Трансарктический транспортный коридор: что известно о маршруте
Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума – 2025 (ВЭФ-2025) заявил, что интерес стран к Трансарктическому маршруту растет и что его будут активно развивать. Где проходит этот маршрут и какое значение он имеет для российских компаний и зарубежных перевозчиков, работающих в Арктике, — в материале «Известий».
Что известно о Трансарктическом транспортном коридоре, маршрут на карте
Трансарктический коридор — это транспортный маршрут, проходящий через северные моря и соединяющий западную и восточную части России — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Он призван объединить ключевые мировые промышленные, сельскохозяйственные и энергетические центры, а также потребительские рынки за счет более краткого, безопасного и выгодного направления.
Комплексная система, которая соединит под своей эгидой морской, железнодорожный и автомобильный виды транспорта, будет проложена по линии крупнейших российских рек — Оби, Енисея и Лены — и через порты Арктической зоны, то есть в Мурманске, Архангельске и других. Ключевым ее участком будет Северный морской путь.
В прошлом году по Северному морскому пути прошло 14 контейнерных рейсов. В июле 2024-го был запущен мультимодальный логистический маршрут «Экспресс СМП № 1» «Росатома» и китайской логистической компании «НьюНью Шиппинг Лайн» (NewNew Shipping Line), который соединил порты Шанхая и Нинбо в Китае с Архангельском. В сентябре 2024‑го впервые по СМП доставили груз в Белоруссию. Он был отгружен в Шанхае, дошел до порта Санкт-Петербург и по автодорогам доставлен получателю.
Суда, подготовленные в Мурманске и Архангельске, направляются на восток с остановками в Диксоне, Дудинке и Игарке, Тисках и Певеке. Развитие ТАТК позволит использовать транспортный потенциал сибирских рек и расширить возможности логистики для бизнеса, а морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта объединить в общую систему как «на берегу», где также будет проводиться работа, так и в рамках модернизированных морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке. Также она позволит разгрузить Транссибирскую магистраль и БАМ.
Планируется, что в ближайшие годы России предстоит перейти к круглогодичной эксплуатации этого стратегически важного направления. Предполагается, что через пять лет по маршруту будут перевозить до 109 млн т грузов в год.
Работу над крупнейшим морским и арктическим проектом осуществляют несколько ведомств, включая Министерство транспорта, Управление по вопросам национальной морской политики.
Летом 2025 года по поручению президента России Владимира Путина была утверждена финансово-экономическая модель развития коридора. В ходе выступления на пленарном заседании ВЭФ-2025 президент поручил правительству совместно с Морской коллегией оценить новые предложения по развитию коридора, среди которых создание современных судостроительных центров для производства всего спектра судов, а также открытие прямого доступа для грузов из Сибири и Урала к морским трассам Арктики.
«Мы будем развивать Трансарктический коридор. Мы всё время говорим про Северный морской путь, но важно, чтобы и эта артерия действовала в комплексе», — отметил президент, добавив, что проект отвечает интересам страны на столетия вперед.
По концепции, доступ к ТАТК будут иметь не только российские компании, но и страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а также Индия и Африка.
Как связаны Трансарктический маршрут и Северный морской путь
В последние годы Северный морской путь стал приоритетным направлением для России. В 2022 году для обеспечения экономичных маршрутов доставки грузов был принят план развития Северного морского пути, а в 2023 году был дан старт отправке первой линии «Арктик СПГ 2».
Трансарктический транспортный коридор — прямое продолжение деятельности России в рамках Северного морского пути, который позволил сократить расстояние доставки грузов из Азии в Европу и обратно более чем на 10 тыс. км.
На базе Северного морского пути развиваются атомный ледокольный флот, арктическая инфраструктура, ведется разработка новых месторождений полезных ископаемых, которые станут столпами Трансарктического транспортного коридора.
В 2024 году было объявлено, что Северный морской путь должен выступить плацдармом для развития транспортного коридора «Север – Юг», который призван соединить Северный морской путь с Персидским заливом.
Развитие ТАТК и Дальнего Востока
Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Артем», являющийся важным элементом Трансарктического транспортного коридора, — один из ключевых объектов для развития Дальнего Востока. Об этом в интервью корреспонденту «Известий» Антону Золотницкому сообщил министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на полях ВЭФ-2025.
«Таких проектов будет становиться больше. Очень важный компонент — это электрификация Восточного полигона. Это те решения по энергетике, которые тоже сегодня будут приняты, с тем чтобы новый поток грузов, как импортных, так и экспортных, в полной мере мог проходить через наши Восточные ворота», — отметил Чекунков, добавив, что подобные инициативы будут набирать силу с ростом инфраструктуры региона.