Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ка-52 поразил опорный пункт и личный состав ВСУ в Курской области
Авто
Россияне потратили на б/у автомобили 585 млрд рублей за ноябрь
Мир
В Британии на саксонском кладбище обнаружили меч VI века
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Мир
Пентагон отказался комментировать поражение F-16 в Запорожской области
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
СМИ сообщили о назначении экс-генсека НАТО главой Бильдебергского клуба
Мир
Ким Чен Ын сделал подарок долгожительнице из КНДР на 100-летний юбилей
Происшествия
На западе Москвы загорелся паркинг
Мир
Около 70 человек на борту затонувшего в водах Марокко судна пропали без вести
Общество
Временные ограничения на полеты введены в аэропорту Казани
Мир
Адвокаты президента Южной Кореи посетят заседание об импичменте
Культура
Новый год начнется с выхода фильма-сказки «Финист. Первый богатырь»
Армия
Пленный солдат ВСУ посоветовал сослуживцам бросать позиции и сдаваться
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Жюри XIX Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который продолжается в столице Татарстана, возглавляет режиссер и общественный деятель из Сенегала Мусса Туре. «Известиям» он объяснил, почему людей нашей планеты объединяет значительно больше, чем разъединяет, каким будет новый фильм, который он хотел бы снять в Татарстане, и что за историю он положит в его основу.

«Фильм о христианской конфессии предложили снять мне, мусульманину»

— Вы частый участник и гость кинофестивалей. Более того, проводите в Сенегале свой фестиваль молодых кинематографистов. В чем, на ваш взгляд, уникальность форума в Казани?

— Думаю, что в формулировке. Международный фестиваль мусульманского кино. Я не встречал такого сочетания ранее. Притом что существуют форумы, например, религиозного кино, в частности, христианской направленности. Но этот фестиваль, хотя и затрагивает некоторые аспекты мусульманской конфессии, не имеет прямого отношения к религии. И второе, что отличает фестиваль от других, это фильмы. Члены жюри, учитывая насыщенность программы, заранее с ними ознакомились. Общее качество, которое их объединяет, — человечность, простота, глубина. Не могу также не отметить качество работы отборочной команды. Мы увидели сильное и разнообразное кино.

— Если позволите, личный вопрос. Какого вероисповедания вы придерживаетесь?

Я мусульманин на 100%. Соблюдаю обычаи. В этом году мы с женой ездили в Мекку на хадж. И вся моя семья — мусульмане. Отец, мать, сыновья. Сенегал, откуда я родом, — мусульманская страна. Около 90% ее населения — мусульмане.

на церемонии открытия фестиваля

На церемонии открытия XIX Казанского международного фестиваля

Фото: kazan-mfmk.com

— Вопрос по поводу контента. Считаете ли вы, что такой фестиваль должен состоять исключительно из фильмов, сделанных мусульманами? Либо фильмов, сделанных в мусульманских странах? Либо фильмов, рассказывающих о мусульманской культуре? Либо он должен проходить в мусульманской стране или в мусульманском регионе, которым является Татарстан? Или понятие «мусульманское кино» для вас более широкое?

— Аспект, непосредственно связанный с мусульманством, у такого фестиваля, безусловно, должен быть, и он есть. В аннотациях он обозначен как мусульманский. Много режиссеров и актеров мусульман. Среди членов нашего жюри, по-моему, почти все мусульмане из традиционных мусульманских мест. Но это, как я понимаю, необязательное правило. Фестиваль, насколько я знаю, без каких-либо ограничений оценивали и представители других культур и конфессий. То же культурное и религиозное разнообразие я наблюдаю в программе. Общее для всех нас — не вероисповедание, а стремление к гуманистическому восприятию мира, осознанию его красоты и ценности, утверждению гуманистических идей. Каждый в мире, кто их придерживается, может приехать в Казань и стать участником этого форума. Так я представлял его назначение и рад, что не ошибся.

Все мы люди одной планеты, и нас объединяет значительно больше, чем разъединяет. Приведу такой пример. В Сенегале христиане и мусульмане покоятся на одних кладбищах. А когда мы отмечали 100-летие появления в нашей стране христианской конфессии, фильм об этом знаковом событии предложили сделать мне, мусульманину. И я со всей ответственностью выполнил это задание..

Микулай

Кадр из фильма «Микулай»

Фото: Кино.Арт.Про

«В картинах форума я увидел историю своей семьи и свою собственную»

— В большинстве фильмов конкурсной программы речь так или иначе ведется о традиционных ценностях — семье, памяти, уважении к старшим, к месту, где ты рожден. Насколько вам как режиссеру и человеку близок этот ракурс?

— Когда я говорю о человечности, многообразии и красоте мира, я имею в виду именно это — семью и традиции. В моей стране все это чтят. А фильмы фестиваля заставляют задуматься об этих вечных вещах. Можно сказать, я увидел в них истории своей семьи — отца, матери, сестер и, конечно, свою собственную. И я настолько проникся этой темой, что мне захотелось сделать фильм здесь, в России, в Татарстане, чтобы показать, насколько похожи наши традиции.

— Это будет документальный фильм?

— Сейчас я больше склоняюсь к игровому кино, хотя в последние годы в основном занимался документалистикой. Могу сказать, что документальный фильм — для меня та же история и прежде всего история. Есть она есть, получается кино.

— Историю уже выбрали?

— Пока в поисках, но как возможный вариант… Я познакомился здесь, в Казани, с метисами, у которых в роду были африканцы. Может получиться интересный рассказ.

саммит России и африканских стран в Санкт-Петербурге

Во время саммита России и африканских стран в Санкт-Петербурге

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Советский Союз и африканские страны тесно сотрудничали. Сейчас это сотрудничество выходит на новый уровень — недавний саммит России и африканских стран в Санкт-Петербурге тому пример. Ваш приезд к нам — проявление той же тенденции. На ваш взгляд, каковы перспективы нашего взаимодействия в культурной сфере?

— Они велики. Несомненно, прежде всего это партнерство в проектах и культурный обмен. Когда я оформлял документы для поездки в Россию, то видел множество молодых сенегальцев, отправляющихся к вам учиться. Таким образом, для нашей молодежи открываются новые возможности. И не только для молодежи. Я на сегодняшний день пробыл в России меньше недели, но, как видите, у меня уже родилась идея фильма. Думаю, что культурные отношения между Россией и Сенегалом, Россией и Африкой будут укрепляться и у нас есть все шансы не только вернуться к их былому уровню, но и превзойти его.

— До того как приехать сюда, что вы знали о нашем кино?

— Я человек кино. Это международное искусство, и мы, кинематографисты, как правило, хорошо осведомлены, что в нем происходит. И, конечно, в Африке известно, что Россия — большая кинематографическая держава, которая дала миру немало фильмов и режиссеров самого высокого уровня, и что у нее большая киноистория. В Казани мне предложили посмотреть татарский фильм, которому скоро 100 лет («Булат-батыр», снятый в 1926–1928 годах Юрием Таричем. — «Известия»). Так вот, оказалось, что я его уже видел в Сенегале.

 Мусса Туре

Режиссер Мусса Туре на церемонии открытия XIX Казанского международного фестиваля мусульманского кино

Фото: ТАСС/Бизнес Online/Андрей Титов

«Никому не удалось поколебать самостоятельность нашей культуры»

— Кинокомпания, которую вы в свое время основали, называется Les Films du crocodile («Фильмы крокодила»). Откуда такое экзотическое название?

— Оно экзотическое для России. В моей стране множество крокодилов, живущих в естественных природных условиях. Кожа крокодилов используется при производстве дорогостоящих сумок. И одно время их варварски истребляли. Так что название я придумал с целью защиты этих существ. Конечно, это было наивно, по-детски. Но задумка в итоге выросла в кинокомпанию, которая произвела и спродюсировала довольно много фильмов.

— А как сегодня обстоит дело с крокодилами?

— Они защищены. Приняты документы, регламентирующие их использование.

— Сенегал ранее был французской колонией. Насколько сильно в вашей культуре, в частности в сенегальском кино, ощущается влияние Франции?

Никому не удалось поколебать самостоятельность нашей культуры. Хотя Сенегал и был долгое время колонией, его культура настолько сильная и ее традиции настолько крепкие (достаточно сказать, что в нашей стране люди говорят на 11 языках), что никакие внешние влияния не смогли ее сломать.

Кадр из фильма «Пирога»

Фото: Appaloosa Films

— Свой путь в кинематографе вы начали с участия в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Был отмечен ваш фильм «Пирога». После этого ваша кинокарьера стала развиваться особенно интенсивно?

— Я бы так не сказал. Конечно, участие в фестивалях, тем более таких престижных, продвигает карьеру режиссера. Но более всего ее продвигают хорошие фильмы, которые затрагивают сердца людей. Очень важна также поддержка близких. Например, я могу сказать, что меня по сей день продвигает моя мама.

— Кстати, о женском влиянии. На пресс-конференции вы посетовали, что в жюри только одна женщина. Для вас важен гендерный паритет?

— Речь не о нем. Я имею в виду женский взгляд. Он очень важен. В нашем жюри этих взглядов недостаточно. И да, женское влияние в обществе, где я родился и вырос, велико. Меня воспитала моя мама. Она управляет домом. А до нее это делала моя бабушка. Даже когда был жив отец, женщины всё равно были главными. А паритет усложняет жизнь (смеется).

— Насколько я знаю, у вас сейчас в производстве новый фильм. Расскажите о нем.

— Это будет полнометражная игровая картина. История двух друзей, которые занимаются африканскими национальными видами борьбы. Они соревнуются в спорте, они спорят за девушку. По жанру это мелодрама. Можно сказать, что она про соревнование в широком смысле — не только в спорте, но и в любви, а в целом — в жизни.

— Увидим ли мы его в России?

— Мне бы очень этого хотелось.

Справка «Известий»

Мусса Туре начал карьеру в кино в качестве техника-осветителя. Сегодня в творческом багаже режиссера и продюсера более 50 художественных и документальных картин. Он стал основателем продюсерской компании Les Films du crocodile («Фильмы крокодила») в Дакаре, которой руководит по настоящее время, а также инициатором фестиваля Moussa invite («Мусса приглашает») в Руфиске и Мбао в Сенегале, продвигающим фильмы, снятые как молодыми сенегальскими режиссерами, так и представителями других африканских стран.

Читайте также
Прямой эфир