Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лидер Сирии предложил построить в Дамаске башню Трампа
Мир
BI узнал о намерении НАТО изменить военную доктрину из-за превосходства РФ
Армия
ФСБ выявила крупный тайник с оружием украинских диверсантов в Курахово
Общество
Мирошник сообщил о шести погибших от ударов ВСУ за время майского перемирия
Мир
В некоторых районах Триполи из-за столкновений отключили электроэнергию
Культура
В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
Экономика
Число студий в новостройках Москвы за год сократилось на 13%
Мир
Военные Тайваня впервые провели учения со стрельбой из реактивных систем HIMARS
Мир
Уиткофф назвал главные темы на переговорах по украинскому урегулированию
Экономика
В Приморье возбудили уголовное дело о картельном сговоре на 121 млн рублей
Спорт
Овечкин обошел Лемье в списке лучших снайперов плей-офф НХЛ
Мир
ЦАХАЛ сообщила об ударах по позициям ХАМАС в городе Хан-Юнис
Мир
Грушко указал на намерение стран ЕС затянуть конфликт на Украине
Мир
Посольство РФ не затронули вооруженные столкновения в Ливии
Общество
Хирурги РДКБ спасли лицо мальчика после наезда трактора
Общество
Общая площадь пожаров в Амурской области составила более 3 тыс. га
Мир
ФБР приказало своим агентам уделять больше внимания мигрантам
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фильм «Война Анны» был создан Алексеем Федорченко два года назад, но его премьера состоялась в Москве только в июне. Это рассказ о трагической судьбе маленькой еврейской девочки, чудом спасшейся после расстрела всей семьи в украинском местечке. Девочке, прожившей несколько месяцев в камине немецкой комендатуры и сумевшей выжить. Портал iz.ru побеседовал с создателем картины о запретных темах, непрокатном кино, кадробоязни, творческом оплодотворении и о том, почему заниматься нелюбимым делом — грешно.

— Судьба вашего фильма на «Кинотавре» драматична. Работа получила утешительный приз «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка». Но у вас, похоже, нет переживаний по поводу отношения жюри?

— У меня действительно нет никаких переживаний. Фильм показали в самом начале фестиваля. Прием и успех были оглушительными. Я перецеловался со всеми актрисами отечественного кино — они выходили из зала после просмотра, вытирая слезы, и сразу же бросались мне на шею. Становились на колени перед маленькой Мартой Козловой — исполнительницей главной роли.

— Что сейчас происходит с прокатом вашего фильма?

— Я стараюсь об этом не думать вообще. Мое дело — снять фильм. Существуют специальные люди, которые занимаются прокатом. Но совершенно понятно, что фильм наш — нишевый. Еще до «Кинотавра» было известно, что проката в привычном смысле этого слова не будет. Сети не взяли «Анну», не хотят рисковать.

Режиссер Алексей Федорченко и актриса Марта Козлова (справа налево) на премьере своего фильма «Война Анны» в рамках 29-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Не хотят рисковать, потому что фамилия Федорченко ни о чем не говорит?

— Говорит о том, что это не прокатное кино. Я не затрачиваюсь на прокат. Это все облегчает жизнь и не заставляет суетиться. Я для себя решил давно, что по заказу работать не буду.

— А на фестивали фильм поедет?

— Да, уже был представлен на фестивале «Зеркало», на Мюнхенском кинофестивале. Всё идет своим чередом.

Вот почему я не люблю наши кинофестивали? Потому что там нас сравнивают. А это невозможно. Нужен смотр-праздник. Чтобы люди не страдали, не получая призы. Я не хочу больше в наших фестивалях участвовать, только во внеконкурсных показах.

— То есть Федорченко у нас есть, гордиться им можно, но массовому зрителю его показывать незачем?

— Прокат арт-кино — это особая профессия. Наше кино сложное. Но верю: будут прокатчики, которые начнут заниматься и нишевыми проектами.

Кадр из фильма «Война Анны»

Фото: 29th February Film Company

«Из собственной судьбы я выдергивал по нитке…»

— Алексей, быть может, секрет созданных вами фильмов именно в вашей первой специальности, засвеченной в том старом здании Свердловской киностудии, ставшей ныне универмагом, в котором вы сейчас снимаете свой очередной проект, называемый странным и красивым словом «мокьюментари», т.е. псевдодокументальный фильм?

— Я действительно делаю сейчас документальный фильм про кинопроизводство в 1990-е на основе своей собственной биографии, когда я был замдиректора по экономическим вопросам на Свердловской киностудии. История написана мною давно и поначалу была трагедией, с перестрелками и т.п. А сейчас воспринимается как комедия.

— Как получилось, что человек, занимающийся совсем прозаическими вопросами, вдруг сам стал снимать кино?

— Первым посылом поступить во ВГИК на сценарный были худсоветы, на которых мне хотелось что-то сказать. Как-то один сценарист меня одернул: «Какое вы имеете право давать мне советы?» И решил я подучиться немножко — поступил на факультет дополнительного образования, чтобы только показывать диплом, если еще раз скажут, что я не имею права. Но ни разу я его никому так и не показал.

А первый свой фильм я снял совершенно случайно, когда договор был заключен с Госкино, а режиссер отказался его снимать. Документальный фильм был запущен в производство, а главный герой умирал. На самом деле. Старый человек, переживший столько ужасов, что хватило бы на несколько жизней.

Это фильм «Давид». Мне все говорили: вот еще один фильм про евреев, про Холокост, не надо тебе дебютировать с таким фильмом. Режиссер отказался, а я ему был страшно благодарен, потому что я уже придумал, как фильм делать, и сделал.

Фильм очень хорошо пошел по фестивалям. Получил кучу призов, и я тогда не думал, что буду продолжать. Но нашел в интернете сценарий «Первые на Луне», который мне очень понравился. Выкупил сценарий и права, стал искать режиссеров для запуска. Режиссеры не понимали, как это делать, и я стал делать сам. Словом, снова пришлось.

— Это был ваш первый художественный фильм? И он тоже получил признание?

— Он сразу поехал в Венецию и получил там главный приз. Вот так всё получилось случайно.

Кадр из фильма «Овсянки»

Фото: Апрель МИГ Пикчерс

— Ваш фильм «Овсянки» открыл когда-то новую страницу в кинематографе и тоже отмечен многими призами?

— Мне кажется, он очень красивый, хотя для многих и страшный. На такие табуированные темы люди не говорят. Потому что энергетика смерти и сексуальная энергетика очень близки. Мне хотелось об этом немножко поразмышлять.

— Как изменилась с тех пор ваша жизнь?

— Я много езжу по миру. В других странах меня знают даже больше, чем в России. Но я живу в Екатеринбурге, это далеко от Москвы. А в Москве существует некий бренд «Алексей Федорченко», независимо от меня. Он ко мне имеет мало отношения. Даже мифологизируется. Мне интересно наблюдать за ним. А я такой в общем-то домашний человек, никуда особо не рвусь. Хочется больше работать, поэтому я стараюсь, чтобы пауз не было, из фильма в фильм запускаюсь.

— А за границей понимают ли русскую душу?

— Прекрасно понимают и в Англии, и во Франции, и в Америке. Прокат там больше, чем в России. В Сан-Франциско ко мне может подойти человек, который смотрел все мои фильмы. Там совсем другой зритель.

Вообще я никогда не думал о зрителях, скажу вам прямо. Зритель всегда ожидает повторов.

— Конечно, привычных сюжетов, знакомых актеров. «Покажите мне то, что я знаю».

— Да. Основные принципы коммерческого успеха: повторяемость, узнаваемость и закрепляемость.

— Вы правда не смотрите свои фильмы ни на одном зрительском просмотре?

— Правда. Я фильм отпустил и не чувствую своим. А последние все время хочу переделывать.

Федорченко-29

— А как Федорченко-экономист помогает Федорченко-режиссеру?

— У меня своя компания, которая называется «29 февраля». Она появилась в феврале високосного 2004 года. Число 29 для меня особенное — я, между прочим, и родился 29-го числа, только сентября.

Режиссер Алексей Федорченко на премьере фильма «Метаморфозис». 2015 год

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Вы как-то мне рассказывали, что жизнь ваша на съемочной площадке происходит размеренно. И сейчас всё так?

— Сейчас уже не совсем так. Я вообще никогда не волнуюсь о результате, потому что собрал очень хорошую команду: художник, оператор, второй режиссер. Три главных человека, которым я доверяю полностью. Спокойные, интеллигентные люди. Я не уверен, что в нашем кинематографе есть лучшие специалисты.

— Похоже, вы вообще не выходите за рамки своего прайда?

— Я выращиваю из своих. Вот был у меня аниматор, я его поставил художником. Сделаем еще немало, если в Москву их не переманят. Я же не могу весь год содержать всю команду. Они уезжают на отхожие промыслы, а потом возвращаются ко мне — в этом я спокоен.

У меня замечательный кастинг-директор, гример. Я ведь с актерами на площадке почти совсем не общаюсь. Мне обычно везет на них. Была одна сцена, когда мне хотелось переписать сценарий и убить одного человека. Но как-то обошлось. А так всё замечательно. У меня очень хорошая семейная тихая атмосфера.

Я прихожу на площадку, если там выгородка стоит уже, ложусь на диван или кровать, лежу там примерно час, могу сказать: вот теперь давайте все это уберем и сделаем по-другому. И никто не возражает обычно, спокойно все переделывают. Актеры сразу попадают в атмосферу тотальной заботы и любви, некоторые даже потом не хотят уезжать. Дети даже какие-то рождаются после фильмов. Тихо очень, достаточно одного взгляда, чтобы все поняли, что меня не устраивает.

А я смеюсь: на площадке уже сижу, как оплодотворитель. Делаю только какие-то отдельные замечания.

— То есть «оплодотворение» — это идея?

— Идея, режиссерский сценарий, раскадровки — я всё продумал, с ребятами обсудил, и каждый занимается своим делом. Я вижу: декорация стоит, актеры разведены, костюмы прекрасные — все в порядке. Нет, если я не буду сидеть, получится нечто другое, не то, что мне понравится, поэтому уйти я не могу.

— А окончательный монтаж? Безжалостный монтаж, когда вы буквально режете по живому?

— Ну, это на мне, конечно. Я очень сам боюсь этого. У меня словобоязнь и кадробоязнь. Мне хочется все отрезать, сократить. Вот, например, я сначала пишу рассказ, потом начинаю вычеркивать. Сначала предложения, потом слова, и когда остается то, из чего ни одной буквы не выпадет, — это и окончательно. И так же в кино. Я сократить могу сюжет, а расставить — нет. Я себя уже по рукам бью, так бы резал и резал, но я специально откладываю и стараюсь возвратиться позднее.

Так было с фильмом «Давид» — там интервью девять часов. Можно было просто поставить его и слушать.

— Вы оставили исходник хотя бы?

— Да, конечно. Я хочу его издать, потому что история уникальна. Потом я съездил в Израиль в Яд-Вашем, в архиве поработал, нашел уникальную хронику. Сделал двухчасовой фильм. И мне казалось, что ни кадра убрать нельзя. Подумал, что два часа на это смотреть невозможно — очень страшно. Потом отложил это дело на несколько месяцев, вернулся и отрезал час. Отложил еще на два месяца, вернулся и отрезал еще полчаса. И сейчас он такой, что не сократить — минималистичная и очень страшная картина.

Алексей Федорченко, обладатель приза в номинации «Лучшая режиссура» за фильм «Ангелы революции», на церемонии закрытия 26-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Справа — дочь режиссера Варвара. 2015 год

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Ваши две работы на еврейскую тему вы не хотите объединить?

— Конечно, их надо обязательно вместе показывать, «Давида» и «Войну Анны».

— На примере «Войны Анны» видно, что некоторые моменты, вырезанные вами, понадеявшись на сообразительность и догадливость зрителя, остаются непонятыми. После просмотра фильма возникают вопросы: почему немцы не видели дым из трубы, например, и что это за мина была в руках у партизана? И масса других моментов, не до конца разъясненных вами. Простой зритель бывает недоволен. Может быть, ваши фильмы для особо прозорливых зрителей?

— Некоторые зрители и так заточены на поиск несоответствий в фильмах. Их уже не переделать. Но можно объяснять, а можно и не объяснять. Возможно, сама Анна этого не поняла? Почему бы не посмотреть на происходящее глазами девочки? Я оставляю зрителю эту инвариантность.

— После «Анны» вы сделали еще два фильма и работаете сейчас над фильмом о Зощенко?

— Да, я продолжаю. Написал сценарий фильма «Большие змеи Улли кале». Это история завоевания Кавказа с начала XIX по начало XX века, совершенно необычного жанра. Сценарий написан совместно с Лидией Канашовой, с которой мы в последнее время работаем вместе.

Еще написано три пьесы.

— Вы их уже кому-нибудь показывали?

— Пока нет. Напишу пять пьес — почему-то я так решил. Может быть, стану делать театральный проект. Не знаю пока, где, стараюсь не думать об этом, пока пьесы не написаны.

Параллельно стараюсь думать и о других вещах, потому что кино — слишком дорогое производство, и оно в любой момент может остановиться. Думаю об издательстве книжном, я книжку микроновелл написал — мой любимый жанр, и в кино тоже.

«Какая Кафка?»

— Но главное для меня сейчас другое: я собираю коллекцию книг репрессированных ученых. Это уникальные книги, прижизненные издания, некоторые — с автографами авторов.

— И где же вы их находите?

— По всему свету! Покупал в Австралии, на Филиппинах. Какие-то русские библиотеки сейчас уничтожаются, эмигрантские библиотеки ликвидируются. Третье поколение почти не говорит по-русски. Я собираю издания еще дореволюционные и 1930-х годов — книги геологов, астрономов, биологов. Всех, кто занимался серьезно своими профессиями. Ученые эти совершенно не изведаны.

Я стал собирать эти книги еще и с антисталинским посылом. Когда держишь такую книгу, возникает чувство, что ты ее автора возвращаешь к жизни. А когда еще начинаешь подтягивать информацию: находишь биографии, воспоминания, дневники, сведения о научных институтах, в которых они работали, открываются бездны. Биография, библиография, фотография, книга, автограф, кому автограф. И я почувствовал, что книга — это очень человечный объект. Когда их несколько — это книжная полка, а когда это тысяча книг — это даже невозможно объять!

Я пытаюсь очеловечивать эти книги. И мы с Лидой Канашовой стали писать рассказы. Находим в каждом авторе небольшой такой интересный штришок. Это бывает рассказ даже не о самом авторе, а о каком-то эпизоде из его жизни. Какое-то художественное осмысление получается. Я мечтаю, чтобы таких небольших рассказов было триста, а то и тысяча.

Как я фильмы делаю — такие документальные сказки, так и рассказы должны быть такими же, немного мистическими. Чтобы не просто человек был, а вдруг превращался, предположим, в какую-то птицу. Вот, например Цшохер Вольдемар Оскарович — специалист по землетрясениям. Фамилия его переводится как Ворон.

— Это же Кафка!

— Да какая Кафка! (Смеется.) Что же все пытаются меня сравнить с кем-то!

Режиссер Алексей Федорченко (слева), получивший приз зрительских симпатий за фильм «Небесные жены луговых мари», на церемонии награждения победителей VII Международного кинофестиваля «Зеркало». Справа — британский актер Рейф Файнс. 2013 год

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

— Все равно даже в писательстве у вас кинематографическое мышление.

— Я вот думаю: рассказ мы можем написать за неделю, какой смысл снимать кино тогда? Кино у меня сразу и сдулось. А тот мир — бесконечный, огромный, страшный… я бы только им и занимался.

— Интересно, вас не заботит зритель-читатель? Кто это все увидит или прочтет?

— Абсолютно не заботит!

Вот и эксвото

— Вы давно коллекционируете работы примитивистов?

— Примитивистские художники — в деревнях, пенсионеры начинают рисовать. Я нашел замечательных художников в средней России. И в разных странах по блошиным рынкам хожу, разыскиваю интересное.

Эксвото мне нравятся. Когда с человеком случилось что-то страшное и он остался жив, он заказывает картинку — лубок с этим случаем. Стреляли, например, в него, а он выжил. Потом пишет: «Спасибо Младенцу, что так со мной обошлось!» Это, в основном, в Мексике и Испании.

— Каждая ваша работа, мне кажется, является таким эксвото.

— Я и сам пробовал рисовать, как примитивист, но это «как бы», поскольку я все-таки владею какими-то навыками рисования. Я не могу делать так чисто и наивно, как они. Нашел какой-то свой стиль, которому пока названия нет.

Задумал я такое полотно из 70 небольших картин, объединенных одним сюжетом. Хочу, чтобы это было как иконостас на досках, а не на полотне. Но времени катастрофически не хватает. Видимо, этот проект на старость, когда буду сидеть и спокойно пописывать картины.

— Какие у вас грандиозные планы, Алексей!

— Это только малая часть моих планов. Может, они и не осуществятся никогда.

— Но, помня, о чем вы рассказывали несколько лет назад, вижу, что вы все задуманное постепенно осуществляете.

— Конечно! У меня есть такой мегасуперплан, в который я вписываю любые свои идеи, что приходят в голову. Их около 100 в день. И если меня, предположим, зовут принять участие в каком-нибудь киноальманахе, я открываю свой суперплан и обязательно нахожу подходящий пункт. Иногда мои планы пересекаются с мировыми.

— Вы ощущаете сейчас себя на месте, где вам можно копать или пахать дальше. Вы сам себе хозяин, делаете то, что хотите, с кем хотите и когда хотите. А уехать поработать, например, в Голливуде, не думали?

— Не было пока таких предложений. Кино — такое дело, что жить и снимать его можно в любой точке мира.

— На данном этапе жизни вы производите впечатление человека основательного. Внутри, может быть, мятущегося, но спокойного наружно.

— Да, мне нравится то, что я делаю. Это лучшее, что можно было придумать в жизни. Жизнь такая короткая, заниматься тем, что тебе неинтересно, просто грешно.

 

Читайте также
Прямой эфир