Пока в политическом плане Минск и Москва почти всегда идут рука об руку, сотрудничество по борьбе с терроризмом продолжается, а споры в нефтегазовой сфере поутихли, появилось новое и одновременно старое яблоко раздора. Белоруссия не перестает жаловаться на Россию из-за запрета на поставки молочной и другой продукции, ведь это сильно бьет по экономике республики. Тем не менее, прикрываясь заявлениями о братской любви, Белоруссия регулярно хулиганит с реэкспортом запрещенных в России товаров. Но Россельхознадзору не нравится не только это: у него много претензий к качеству продуктов, и поэтому ведомство ограничивает их импорт. В итоге в конце марта президент Александр Лукашенко посоветовал местным предпринимателям искать новые рынки сбыта. Чем вновь недовольна Белоруссия — в материале портала iz.ru.
Они решили нас наклонять
Проблемы с поставками продукции в России уже сильно подорвали терпение белорусского лидера. В конце марта он вновь выступил с громким заявлением, призванным посочувствовать местным аграриям.
«Если Россия нас не понимает и понимать не хочет <…>. Если они решили нас наклонять постоянно непонятно за что, тогда будем искать свое счастье в другом месте, поэтому ищите другие рынки. Нельзя на одном рынке всё время сидеть», — сказал Лукашенко.
По словам представителя белорусского Минсельхоза Алексея Богданова, страна уже занимается диверсификацией экспорта: «За прошлый год фактически 5% в общем объеме поставок в Российскую Федерацию мы сняли и переориентировали на другие рынки».
Лукашенко уверяет, что белорусы ничего плохого в Россию не везут. «Дай бог, <...> чтобы в России было так, как в Белоруссии. Поэтому будем определяться в этом году. Что ж мы доброе дело делаем и на коленях постоянно стоим», — посетовал президент. Он планирует встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным после его инаугурации, чтобы обсудить эту тему.
До этого Лукашенко называл запрет на поставки молока «наглым политическим инструментом» и грозил ответными мерами.
Минск даже подключил спецслужбы, чтобы выяснить, почему Москва ограничила импорт, видимо не поверив в наличие проблем на своей стороне. Со ссылкой на данные разведки президент Белоруссии сказал, что в Россию завезли сухое молоко из Новой Зеландии, «потому что везде откаты», и появились излишки продукции.
«Они начинают нас придерживать, пока реализуют то молоко по высоким ценам. Поэтому им не нравится дешевое молоко», — отметил Лукашенко, добавив, что страна будет продавать товар по той цене, которую считает правильной.
Вадим Семикин, эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), пояснил, что за два неполных месяца 2018 года республика дважды снизила экспортные цены на сухое обезжиренное молоко. Отечественные предприятия не могут выдержать конкуренцию по цене, в итоге на складах скопились критические объемы продукции, и свой рынок нужно защищать.
Мышьяк, антибиотики — всё такое вкусное
В феврале Россельхознадзор грозил временно ограничить импорт белорусского молока и сливок. Введение запрета переносилось дважды, а потом ведомство вообще передумало.
По официальным данным, запрет на поставки в Россию продовольствия действует в отношении порядка 60 белорусских предприятий. Причем с 12 ограничили импорт молочной и молокосодержащей продукции, с 10 предприятий, которые специализируются на убое крупного рогатого скота и свиней, а также производстве мясной продукции, и с 11 предприятий по переработке рыбы и рыбопродуктов, по их хранению и выпуску рыбных консервов. Еще пять десятков Россельхознадзор взял под усиленный контроль.
Причина подобных шагов — наличие в белорусской продукции ряда запрещенных веществ, таких как антигельминтики, антибиотики тетрациклиновой группы и мышьяк. Российское надзорное ведомство недовольно еще и фальсификацией товаров: в ультрапастеризованном молоке и сливочном масле находили сухое молоко, а в сгущенном молоке — растительные жиры.
Кроме того, ведомство раскрывает разные жульнические схемы, связанные с белорусскими товарами. Например, специалисты проверили «Мстиславльмолоко» (торговая марка «Бабушкина крынка») и выяснили, что там нет оборудования для производства сухого молока и сливочного масла. Хотя эту продукцию отгрузили как произведенную на этом предприятии, и она сопровождалась документами, оформленными ветеринарной службой Мстиславльского района.
Российские чиновники уличили власти Белоруссии в том, что они не контролируют ни само производство, ни экспорт, а также обвинили их в участии в мошенничестве.
Белорусская польская пекинская капуста
В 2014 году Россия ответила продовольственным эмбарго странам, которые ввели против нее санкции. Вот с тех пор и началась проблема с реэкспортом запрещенных товаров из Белоруссии. Обвинений в адрес Минска была целая тьма. Речь идет и знаменитых белорусских креветках, и ананасах, и многих других позициях. Из последнего — скандалы с плодово-овощной продукцией.
Россельхознадзор с 30 марта запретил поставки пекинской капусты из Белоруссии после того, как оттуда в Россию пытались ввезти более 18 т польской пекинской капусты. Беспокойство в ведомстве из-за этой овощной культуры зародилось из-за сильно возросших объемов поставок (в шесть раз в 2018 году, до шести тысяч тонн), поскольку Белоруссия не могла самостоятельно вырастить такое количество капусты.
Местные специалисты на будущей неделе проинформируют Россельхознадзор об объемах ее производства.
По той же причине Москва думает над тем, чтобы ограничить ввоз томатов из республики. Недавно специалисты проверили две машины на границе со Смоленской областью. Там нашли 17 т томатов, выращенных в Турции, и полторы тонны шампиньонов непонятного происхождения. В документах значилось только, что в автомобилях перевозится мицелий (грибница) шампиньонов.
Белоруссия, берегись
В структуре экспорта Белоруссии продовольственные товары вместе с сельхозсырьем в 2017 году занимали 16,6%. Причем на Россию приходится 43,9% всего экспорта. Республика поставила в РФ товаров примерно на $12,8 млрд. В основном это молочная продукция, включая творог и сыры, и грузовые машины.
ВВП Белоруссии в прошлом году составлял около $53 млрд.
По информации российского «Союзмолока», на Белоруссию приходится около 90% поставок молока и сливок.
При этом в России в 2017 году собственное производство молока увеличилось на 1,2%, до 31,1 млн т.
Однако его не хватает для удовлетворения запросов населения, отмечал вице-премьер Аркадий Дворкович. В стране отмечается дефицит молока: собственное производство не может обеспечить примерно 25% от объема потребления.
«Мы производим сегодня примерно 31 млн т, нам нужно 40 млн как минимум. <…> Эти объемы сейчас компенсируются поставками из Белоруссии. Наши друзья, конечно, этим довольны, но мы хотели бы сами достичь необходимых объемов», — отметил чиновник.
В ближайшие четыре года Россия собирается увеличивать производство молока не менее чем на 500 тыс. т в год, заявил первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов.
«Так что наш главный партнер, наша братская Белоруссия должна готовиться к тому, что Россия возвращается на собственный молочный рынок», — предупредил он.
Помимо дефицита, который восполняется белорусским молоком, в России остро стоит проблема качества продукции. Глава Минсельхоза Александр Ткачёв призвал «биться до последнего патрона» с фальсификациями на молочном рынке.
По его словам, это «линия фронта» для российского агропромышленного комплекса. В настоящий момент главными проблемами являются использование сухого молока и растительных жиров, в результате чего на прилавках появляется много сыроподобных продуктов, выдающихся за сыры. 25% из них производятся на Украине и ввозятся в Россию через Белоруссию, где на сыры ставят македонские и иранские марки.
Всего в прошлом году в Россию ввезли 150 тыс. т сыроподобной продукции. Это эквивалентно 1 млн т молока, которое не было закуплено у отечественных производителей, подсчитали специалисты. В марте Путин поручил правительству принять меры по контролю за оборотом этих товаров.
Единый рынок и независимая лаборатория
Чтобы решить возникающие вопросы, 1 апреля в белорусском минсельхозе предложили России сформировать единый продовольственный рынок и сообща координировать вопросы импорта продовольствия из третьих стран.
«Мы предлагаем вместе работать, создавать единый рынок, вместе обеспечивать продовольственную безопасность нашего общего рынка и потом уже думать о том, что мы будем завозить со стороны», — отметил представитель ведомства.
В Минске считают, что лояльность российских покупателей и доверие к качеству белорусских товаров высока.
«Но постоянные конфликты действительно есть. Мы считаем, что это лоббирование определенных интересов, в том числе и импортеров аналогичных товаров из третьих стран», — добавили в министерстве.
Белоруссия также предлагала создать независимую лабораторию, в которой бы оценивалось качество продукции.
В этом месяце Россия и Белоруссия подписали дорожную карту для снятия ограничений на поставки животноводческой продукции. Стороны договорились, что российские специалисты проверят некоторые подозрительные белорусские предприятия. Следующая инспекция продлится 3–6 апреля. А что касается реэкспорта, то Минск просто пообещал принять меры против ввоза в Россию «санкционки».
О том, что «молочная война» не разрушит отношения двух стран, говорит и обмен поздравлениями президентов России и Белоруссии по случаю Дня единения народов 2 апреля. Тема братства всегда сглаживала возникающее между государствами недопонимание.
«Русские — это наши братья. Они разные, бывают хорошие и плохие, — говорил Лукашенко в марте. — Бывает, и молоко не пускают, и сахар не разрешают там продать, и нефть перекроют, и газ. Всякое бывает. Я это всё пережил сполна. Так и мы же не святые».