечивать легким пехотным бригадам возможность быстрого сближения и уничтожения противника, а также обеспечивать свободу маневра». Кроме того, боевые машины MPF предполагаются для поддержки действий воздушно-десантных соединений.
31 мая 2015 года Центр передового опыта армии США (Maneuver Center of Excellence, MCoE) сформулировал и озвучил требования к перспективной боевой машине MPF:
— Огневая мощь. Поддержка наступательных действий пехотных бригад. Способность поражать следующий набор целей: защитные сооружения (бункеры), цели типичные для городов (в т.ч. с поражающим эффектом за стенами), боевые бронированные машины — от легко до тяжело бронированных. Возможность ведения прицельного огня в движении в любую погоду и время суток;
— Авиатранспортабельность и возможность десантирования с малых высот. Готовность вести бой с помощью основного и вспомогательного вооружения сразу после высадки;
— Защита от огня стрелкового оружия и осколков снарядов в базой конфигурации. Возможность быстрого монтажа дополнительной брони, включая бронирование днища. Обеспечение возможности комплектования броней в зависимости от задач и обстановки;
— Маневренность, достаточная для ведения боевых действий и поддержки наступательных действий пехоты на сложной местности различных типов. Способность выполнять повороты маленького радиуса, характерные для города, леса, джунглей и горной местности. Скорость достаточная для сопровождения техники пехотных и «страйкер» бригад;
— Надежность. Обеспечение высокой оперативной готовности с помощью надежной конструкции, возможности быстрой замены модульных компонентов, и сниженными, по сравнению с текущей бронетехникой, требованиями к логистическому обеспечению;
— Автономность — достаточный запас топлива и боеприпасов, чтобы вести боевые действия в течение 24 часов с момента прибытия в зону высадки, без пополнения боекомплекта и дозаправки;
Американские военные надеются получить, начиная с 2025 года, по танковой роте (14 машин) в штат каждой из 30 пехотных бригад. Так каждое соединение сможет получить оперативную поддержку танков, хоть и не сравнимых по защищенности с ОБТ, но схожих по огневым возможностям.
В сущности, мы видим развитие идей Жана-Батиста Этьена и Эриха фон Манштейна. Не случайно в документе «Стратегия модернизации боевых машин армии США» от сентября 2015 года как раз упоминается знаменитое эстьеновское: «Победа в этой войне будет принадлежать тому из двух противников, кто первым окажется способен установить 75-мм пушку на машину, способную передвигаться по любой местности».
Как и 100 лет назад, пехота нуждается в самоходном орудии для непосредственной поддержки. Именно в выполнении этой задачи, но на другом техническом уровне, видится основная тактическая ниша легких танков.
Второй по значимости нишей будет использование легких танков на тех театрах военных действий, где использование ОБТ нецелесообразно или невозможно. То есть, фактически, в роли основного боевого танка. Впрочем они могут использоваться и совместно с ОБТ, в качестве хорошо вооруженной, но более подвижной компоненты.
Легкие танки: не только в США
Если говорить о всем мире, то последние несколько лет отмечены ростом популярности легких (иногда обозначаемых как средние) танков.
Связано это с несколькими причинами. Во-первых ОБТ потихоньку набирают массу и переходят в более тяжелый класс, что влечет за собой проблемы в мобильности и логистике перемещений на театры боевых действий. Во-вторых, места боевого применения большинства армий развитых государств находятся вдалеке от своих стран, поэтому есть определенная потребность в быстром перемещении бронетехники. Особенно в условиях современных маневренных конфликтов.
Для развивающихся стран — это способ сэкономить на ОБТ, стоимость которых растет еще быстрее, чем масса. Когда у вероятных противников нет ничего лучше Т-55 и AMX-13, есть ли смысл отдавать €7 млн за «Леопард» или даже меньшие деньги за Т-90МС «Прорыв»?
В этом направлении работают не только американцы и европейцы. Как пример турецко-индонезийский танк MMWT на базе БМП Kaplan, прототип которого активно пиарили на выставке «Индо Дефенс 2018» (в этом году он получил индонезийское название Harimau — «тигр»). Танк позиционируется как средний. Но суть та же — 120-мм танковая пушка на базе БМП.
Китай пошел несколько по-другому пути. Его легкий танк VT-5 конструктивно вырос из ОБТ и внешне напоминает реинкарнацию Т-55. И габариты, и масса соответствуют — не менее 33–35 тонн. В конце декабря в НОАК официально объявили, что принимают на вооружение этот танк под индексом «Тип-15». До этого момента машина предлагалась только на экспорт.
Еще одна популярная концепция в нише легкого средства огневой поддержки — так называемый колесный танк. В силу ряда исторических причин этим давно и успешно занимается Франция. Бронемашины ERC-90 и AMX-10RC с танковым вооружением дали начало новому классу.
В ближайшие годы на вооружение поступит на боевая разведывательная колесная машина «Ягуар» в рамках международной программы Scorpion. Во французской части она предполагает обновление пехотных вооружений и техники по единым стандартам НАТО. Машина вооружена 40-мм автоматической пушкой, парой двойных блоков ПТУР, и размерами он напоминает скорее танк, чем БРМ.
Ее примеру следуют многие: итальянская Centauro, американская M1128 MGS (на базе Stryker) и даже южноафриканский Ratel FSV90. Разве что теперь популярен формат танковой пушки на базе тяжелых четырехосных БТР. Японская машина «Тип-16» вообще должна заменить собой чуть ли не треть основных боевых танков в Силах самообороны Японии. А китайский колесный танк «Тип 11» активно покоряет непритязательный африканский рынок.
В России наиболее осязаемым проектом является воздушно-десантный «Спрут-СДМ1», который именуют то самоходной противотанковой пушкой (СПТП), то легким плавающим танком, в зависимости от того, кому его предлагают. В следующем году модернизированный авиадесантируемый легкий танк должен пройти государственные испытания.
«Спрут» оснащен переработанным 125-мм танковым орудием и двумя пулеметами. Но при этом стал заложником странного набора требований, включающих авидесантируемость на парашютной системе, возможность плавать, сложную гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом и ограничение по массе (до 20 тонн).
В итоге получилась дорогая и сложная в обслуживании машина, с габаритами, сравнимыми или превосходящими современные ОБТ (к примеру, «Спрут» выше чем М1А2 «Абрамс» или «Леопард 2» ), с противопульным бронированием и сложностями (а то и невозможностью) с оснащением машины КАЗ или блоками динамической защиты.
Всё это особенно странно для боевой машины, которая подразумевается для действий в т.ч. в отрыве от своих линий снабжения и которая предназначена для борьбы с танками противника.
Существует мнение, что при грамотной переработке «Спрут» может стать достаточно интересным для экспортных рынков плавающим танком. Впрочем, куда более интересен проект оснащения «спрутоподобной» башней с 125-мм орудием перспективного тяжелого БТР «Бумеранг». Вполне возможна разработка танко-БМП и на базе гусеничной платформы «Курганец».
Итоги и прогнозы
С активизацией работ по программам легких танков активизировалась и критика. Весь класс боевых машин называют чуть ли не бессмысленным, либо более традиционно — «освоением бюджетов». Впрочем, надо помнить, что критикуют легкие танки те же самые эксперты, что уже пару раз похоронили танки как класс, а также рассказывали про «нелетающие» истребители F-35 и «неплавающую» «Королеву Елизавету». Конечно не факт, что на этот раз с легкими танками всё получится, как задумано, но заранее переходить к выводам также не стоит.
Метания по поводу роли и тактической ниши этого класса техники, судя по всему, закончились. Кто-то из стран уже выработали и озвучили концепции применения, кто-то еще в процессе, но в целом уже понятно, зачем такие танки нужны и, что более важно, что они нужны.
Если до этого времени к легким машинам относились с высока и зачастую считали, что такой технике в современной армии не место, то сейчас становится ясно, что к легким танкам американское оборонное ведомство подходит серьезно.
Так как назвать их легкими можно достаточно условно, то мы видим скорее средство огневой поддержки пехоты с пушкой танкового калибра. Такие машины будут достаточно универсальными и смогут поддерживать как действия легких сил (включая десантников, морскую пехоту и спецназ), так и решать задачи в интересах линейной пехоты на БМП.
Мировой рынок вооружений пока присматривается к новому классу бронетехники, однако уже сейчас заметно, что интерес есть и он будет расти. Неплохие перспективы для подобной боевой техники просматриваются в ЮВА, Африке, Южной Америке.
В списке производителей уже присутствуют Южная Корея, Китай, Турция. В процессе разработки — США, ФРГ, Великобритания. В отдельной категории, но в той же нише — ЮАР, Япония, Италия и Франция со своими колесными (танками) боевыми машинами.
С большой натяжкой можно добавить в список РФ, но у нас многое зависит от выбора дальнейшего пути развития. Если на экспорт будет предложена новая боевая машина, например, на платформах «Курганец» или «Бумеранг», то перспективы захватить свою долю рынка неплохие. Если оборонка сосредоточится на работах со старыми образцами БТТ, например, «Спруте», неудача более чем вероятна.
Что касается появления этого класса техники в армии РФ — перспективы туманны. Во-первых, существует мощная реакция, сторонники которой, зачастую, мыслят категориями времен холодной войны и уверены, что «буржуазных выдумок нам не нужно». Во-вторых, бюджет не безразмерен, а при таких условиях — не до перспективных легких танков, обновить бы основные. Впрочем, логичным решением было бы свернуть полностью или ограничить ОКР и текущие проекты техники разрабатываемой для ВДВ, а также отказаться от паллиативов, вроде БМП-1АМ «Басурманин».
Как бы в результате не вышло, один главный итог подвести можно. И США, и другие страны возвращают в штат сухопутных войск второй тип танка. Конечно, ОБТ не уступает лидирующих позиций и не планирует, но утрачивает статус монопольного доминирования, который надежно был закреплен за танками последние несколько десятков лет.