Соборность вопреки: что мы празднуем 4 ноября
25 лет назад, 4 ноября 1993 года, на Красной площади был освящен восстановленный Казанский собор. Этот храм связан не столько с церковной традицией, сколько с историей становления нашей страны как единого многонационального государства. На первый взгляд парадоксально, что князь Дмитрий Пожарский попросил духовной помощи не в старых православных центрах Владимире или Суздале, а в Казани, которая лишь за полвека до того вошла в состав Русского государства. «Известия» — о странных переплетениях нашей истории.
Казанская легенда
Казанский собор — не самый древний в Москве, да и выдающимися архитектурными достоинствами похвастать он вряд ли может. Построен он был по образцу малого (или старого) собора Донского монастыря, посему никаких новшеств в русское зодчество не привнес. Скорее его можно назвать типичным для своего времени. Но обстоятельства, при которых он появился в Москве, и значение, которое он приобрел впоследствии, ставят небольшой храм в ряд самых незаурядных в отечественной истории.
Казань вошла в состав Русского государства в 50-е годы XVI века, в самом начале правления Ивана IV Васильевича, тогда еще не Грозного. Государю было около 20-ти, он был полон честолюбивых планов и далек от того демонического образа, который явится людям позже. Хотя Казань была взята приступом, Иван сразу постарался привлечь к себе на службу представителей татарской знати, выказывая им максимальное уважение. Впрочем, Москва с Казанью и ранее были весьма тесно сплетены связями торговыми, духовными и личными — многие татарские воины служили русским князьям, а православная миссия в Орде существовала еще с XIII столетия.
Спустя четверть века Казань прочно вошла в русскую орбиту. В том числе и в религиозном плане — всё больше местных жителей принимали христианство, росло количество церквей и монастырей. И вот в 1579 году в Казани произошло чудо. Через год после страшного пожара, в котором погибло более половины города, десятилетней дочке стрельца Даниила Онучина девочке Матроне явилась Богородица, указавшая ей место, где под слоем пепелища покоится чудодейственная икона. Поначалу девочке не поверили. Но Богородица являлась снова, Матрона настаивала, и ее мать решила всё же проверить слова девочки. На глубине метра действительно оказалась икона, причем старинная, возможно, византийской работы.
По предположению современных ученых, это могла быть работа в традиции Влахернской церкви, каким-то образом попавшая на Волгу. Считается, что икона сразу начала творить чудеса, что подтвердило ее божественное происхождение. Архиепископ Казанский Иеремия распорядился установить ее в центральном храме города, а на месте обретения устроить Богородицкий монастырь. Подросшая Матрона стала его первой монахиней.
В каждом большом и даже маленьком городе есть свои святыни — примеров тому сотни. Естественно, должны они были появиться и в таком важном центре, как Казань, тем более что на него были возложены задачи христианизации всего поволжского региона. Но очень скоро обретенной иконе предстояло выйти на совершенно иной, общероссийский уровень.
От Волги до Москвы
Случилось это во время Смуты, а решающую роль сыграл патриарх всея Руси Гермоген. Еще простым настоятелем храма в Казани он лично присутствовал при обретении иконы Богоматери, потом в сане митрополита Казанского написал «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». В 1611 году, уже будучи предстоятелем русской церкви и оказавшись в плену у поляков, Гермоген передал своему сподвижнику митрополиту Свияжскому и Казанскому Ефрему письмо, в котором призывал русских людей взять в руки оружие «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру». Это был призыв к борьбе, стоивший подвижнику жизни, но давший импульс к восстанию и формированию «второго ополчения».
Как известно, непосредственным инициатором его организации в Нижнем Новгороде был мещанин Кузьма Минин, а военное руководство взял на себя князь Дмитрий Пожарский. Митрополит Ефрем после патриарха считался первым по чести архиереем Русской Церкви, позже, после гибели Гермогена, он станет местоблюстителем патриаршего престола. Наверное, он мог бы остаться в стороне от опасной схватки, но Ефрем поступил иначе. Зная, что князь Пожарский желал иметь покровительство знаменитой казанской иконы, он направил ему список с нее, тем самым явно выказывая, на чьей стороне стоит русская церковь.
Нет нужды напоминать события бурных дней Смуты, о них большинство россиян знает из учебников истории. Войска князя Пожарского первого ноября взяли стены Китай-города, заперев польский гарнизон в Кремле. Через несколько дней обреченные и страдавшие от голода интервенты вступили в переговоры и согласились сдаться, отпустив всех заложников. Весь путь с русским воинством проделала икона Казанской Божьей Матери, Пожарский ежедневно молился перед ней.
А после победы в качестве награды за ратные подвиги князь попросил разрешение построить церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери и сохранить тот самый, присланный Ефремом и проделавший долгий путь с армией список в этом храме. Причем строил он церковь за свой счет! Есть и другая версия, приписывающая инициативу возведения храма царю Михаилу Федоровичу — первому из Романовых. Все имеющиеся письменные свидетельства поздние, и их можно рассматривать скорее как легенды. Хотя почему бы государю и князю, который фактически освободил для него престол, не делать благое дело вместе.
Первоначально святыня ополчения была помещена в приходскую церковь князя Пожарского — Введения Пресвятой Богородицы во Храм, что на Большой Лубянке (угол Кузнецкого моста), где в честь иконы устроили особый придел. А по распоряжению царя Михаила Федоровича сюда дважды в год — 21 июля (по новому стилю), в день явления образа в Казани, и 4 ноября — день освобождения Кремля, стали совершаться большие крестные ходы из кремлевского Успенского собора. Когда новая церковь на Никольской улице была построена и освящена, икону торжественно перенесли туда, но традиция крестных ходов сохранялась вплоть до 1765 года.
Патриарх Филарет освятил собор в октябре 1625-го. Первоначальная композиция включала в себя собственно главный храм (возможно, с обходной галереей — гульбищем), придел Святого Аверкия Иерапольского, а также, вероятно, шатровую колокольню, смещенную к северо-западному углу основного объема. Хотя не исключено, что колокольня появилась несколько позже, в середине XVII века. Уже в начале 30-х годов храм пострадал при пожаре и был значительно перестроен под руководством зодчего Абросима Максимова. По другой версии, руководили работами мастера Семён Глебов и Наум Петров. Главный престол был заново освящен в 1636-м в присутствии царя Михаила Фёдоровича и патриарха Иоасафа.
Защитница земли русской
Икона Казанской Божьей Матери стала почитаться защитницей русской земли и покровительницей наших воинов. Общегосударственным праздником день 4 ноября стал с 1649 года, в правление царя Алексея Михайловича. В начале следующего XVIII столетия государь Петр Алексеевич брал с собой список с иконы Казанской Божьей Матери, отправляясь на Полтавскую баталию, и в ночь перед битвой молился, прося у нее помощи. Хотя набожным первого русского императора назвать трудно. А в 1812-м Михаил Илларионович Кутузов просил покровительства у иконы в только что отстроенном специально для нее Казанском соборе на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Этот величественный храм стал новым символом побед русского оружия, а знаменитый фельдмаршал нашел в нем упокоение.
Грандиозный столичный Казанский собор работы Андрея Воронихина стал олицетворением Российской империи, а скромный московский словно остался напоминанием об эпохе русского царства. Но от этого величие его не уменьшилось, даже наоборот. Вскоре после пожара 1812 года Китай-город стал преображаться: Алевизов ров вдоль кремлевской стены закопали, мелкие домишки Зарядья и лавки сами сгорели, и им на смену пришли классические Торговые ряды, возведенные Осипом Бове на месте нынешнего ГУМа. Именно этот замечательный московский архитектор и придумал торжественную Красную площадь, которой ранее в привычном нам сейчас облике не существовало. И именно тогда оказались по разные ее стороны друг напротив друга величественный храм Покрова, что на Рву (чаще именуемый Василием Блаженным) и небольшой Казанский собор.
Первый создан при Иване Грозном как символ завоевания и присоединения Казани, а второй — как символ освобождения и возрождения Руси, которое началось именно оттуда с Волги — из Нижнего Новгорода, Ярославля, Казани. И как еще один символ пересечения времен — поставленный в 1818 году как раз между ними монумент Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса. Кстати говоря, первый памятник в Москве.
В 1904 году первая, настоящая икона Казанской Божьей Матери пропала. Она была похищена злоумышленниками из Богородицкого монастыря и то ли была ими уничтожена, то ли продана. Следствие хоть и арестовало преступников, найти святыню не смогло. Потом было несколько историй с таинственным обнаружением реликвии, но все новообретенные иконы оказывались более поздними подделками. А на Руси с момента исчезновения иконы-заступницы начались неурядицы и гражданские смуты. Никогда Россия не испытывала такого внутреннего озлобления, как в ХХ веке, когда миллионы россиян были зверски убиты своими же согражданами. Не говоря уже о двух страшных мировых войнах, участницей которых стала наша страна.
Собор на Никольской снесли в 1936 году. К счастью, незадолго до этого в храме был ремонт, и замечательный реставратор Петр Барановский сделал обмеры всего здания. А икона Казанской Божьей Матери была перенесена в Елоховский собор, где находится в особом Богоявленском приделе. В 1991 году было принято решение о восстановлении храма Казанской иконы Божьей Матери, и он стал первым в независимой России собором, восстановленным в своем историческом облике. И вряд ли кто-то усомнится, что это справедливо.