Рецидивисты стали совершать больше преступлений
Количество рецидивов преступлений в России неуклонно растет. По данным Генпрокуратуры (ГП), с 2012 по 2016 год оно увеличилось почти на 16% — с 583 тыс. до 675 тыс. В этом году тенденция продолжилась. За январь-сентябрь было совершено 493 тыс. таких преступлений, что на 13% больше, чем пять лет назад. В ГП считают, что воспитательная работа в местах заключения проводится недостаточно хорошо — к примеру, начальники отрядов уделяют мало внимания психологическому состоянию подопечных. Правозащитники отмечают, что после выхода на свободу осужденные зачастую не могут найти работу и возвращаются на криминальный путь.
По данным Генпрокуратуры за январь-сентябрь 2017-го, с которыми ознакомились «Известия», более половины преступлений (57,6%) совершили люди, которые уже нарушали Уголовный кодекс. Всего в этот период было зарегистрировано 493 тыс. рецидивов, это на 13% больше, чем пять лет назад. Доля таких рецидивов от всех предварительно расследованных преступлений выросла на 12,3 п.п. (с 45,3% в 2012 году).
Начальник отдела управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры Вячеслав Савосин сообщил, что зачастую в колониях плохо поставлена воспитательная работа с заключенными.
— Как показывают результаты прокурорских проверок, руководители территориальных органов ФСИН и руководители исправительных учреждений оказывают недостаточно внимания работникам, осуществляющим воспитательное воздействие на осужденных. Зачастую эти воспитательные работники отвлекаются на другую деятельность, — рассказал Вячеслав Савосин.
Он отметил важность межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики правонарушений.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова сообщила «Известиям», что в стране остро стоит проблема социализации людей, отбывших наказание.
— Мне постоянно поступают жалобы, что человек с судимостью не может трудоустроиться. ФСИН надо усилить работу в этом направлении. Я также считаю, что необходимо ввести в законодательство понятие «уголовный проступок», когда человек отбывает наказание, но не получает судимости, — пояснила омбудсмен.
Ранее аналогичную инициативу выдвинул Верховный суд РФ. Он предлагает отказаться от уголовного наказания для граждан, впервые совершивших преступление небольшой тяжести — в случае если за него не предусмотрено лишение свободы.
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин считает, что ФСИН нужно уделять больше внимания профилактике рецидивов.
— Если спросить начальника отряда в колонии, почему заключенный совершил преступление, он не ответит — это не его сфера интересов. Сейчас в этом плане есть сдвиг: начальниками отрядов вместо юристов стали брать психологов. Но это даст свои плоды через несколько лет, — пояснил эксперт.
Во ФСИН утверждают, что профилактика рецидивов — один из основных векторов работы службы. И хотя, по данным ГП, количество таких преступлений растет, ФСИН видит положительную тенденцию в том, что становится меньше рецидивистов, нарушивших Уголовный кодекс в первый год после освобождения. Их число снизилось на 4% — с 27 тыс. человек за восемь месяцев 2016-го до 26 тыс. за тот же период 2017-го.
Во ФСИН рассказали, что в этом году запустили эксперимент (в Алтайском крае, Мурманской, Астраханской и Владимирской областях) по раздельному содержанию заключенных, чтобы по-разному выстроить с ними воспитательную работу. Колонии делятся на три сектора.
— Положительно характеризующиеся и трудоустроенные осужденные, а также те, кто отбывают наказание в облегченных условиях и готовятся к освобождению, находятся в двух секторах. А те, кто отрицательно влияет на правопорядок в учреждениях, находятся в отдельном секторе под усиленным наблюдением, — рассказал «Известиям» первый замначальника управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Сергей Филимонов.
Для российских осужденных функционирует 595 центров трудовой адаптации и 83 производственные мастерские. 800 заключенных сейчас получают высшее образование на договорной основе. По данным на январь этого года, всего в России насчитывалось 630 тыс. заключенных.