Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Медведев предупредил о возможных рисках в случае прихода «нового Байдена»
Армия
Белоусов заявил о продвижении ВС России на купянском направлении
Мир
Канцлер ФРГ подал почти 5 тыс. уголовных заявлений против интернет-критиков
Спорт
«Спартак» уступил «Авангарду» со счетом 5:7 в матче КХЛ
Мир
В Китае при строительстве подземного перехода погибли пять человек
Мир
Историк заявил о способности Британии продержаться 10 дней в случае конфликта
Мир
Посол Украины в США рассказала о нерешенных вопросах после встречи в Майами
Общество
Адвокат рассказала об ожиданиях Лурье от ВС РФ по сделке с квартирой Долиной
Происшествия
Мирный житель пострадал в результате атаки БПЛА в белгородской Борисовке
Мир
Ушаков рассказал об отличиях текущей администрации США от предыдущей
Общество
МВД РФ опровергло сообщения СМИ о рекомендациях отказаться от биометрии
Армия
Стало известно о конфликтах в рядах ВСУ из-за попыток боевиков покинуть позиции
Общество
Путин на предстоящей неделе встретится с героями Отечества
Мир
СМИ сообщили о задержании 13 военных после попытки переворота в Бенине
Мир
Нетаньяху анонсировал встречу с Трампом в декабре
Мир
Рябков призвал США к сдержанности в отношении Венесуэлы
Мир
В Верховной раде назвали критической ситуацию с поставками вооружения Украине
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В понедельник, 13 октября, в Баку началась межправительственная встреча России, Азербайджана и Ирана. Главной темой обсуждения стала реализация проекта международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг. Встреча прошла после начала нормализации российско-азербайджанских отношений. Подробнее о коридоре, а также о встрече — в материале «Известий».

Встреча России, Азербайджана и Ирана: что обсуждалось

Россия, Азербайджан и Иран провели межправительственную встречу, в ходе которой стороны условились работать над увеличением объема перевозок по транспортному коридору Север – Юг. В переговорах участвовали вице-премьер России Алексей Оверчук, заместитель премьер-министра Азербайджана Шахин Мустафаев и министр дорог и городского развития Ирана Фарзане Садег.

Встреча
Фото: правительство РФ

В ходе встречи стороны договорились:

— предпринимать меры по увеличению грузоперевозок по МТК до 15 млн т;

— обеспечивать непрерывный рост грузовых потоков;

— создать рабочую группу (состоящую из представителей таможенных, пограничных и транспортных ведомств трех стран) для подготовки в течение трех месяцев плана действий по реализации запланированных мероприятий;

— провести совместный осмотр на местах важных инфраструктурных проектов международного транспортного коридора Север – Юг 14 октября;

— ускорять проекты, направленные на расширение инфраструктуры вдоль МТК Север – Юг, а также на развитие и диверсификацию транспортных коммуникаций.

Стороны также отметили необходимость в упрощении процедуры пересечения границ и цифровизации транспортных, пограничных и таможенных операций на всем протяжении коридора.

Международный транспортный коридор Север – Юг: что известно, преимущества

МТК Север – Юг представляет из себя мультимодальный маршрут для транспортировки пассажиров и грузов. Он пролегает от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи. Его протяженность составляет 7,2 тыс. км.

Маршрут был создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на территорию РФ через Каспийское море, а затем в Северную и Западную Европу.

Развитие коридора является одним из приоритетных направлений политики РФ в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года.

Контейнеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Появлению коридора способствовало подписание Россией, Ираном и Индией в 2000 году соглашения о МТК Север – Юг. В 2002 году оно было ратифицировано всеми участниками и вступило в силу. Позднее к нему присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина.

Сейчас по МТК проходят три признанные ветви:

— по западному берегу Каспия (западная). Для того чтобы заработал этот участок, необходимо построить железнодорожный участок Решт – Астара в Иране. По последним данным, контракт на его постройку может быть подписан в ближайшее время, после чего начнется возведение линии;

— по восточному берегу (восточная). Прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана;

— транскаспийская (через Каспийское море). Через российские порты Астрахань, Оля и Махачкала.

Главным преимуществом МТК Север – Юг является сокращение маршрута минимум в два раза — сегодня путь через Суэцкий канал занимает около 45–60 дней, благодаря МТК Север – Юг он может сократиться до 30. В дальнейшем планируется его интеграция с Трансарктическим транспортным коридором, который также стартует в порту Санкт-Петербурга, это даст выход северным регионам РФ на Ближний Восток и в зону Индийского океана.

Ледокол
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В марте 2025 года президент России Владимир Путин на Арктическом форуме в Мурманске подчеркнул необходимость интеграции ТАТК с коридором Север – Юг.

Объемы грузоперевозок по МТК Север – Юг

По данным ФТС России, с января по июнь 2025 года через российско-азербайджанскую границу прошло более 176,7 тыс. транспортных средств международной перевозки. Эта цифра выросла на 10% по сравнению с тем же периодом 2024 года.

Сообщается также, что грузооборот через границу за первое полугодие 2025 года вырос на 13%, до 6,8 млн т.

Контейнер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Данные за июнь – сентябрь не приводятся.

В целом, по оценкам Евразийского банка развития, к 2030 году грузоперевозки по коридору Север – Юг могут составить от $25 млн до $32 млн. Правительство РФ планирует, что провозная способность коридора к 2030 году составит 30 млн т, а к 2035 году — 35 млн т.

Читайте также
Прямой эфир