Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Кремле указали на большой интерес к пресс-конференции Путина
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
Московских водителей в 2025 году оштрафовали на 10 млн руб. за помехи трамваям
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
В Кремле сообщили о продолжении контактов Москвы и Вашингтона
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Путин предложил направить средства от штрафов на общественный транспорт
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Мир
На северо-востоке Японии зафиксировано цунами высотой 40 см
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Мир
Шойгу прибыл во Вьетнам для переговоров с военно-политическим руководством
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Общество
В России планируют возвести свыше 100 млн кв. м жилья до конца года
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Общество
ВККС не продлила полномочия Петру Серкову
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Происшествия
Один человек погиб в результате ДТП на Киевском шоссе в ТиНАО

«В камерной истории можно рассказать о большой теме»

Режиссер Алексей Федорченко — о драме «Война Анны», новых проектах и прокате авторского кино
0
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одним из главных событий 29-го «Кинотавра» стала картина Алексея Федорченко «Война Анны» — история еврейской девочки, два года скрывавшейся в камине фашистской комендатуры. О том, как снимался фильм, «Известиям» рассказал режиссер Алексей Федорченко.

— История Анны — сложная для экранизации. Она камерная, событий мало. Почему вы решили взяться за такой проект?

— Вот именно поэтому и решил, что камерная — на большие масштабные картины у меня бюджета нет. Кроме того, мне хотелось в камерной истории рассказать о большой теме — Второй мировой войне.

— Актриса Марта Козлова, исполнительница главной роли, поразила всех. Как вы ее нашли?

— Я увидел ее фотографию в интернете и сразу понял — это моя Анна. Причем я сначала нашел Марту, а потом начал писать сценарий под нее. Ее мама, фотограф Марина Козлова, привела Марту ко мне на премьеру «Ангелов революции», и я окончательно убедился, что сделал верный выбор. Хотя для очистки совести провел все-таки кастинг, но ни одна девочка даже не приблизилась к ней.

— Как вам работалось с Мартой на съемочной площадке? Ведь ей тогда было всего шесть лет — совсем маленькая актриса.

Не маленькая, а настоящая. Марта родилась актрисой. Никаких поблажек на возраст ей не делалось. Она удивительно верно и сразу понимала всё, что от нее хотят. Я даже не ожидал такого, поверить не мог. Работал с ней, как со взрослым человеком. Марта удивительным образом сочетает прекрасную чистоту, наивность шестилетнего ребенка и профессионализм взрослой актрисы. Единственная проблема, с которой мы столкнулись, — когда по сценарию ее героиня должна была жадно есть помидор. Оказалось, что Марта их терпеть не может и наотрез отказалась в этой сцене сниматься. Пришлось сделать помидор съедобным для нее — напичкали его сиропом, и только тогда она согласилась.

— А как вы вообще узнали про эту историю, легшую в основу сценария?

Прочитал в свое время в ЖЖ, когда он еще был жив. Это была реальная история о девочке лет 10–12, почти два года прожившей в камине комендатуры. История была очень короткая, поэтому нам многое пришлось самим доработать.

— Кстати, о камине. В нем происходит почти половина действия. Как вы в нем снимали?

— А мы его построили под съемки, как, собственно, и всё здание комендатуры. Инженерное решение камина было очень сложным — в нем убирались все стенки, чтобы снимать можно было с любой точки. Придумывали разные варианты.

— Концовка у картины открытая. А ведь все ждали, как вы покажете спасение Анны.

— Я просто знал: все будут ждать четкого ответа, что девочка спаслась, и решил не делать предсказуемый финал. Главное в фильме — понимание, что эта девочка победила в войне. Донести это — главная задача фильма. Детали каждый домысливает сам.

— Что было самым сложным на съемках?

— А не было никаких сложностей — если всё правильно к началу работы подготовить, то никаких проблем не возникает. И даже сценарий я обычно никогда не переделываю. На съемках всегда получаю удовольствие от процесса, у меня все друг друга любят, шутят, всё проходит тихо, степенно, никакой паники.

— За какой проект возьметесь дальше?

— У меня всегда в разработке сразу несколько проектов, сейчас вот пять сценариев лежат и ждут своего часа. И я постоянно пишу новые. Сейчас я заканчиваю съемки фильма, который будет называться «Ключи счастья, или Последняя милая Болгария». Это картина по книге Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Мы отсняли последнюю большую сцену, скоро приступим к монтажу.

— На «Кинотавре» появился новый конкурс дебютных картин. Как думаете, почему столько молодых людей пришло в профессию и стало снимать кино?

— Вообще не понимаю. Для меня это загадка. 58 дебютных картин — огромная цифра. Раньше столько за год всего российского кино снимали.

— Как вы оцениваете состояние российского кино в целом?

— Оно на подъеме. Фильмы стали окупаться в прокате и зарабатывать. В основном, конечно, коммерческое кино, но это тоже неплохо.

— Как думаете, «Война Анны» окупится?

— Ее ждет особый прокат. Это не значит маленький. Все коммерческие картины прокатываются по одной кальке. Там всё удобно и понятно прокатчикам. А вот как прокатывать арт-кино, пока еще никто у нас не знает. И люди просто не хотят этим заниматься. Прокатчики ведь бизнесмены, которые зарабатывают деньги. Им проще взять американский фильм категории B, чем возиться даже с самым хорошим русским арт-фильмом, который говорит на другом киноязыке. Я никого не обвиняю, это данность. Думаю, мои фильмы смотрят столько же зрителей, сколько канал «Культура». Дай бог, чтобы это было хотя бы 2% от общей аудитории.

Но на самом деле, если заниматься прокатом арт-кино, то оно тоже окупается. Например, мои «Овсянки». Артем Васильев, который взялся работать с «Войной Анны», прокатывал «Довлатова». Они придумали хороший ход — фильм шел в прокате всего четыре дня. И это сработало — зрители торопились посмотреть. В идеале для каждой нестандартной картины нужно разрабатывать новую прокатную стратегию. Дай бог, чтобы появились люди, которые научатся прокатывать арт-кино. Вот продюсеры «Войны Анны» придумали интересный подход — решили показывать ее, как предмет искусства. Как новое открытие в киноязыке через систему современных учреждений искусства — в киноцентрах, культурных центрах. Это смело, необычно, оригинально и может дать хороший результат.

Справка «Известий»

Алексей Федорченко родился 29 сентября 1966 года в городе Соль-Илецке Оренбургской области.

 

Окончил инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института (ныне УрФУ), в 2000-м — сценарный факультет ВГИКа. Член Европейской киноакадемии. Автор картин «Овсянки», «Первые на Луне», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции», лауреат международных и российских кинофестивалей.

 

 

 

Читайте также
Прямой эфир