Раскинулась в сети: «Мега» расширяется до маркетплейса
Сеть торговых центров «Мега» подала заявку на регистрацию товарного знака «Мега онлайн», узнали «Известия». Компания запускает совместный проект с «Мегамаркетом» для вывода в онлайн-сегмент брендов, представленных в сети. Проект планируется запустить в конце года. Ритейлер таким образом ищет возможности усилить продажи брендов на фоне сокращения посещаемости ТЦ.
Новые каналы продаж
Сеть торговых центров подала в конце сентября заявку на регистрацию товарного знака «Мега онлайн» в Роспатент. «Известия» ознакомились с документами. Компания запускает совместный проект с «Мегамаркетом» для вывода брендов, представленных в торговых центрах, в онлайн-сегмент, подтвердил «Известиям» зампред правления Газпромбанка (ГПБ, владеет этой сетью ТЦ) Тигран Хачатуров.
По его словам, бизнес-модель объединит онлайн- и офлайн-форматы (фиджитал-ритейл) торговли, что значительно упростит вывод брендов на маркетплейс. То есть клиент может выбирать товар онлайн, а забирать или примерять в магазине либо наоборот.
Это позволит обеспечить дополнительный канал продаж для арендаторов торговых центров сети, пояснил топ-менеджер. Проект «Мега онлайн» планируется запустить до конца 2025 года, добавил он.
«Мега» — одна из крупнейших в России сетей торгово-развлекательных центров, основана шведской Ingka Centres (входит в группу IKEA). Первый торговый центр сети открылся в 2002 году в Москве. Торговые комплексы расположены в столице, Московской и Ленинградской областях, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе, Омске, Ростове-на-Дону и Республике Адыгея.
По итогам 2024-го выручка УК «Мега» (управляет торговыми центрами) составила 9,7 млрд рублей, что на 1% больше, чем годом ранее, следует из отчетности компании по РСБУ. Чистая прибыль за тот же период времени выросла почти в три раза, до 680,7 млн.
«Мегамаркет» — один из крупнейших универсальных маркетплейсов в России, принадлежащих «Сберу». Платформа изначально работала под брендом goods.ru, в 2021 году была переименована в «СберМегамаркет» в рамках интеграции в экосистему банка. В 2023 году маркетплейс вернулся к прежнему названию.
По итогам 2024-го количество заказов на онлайн-площадке составило 39,8 тыс., что на 8% меньше, чем годом ранее, следует из данных Data Insight. При этом оборот сервиса увеличился на 10%, до 342,6 млрд рублей, а средний чек — на 20% и составил 8610 рублей.
С 1 января 2025 года он перешел на быструю доставку товаров со складов, организованных на месте бывших магазинов IKEA. Маркетплейс договорился с Газпромбанком об аренде освободившихся площадей под склады в начале 2024 года.
Работа над этим фиджитал-проектом началась более года назад и связана с желанием торговой сети не только заполнить освободившиеся площади, но и создать уникальный на рынке продукт, соответствующий тенденциям, запросам аудитории, способный при этом привлечь посетителей в ТЦ, уточнил источник «Известий», знакомый с планами.
«Известия» направили запрос в маркетплейс.
Как продавалась «Мега»
В марте 2022 года IKEA временно закрыла магазины в России на фоне логистических проблем и санкций. В сентябре 2023-го все объекты сети были проданы Газпромбанку. Сделка включала 14 торговых центров общей площадью около 2,3 млн кв. м. Сумма сделки не раскрывалась. В рамках договора был предусмотрен опцион на обратный выкуп, действующий до сентября 2025-го. По состоянию на середину этого года Ingka Centres своим правом не воспользовалась.
До ухода шведского ритейлера якорным арендатором во всех ТЦ сети был одноименный мебельный гигант. Магазины формировали значительную часть трафика и оборота комплексов. После сделки Газпромбанк сохранил бренд «Мега» и штат сотрудников, начав постепенную перестройку арендной структуры. В 2024 году были запущены переговоры с «Мегамаркетом» и другими федеральными сетями о замещении площадей общим объемом около 400 тыс. кв. м.
Зачем сеть моллов выходит в онлайн
После ухода ряда якорных арендаторов торговые центры, даже крупные, теряют трафик, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, они вынуждены искать новые точки роста. Поэтому фокус на цифровые каналы понятен и ожидаем, объяснил он. Совместная с маркетплейсом витрина позволит арендаторам получить доступ к широкой аудитории и выйти за пределы физических торговых центров, подчеркнул эксперт. Такой формат гибридной розницы имеет потенциал, но только при условии обеспечения бесшовной интеграции онлайн- и офлайн-сервисов, полагает Михаил Бурмистров.
Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в России в январе–августе 2025 года сократился год к году на 3%, подсчитали в Focus Technologies.
Компания всегда была настроена на привлечение аудитории и удовлетворение потребностей посетителей в соответствии с тенденциями рынка, говорит старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева.
Речь идет скорее про создание кластеров, где арендаторы торговой сети будут работать в новых омниканальных форматах, отметил вице-президент Союза торговых центров (СТЦ) Павел Люлин. Такие кластеры будут созданы на бывших площадях шведского ритейлера и призваны «вдохнуть новую жизнь» в офлайн-площадки, объяснил он.
Маркетплейс здесь выступает как онлайн-партнер, который сможет сделать доставку и витрину, уточнил эксперт. При этом пока сложно оценить, как будет выглядеть эта синергия между онлайном и офлайном, продолжает он. В то же время на уровне концепта это будут интерактивные пространства, подобные шоурумам, отметил Павел Люлин.
Аналогов в России пока нет, ближайшими примерами могут быть интерактивные магазины таких компаний, как VK и другие, считает эксперт. По его мнению, для «Меги» это смелое и интересное решение. Если оно будет успешным, то его подхватят и другие торговые центры, полагает Павел Люлин.