Международный транспортный коридор Север – Юг: что известно, перспективы
В понедельник, 13 октября, в Баку началась межправительственная встреча России, Азербайджана и Ирана. Главной темой обсуждения стала реализация проекта международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг. Встреча прошла после начала нормализации российско-азербайджанских отношений. Подробнее о коридоре, а также о встрече — в материале «Известий».
Встреча России, Азербайджана и Ирана: что обсуждалось
Россия, Азербайджан и Иран провели межправительственную встречу, в ходе которой стороны условились работать над увеличением объема перевозок по транспортному коридору Север – Юг. В переговорах участвовали вице-премьер России Алексей Оверчук, заместитель премьер-министра Азербайджана Шахин Мустафаев и министр дорог и городского развития Ирана Фарзане Садег.
В ходе встречи стороны договорились:
— предпринимать меры по увеличению грузоперевозок по МТК до 15 млн т;
— обеспечивать непрерывный рост грузовых потоков;
— создать рабочую группу (состоящую из представителей таможенных, пограничных и транспортных ведомств трех стран) для подготовки в течение трех месяцев плана действий по реализации запланированных мероприятий;
— провести совместный осмотр на местах важных инфраструктурных проектов международного транспортного коридора Север – Юг 14 октября;
— ускорять проекты, направленные на расширение инфраструктуры вдоль МТК Север – Юг, а также на развитие и диверсификацию транспортных коммуникаций.
Стороны также отметили необходимость в упрощении процедуры пересечения границ и цифровизации транспортных, пограничных и таможенных операций на всем протяжении коридора.
Международный транспортный коридор Север – Юг: что известно, преимущества
МТК Север – Юг представляет из себя мультимодальный маршрут для транспортировки пассажиров и грузов. Он пролегает от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи. Его протяженность составляет 7,2 тыс. км.
Маршрут был создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на территорию РФ через Каспийское море, а затем в Северную и Западную Европу.
Развитие коридора является одним из приоритетных направлений политики РФ в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года.
Появлению коридора способствовало подписание Россией, Ираном и Индией в 2000 году соглашения о МТК Север – Юг. В 2002 году оно было ратифицировано всеми участниками и вступило в силу. Позднее к нему присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина.
Сейчас по МТК проходят три признанные ветви:
— по западному берегу Каспия (западная). Для того чтобы заработал этот участок, необходимо построить железнодорожный участок Решт – Астара в Иране. По последним данным, контракт на его постройку может быть подписан в ближайшее время, после чего начнется возведение линии;
— по восточному берегу (восточная). Прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана;
— транскаспийская (через Каспийское море). Через российские порты Астрахань, Оля и Махачкала.
Главным преимуществом МТК Север – Юг является сокращение маршрута минимум в два раза — сегодня путь через Суэцкий канал занимает около 45–60 дней, благодаря МТК Север – Юг он может сократиться до 30. В дальнейшем планируется его интеграция с Трансарктическим транспортным коридором, который также стартует в порту Санкт-Петербурга, это даст выход северным регионам РФ на Ближний Восток и в зону Индийского океана.
В марте 2025 года президент России Владимир Путин на Арктическом форуме в Мурманске подчеркнул необходимость интеграции ТАТК с коридором Север – Юг.
Объемы грузоперевозок по МТК Север – Юг
По данным ФТС России, с января по июнь 2025 года через российско-азербайджанскую границу прошло более 176,7 тыс. транспортных средств международной перевозки. Эта цифра выросла на 10% по сравнению с тем же периодом 2024 года.
Сообщается также, что грузооборот через границу за первое полугодие 2025 года вырос на 13%, до 6,8 млн т.
Данные за июнь – сентябрь не приводятся.
В целом, по оценкам Евразийского банка развития, к 2030 году грузоперевозки по коридору Север – Юг могут составить от $25 млн до $32 млн. Правительство РФ планирует, что провозная способность коридора к 2030 году составит 30 млн т, а к 2035 году — 35 млн т.