Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Правительство РФ одобрило прием на работу без испытательного срока женщин с детьми
Экономика
Трамп выразил уверенность в поддержке РФ и украинским народом плана США
Общество
В аэропортах Пензы и Саратова сняли ограничения на полеты
Мир
В Верховной раде сообщили об «охоте» Зеленского на Ермака
Мир
Ученые сообщили о нарушении человечеством семи из девяти планетарных границ
Мир
На Западе заявили о нежелании Европы мира на Украине из-за военных соглашений
Общество
Ученые нашли способ справиться с аллергией и пищевыми ограничениями в праздники
Общество
Экономист сообщил об индексации пенсии в 2026 году на 7,6%
Экономика
Эксперт назвал причины роста интереса россиян к фондовому рынку
Общество
Суд в Москве начнет процесс по иску Бони к невесте Лепса в понедельник
Общество
Диетолог рассказал о способах вернуть здоровое питание после праздников
Общество
Ученые указали на усиление хронической боли чувством несправедливости и гневом
Мир
СМИ сообщили об открытии военными Камбоджи огня на границе с Таиландом
Мир
Совбез ООН проведет заседание по Украине 9 декабря
Общество
В Госдуме предложили увеличить налоговый вычет при покупке жилья в 2,5 раза
Общество
В аэропортах Домодедово и Жуковский приостановили полеты самолетов
Мир
В Германии сообщили об инициативе переименовать улицы с советскими названиями
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума – 2025 (ВЭФ-2025) заявил, что интерес стран к Трансарктическому маршруту растет и что его будут активно развивать. Где проходит этот маршрут и какое значение он имеет для российских компаний и зарубежных перевозчиков, работающих в Арктике, — в материале «Известий».

Что известно о Трансарктическом транспортном коридоре, маршрут на карте

Трансарктический коридор — это транспортный маршрут, проходящий через северные моря и соединяющий западную и восточную части России — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Он призван объединить ключевые мировые промышленные, сельскохозяйственные и энергетические центры, а также потребительские рынки за счет более краткого, безопасного и выгодного направления.

Санкт-Петербург
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Комплексная система, которая соединит под своей эгидой морской, железнодорожный и автомобильный виды транспорта, будет проложена по линии крупнейших российских рек — Оби, Енисея и Лены — и через порты Арктической зоны, то есть в Мурманске, Архангельске и других. Ключевым ее участком будет Северный морской путь.

Справка «Известий»

В прошлом году по Северному морскому пути прошло 14 контейнерных рейсов. В июле 2024-го был запущен мультимодальный логистический маршрут «Экспресс СМП № 1» «Росатома» и китайской логистической компании «НьюНью Шиппинг Лайн» (NewNew Shipping Line), который соединил порты Шанхая и Нинбо в Китае с Архангельском. В сентябре 2024‑го впервые по СМП доставили груз в Белоруссию. Он был отгружен в Шанхае, дошел до порта Санкт-Петербург и по автодорогам доставлен получателю.

Суда, подготовленные в Мурманске и Архангельске, направляются на восток с остановками в Диксоне, Дудинке и Игарке, Тисках и Певеке. Развитие ТАТК позволит использовать транспортный потенциал сибирских рек и расширить возможности логистики для бизнеса, а морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта объединить в общую систему как «на берегу», где также будет проводиться работа, так и в рамках модернизированных морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке. Также она позволит разгрузить Транссибирскую магистраль и БАМ.

Планируется, что в ближайшие годы России предстоит перейти к круглогодичной эксплуатации этого стратегически важного направления. Предполагается, что через пять лет по маршруту будут перевозить до 109 млн т грузов в год.

Работу над крупнейшим морским и арктическим проектом осуществляют несколько ведомств, включая Министерство транспорта, Управление по вопросам национальной морской политики.

Контейнеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Летом 2025 года по поручению президента России Владимира Путина была утверждена финансово-экономическая модель развития коридора. В ходе выступления на пленарном заседании ВЭФ-2025 президент поручил правительству совместно с Морской коллегией оценить новые предложения по развитию коридора, среди которых создание современных судостроительных центров для производства всего спектра судов, а также открытие прямого доступа для грузов из Сибири и Урала к морским трассам Арктики.

«Мы будем развивать Трансарктический коридор. Мы всё время говорим про Северный морской путь, но важно, чтобы и эта артерия действовала в комплексе», — отметил президент, добавив, что проект отвечает интересам страны на столетия вперед.

По концепции, доступ к ТАТК будут иметь не только российские компании, но и страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а также Индия и Африка.

Как связаны Трансарктический маршрут и Северный морской путь

В последние годы Северный морской путь стал приоритетным направлением для России. В 2022 году для обеспечения экономичных маршрутов доставки грузов был принят план развития Северного морского пути, а в 2023 году был дан старт отправке первой линии «Арктик СПГ 2».

Трансарктический транспортный коридор — прямое продолжение деятельности России в рамках Северного морского пути, который позволил сократить расстояние доставки грузов из Азии в Европу и обратно более чем на 10 тыс. км.

Гравитационная платформа по производству сжиженного газа
Фото: РИА Новости/Алексей Бабушкин

На базе Северного морского пути развиваются атомный ледокольный флот, арктическая инфраструктура, ведется разработка новых месторождений полезных ископаемых, которые станут столпами Трансарктического транспортного коридора.

В 2024 году было объявлено, что Северный морской путь должен выступить плацдармом для развития транспортного коридора «Север – Юг», который призван соединить Северный морской путь с Персидским заливом.

Развитие ТАТК и Дальнего Востока

Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Артем», являющийся важным элементом Трансарктического транспортного коридора, — один из ключевых объектов для развития Дальнего Востока. Об этом в интервью корреспонденту «Известий» Антону Золотницкому сообщил министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на полях ВЭФ-2025.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

«Таких проектов будет становиться больше. Очень важный компонент — это электрификация Восточного полигона. Это те решения по энергетике, которые тоже сегодня будут приняты, с тем чтобы новый поток грузов, как импортных, так и экспортных, в полной мере мог проходить через наши Восточные ворота», — отметил Чекунков, добавив, что подобные инициативы будут набирать силу с ростом инфраструктуры региона.

Читайте также
Прямой эфир