Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В подконтрольной Киеву части Запорожской области повреждена инфраструктура
Мир
Байден заявил о готовности к новым дебатам с Трампом в сентябре
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 13 украинских беспилотников над пятью регионами РФ
Мир
Пожар произошел в районе аэродрома Харир на севере Ирака
Мир
В Ирландии указали на страх Запада из-за заявлений о переговорах по Украине
Мир
Новым официальным представителем МИД Украины стал Георгий Тихий
Мир
Кеннеди-младший встретился с Трампом
Армия
Силы ПВО уничтожили шесть дронов над Орловской, Курской и Брянской областями
Мир
Фицо назвал вступление Украины в НАТО провокацией столкновения альянса с РФ
Армия
Военных группировки войск «Центр» наградили за уничтожение западных танков
Происшествия
Четыре человека ранены при обстреле Белгородской области со стороны ВСУ
Армия
Военнослужащие ВС РФ захватили 17 опорных пунктов и уничтожили до 585 бойцов ВСУ
Мир
Харрис предложила Вэнсу встретиться на дебатах вице-президентов США
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Черниговской области
Мир
Политолог назвал кандидата в вице-президенты США Вэнса прагматиком и реалистом
Недвижимость
Спрос на новостройки бизнес-класса в Москве за год вырос почти на 50%
Мир
Журналист Такер Карлсон заявил о победе Дональда Трампа на выборах
Общество
Более 50% россиян выступают за запрет рекламы вредных продуктов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для авиакомпаний РФ создан отечественный сервис связи «борт–земля». Он позволяет обмениваться цифровыми сообщениями между экипажами и наземными службами перевозчика, передавать телеметрию и прочие данные. До введения санкций в 2022 году использовалось оборудование швейцарской компании SITA и американской ARINC, но позднее организации отказали российской стороне в доступе к своим сервисам. Теперь наземные станции и ПО перевозчикам предоставляет «Ростех». К сервису уже подключились «Аэрофлот», S7 и Red Wings. До конца года наземные станции для передачи информации будут установлены в десяти аэропортах России, сообщили в корпорации.

«Борт–земля»

Дочерние структуры ГК «Ростех» восстановили для российских авиакомпаний сервис цифровой связи «борт–земля» для обмена цифровыми текстовыми сообщениями в полете. Об этом «Известиям» рассказал представитель госкорпорации.

Речь идет о технологии ACARS — (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) — адресно-отчетной системе авиационной связи. Она применяется с 1978 года и используется для передачи коротких и простых текстовых сообщений между экипажами самолетов и наземными службами авиакомпаний или диспетчерами на аэродромах. Это происходит с помощью наземных станций по прямой радиосвязи или через спутник. Например, через ACARS можно передать информацию об основных этапах полета, данные о состоянии систем самолета в полете, технические сообщения.

самолет
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

При этом сервис — опциональный, перевозчики сами выбирают, подключаться ли к нему, пояснили в госкорпорации. Это своего рода альтернатива голосовому радиообмену с диспетчером или замена бумажного документооборота между экипажем и собственной авиакомпанией. В случае с диспетчером ACARS устраняет проблему языковых акцентов, например, при начитке метеорологической информации пилот не всегда может с первого раза понять диспетчера, сообщающего в эфир информацию о погоде, тогда как текстовое сообщение интерпретируется однозначно, пояснил собеседник «Известий» на авиарынке.

До марта 2022-го оборудование для передачи ACARS-сообщений предоставляли и обслуживали иностранные провайдеры SITA (Швейцария) и ARINC (США). Для этого в РФ была размещена сеть их радиостанций, а обработка авиасообщений осуществлялась в зарубежных процессинговых центрах. Но с 29 марта прошлого года сервисы стали недоступны российским перевозчикам после введения санкций в отношении российской авиаотрасли.

Дочерние компании «Ростеха» — «Азимут» и «Инфоком-Авиа» — разработали и начали устанавливать собственные радиостанции и программное обеспечение для восстановления работы, пояснили «Известиям» в госкорпорации.

диспетчер
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— Фактически всё это время — больше года — перевозчики мучались. Самолеты в небе не имели прямой связи со своими авиакомпаниями. Например, экипажи испытывали сложности с передачей телеметрии и других актуальных данных с борта. Аналогично у диспетчеров были затруднения в части корректировки действий экипажей, находящихся в полете, что могло вести к перерасходу топлива. Информация о готовности судна к полету, о том, что пассажиры загружены и груз распределен, передавалась сначала по телефону в офис авиакомпании и далее в уполномоченные инстанции в бумажном виде, — рассказал источник «Известий», близкий к одному из перевозчиков. Это существенным образом влияло на производственные процессы, добавил он.

Альтернатива голосу

Сейчас российские наземные станции размещены в нескольких аэропортах, включая Шереметьево, сообщили в «Ростехе». До конца года планируется внедрить их в десяти авиаузлах, уточнил «Известиям» гендиректор «Инфоком-Авиа» Виктор Соломенцев. А обработка данных теперь производится в российском процессинговом центре. Но для полномасштабного предоставления сервиса по всей стране необходима установка 105 таких станций.

Сервис обеспечивает передачу всей телеметрии с борта самолета в центр управления авиакомпании, обмен экипажей и оперативных служб метеорологической и плановой информацией, необходимыми инструкциями, в том числе в критических ситуациях, — пояснил «Известиям» Виктор Соломенцев.

Сервисом уже пользуются «Аэрофлот», S7 Airlines и Red Wings, сообщили в «Ростехе». Соглашение о сотрудничестве подписано с «Россией» и белорусской «Белавиа».

Представитель Red Wings подтвердил, что авиакомпания начала использовать отечественный сервис с июня.

кабина самолета
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Преимущество в обмене цифровыми данными и текстовой информацией состоит в минимизации рисков потери корректных данных по сравнению с «голосовым» обменом данными по радиосвязи. Полученный экипажем воздушного судна текст, например, скорректированный уже в полете маршрут, позволяет корректно передать данные в органы по организации воздушного движения (ОрВД), сэкономив время на их обработку и применение, тем самым обеспечив наиболее эффективное и безопасное использование имеющейся структуры воздушного пространства и минимизацию выбросов оксида углерода в окружающую среду, — пояснили «Известиям» в авиакомпании.

«Известия» направили запросы в «Аэрофлот», S7 и «Белавиа», а также в Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и ряд региональных аэропортов, однако компании переадресовали их в ГК по ОрВД. В госкорпорации «Известиям» лишь сообщили, что оказывают содействие в размещении станций ACARS на аэродромах страны. В настоящее время такие станции установлены в Шереметьево, добавили там.

Следующий этап

Следующим этапом с помощью станций «Ростеха» планируется восстановить и другие цифровые продукты для перевозчиков. Например, направление на борт сводок погоды по аэродрому (D-ATIS), цифровых разрешений на вылет (DCL), а также организовать обмен сообщениями между экипажами и диспетчерами на аэродромах (CPDLC), отметили в госкорпорации.

При этом, по словам источника «Известий» в авиаотрасли, знакомого с работой сервисов ACARS, внедрение российского оборудования и станций идет пока медленнее, чем хотелось бы. Но эти сервисы действительно нужны. Из-за их отсутствия пилотам приходится вручную вбивать данные плана полета в бортовой компьютер (FMC), а ранее они загружались туда автоматически через ACARS из центра управления полетами авиакомпаний (ЦУП). Соответственно, сейчас увеличилось время работы экипажа на земле.

самолет дисптечер
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

— Что касается установленных ранее иностранными провайдерами станций, то они отключены. Можно было бы попробовать выкупить их по остаточной стоимости, но из-за санкций не ясно, будут ли иностранцы вести переговоры с российскими компаниями и как проводить платеж. Поэтому «Ростех» вынужден дублировать оборудование, — пояснил источник.

Пока российские станции установлены в Шереметьево и Домодедово, утверждает собеседник. Но этого недостаточно, так как они работают в УКВ-диапазоне, то есть в зоне прямой видимости, и даже на один крупный аэропорт нужна не одна станция, чтобы было полное покрытие сигналом.

Цифровые технологии сегодня внедряются повсеместно, они повышают качество и оперативность обмена информации, безопасность, летать без них сложно, особенно с учетом увеличения интенсивности полетов, отметил авиаэксперт Роман Гусаров. Поэтому инициатива госкорпорация по созданию отечественного сервиса только приветствуется. Российской авиаотрасли предстоит разработать и внедрить еще множество цифровых продуктов на замену иностранным, заключил он.

Прямой эфир